Методические разработки по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс)
Разработка поурочных планов по теоретическим и практическим занятиям по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.zanyatie_15.docx | 97.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «Арзамасский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по
ОУД.13 Биология
Тема «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»
Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Продолжительность занятия: 90 минут
Тип занятия:изучение нового материала и первичное закрепление
Цели занятия:
Образовательная: познакомить учащихся с методами изучения генетики человека,сформулировать понятия генеалогический метод, хромосомные мутации, генные мутации; близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод;
Воспитательная: Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.
Технологии: традиционная, личностно-ориентированная , ИКТ. Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.
Тип урока: комбинированный
Основное содержание темы, понятия, термины: естественный отбор; формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.
Оборудование: презентация; учебник «Общая биология. 10-11», авт. А.Каменский, Е. Криксунов, В. Пасечник
Место проведения:кабинет биологии
Оснащение занятия:мультимедийный проектор, презентация «Методы селекции»
Междисциплинарные связи:с генетикой человека с основами медицинской генетики; с анатомией и физиологией человека
Методы деятельности:по источникам знаний: словесный; наглядный; видеометод; практический; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный; методы управления учением по степени самостоятельности студентов: учебная работа под руководством преподавателя
Формы деятельности: по источникам знаний:беседа, объяснение, по характеру познавательной деятельности:самостоятельная работа, проблемные ситуации; методы управления учением по степени самостоятельности студентов: письменная работа.
Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Технологическая карта занятия:
Практического занятия
№ п/п | Название и содержание этапа | Время (мин) | |
1. | Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, выдача тетрадей, настрой на урок | 5 минут | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
приветствуют преподавателя | работа с журналом, отмечает отсутствующих на уроке | ||
2. | Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности | 3 минуты | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
записывают тему урока в тетради | сообщают тему урока, цели, мотивирует учебную деятельность | ||
3. | Контроль и оценка опорных знаний | 17 минут | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают | поисковая беседа по вопросам Приложение №1 | ||
4. | Инструктаж преподавателя | 5 минут | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
делают записи в тетради | объяснение преподавателя по теме занятия, распределяет задания, следит за выполнением заданий. | ||
5. | Применение и закрепление знаний и умений (практическая работа) | 50 минуты | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
Составление алгоритма выполнения задания, решение ситуационных задач Приложение №2 | Проведение контроля правильности выполнения заданий | ||
6. | Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов | 5 минут | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
Слушают вопросы, дискутируют,осмысливают, анализируют | оценивает правильность ответов | ||
7. | Постановка внеаудиторной самостоятельной работы | 5 минут | |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | ||
Делают запись домашнего задания | Объясняет, наставляет, даёт задание |
Приложение №1
Контроль и оценка опорных знаний
1. Зачем и почему необходимы бережное отношение к природе и её охрана.
2. В чём значение рационального научно-обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.
3. Дайте определение следующим терминам:
- антропогенный фактор
- антропоценоз
- природопользование
- охрана природы;
- природные ресурсы;
- невосполнимые ресурсы.
Приложение №2
Самостоятельная работа
1.Предложите способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.
2. Укажите на схемах, в каких частях растений накапливается больше нитратов.
Свекла Морковь Капуста (кочан в разрезе)
3.Приведите примеры влияние антропогенного фактора на окружающую среду, используя местный материал.
4. В 60-70-е годы в сельском хозяйстве действовала схема:
Пестициды
Высокие дозы удобрений Высокоурожайные сорта
Интенсивная система обработка почв
Антибиотики
Обильные корма с пашни Высокопродуктивные животные
Стимуляторы роста
5. Назовите причины, по которым городская экосистема не может существовать без сельскохозяйственной.
6. Природные экологические системы испытывают значительные нарушения от воздействия со стороны искусственных сообществ - агроценозов.
Предложите способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.
7.Проверьте свои знания, заполнив таблицу.
Влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы
Экосистема | Деятельность человека | |
Нарушающая равновесие | поддерживающая равновесие | |
1.Лес | ||
2.Городская экосистема |
8. Сформулируйте принципы рационального природопользования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии
Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Методическая разработка урока биологии в 11 классе
Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1. Используя презентацию учащейся 11 класса выяснить, что изучает наука эколог...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...