Методические разработки по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс)

Пантухова Светлана Юрьевна

Разработка поурочных планов по теоретическим и практическим занятиям по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.zanyatie_15.docx97.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «Арзамасский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по

ОУД.13 Биология

Тема «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Продолжительность занятия: 90 минут        

Тип занятия:изучение нового материала и первичное закрепление

Цели занятия:        

Образовательная: познакомить учащихся с методами изучения генетики человека,сформулировать понятия генеалогический метод, хромосомные мутации, генные мутации; близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод;

Воспитательная: Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.  

Технологии: традиционная, личностно-ориентированная , ИКТ. Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.

Тип урока: комбинированный

Основное содержание темы, понятия, термины: естественный отбор; формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.

Оборудование: презентация; учебник «Общая биология. 10-11», авт. А.Каменский, Е. Криксунов, В. Пасечник

Место проведения:кабинет биологии

Оснащение занятия:мультимедийный проектор, презентация «Методы селекции»

Междисциплинарные связи:с генетикой человека с основами медицинской генетики; с анатомией и физиологией человека

Методы деятельности:по источникам знаний: словесный; наглядный; видеометод; практический; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный; методы управления учением по степени самостоятельности студентов: учебная работа под руководством преподавателя

Формы деятельности: по источникам знаний:беседа, объяснение, по характеру познавательной деятельности:самостоятельная работа, проблемные ситуации; методы управления учением по степени самостоятельности студентов: письменная работа.

Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Технологическая карта занятия:

Практического занятия

п/п

Название и содержание этапа

Время (мин)

1.

Организационный момент:

приветствие, проверка отсутствующих, выдача тетрадей, настрой на урок

5 минут

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

приветствуют преподавателя

работа с журналом, отмечает отсутствующих на уроке

2.

Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности

3 минуты

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

записывают тему урока в тетради

сообщают тему урока, цели,

мотивирует учебную деятельность

3.

Контроль и оценка опорных знаний

17 минут

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают

поисковая беседа по вопросам

Приложение №1

4.

Инструктаж преподавателя        

5 минут

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

делают записи в тетради

объяснение преподавателя по теме занятия, распределяет задания, следит за выполнением заданий.

5.

Применение и закрепление знаний и умений (практическая работа)

50 минуты

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Составление алгоритма выполнения задания, решение ситуационных задач

Приложение №2

Проведение контроля правильности выполнения заданий

6.

Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов

5 минут

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Слушают вопросы, дискутируют,осмысливают, анализируют

оценивает правильность ответов

7.

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы

5 минут

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Делают запись

домашнего  задания

Объясняет, наставляет, даёт задание

  Приложение №1

Контроль и оценка опорных знаний

1. Зачем и почему необходимы бережное отношение к природе и её охрана.

2. В чём значение рационального научно-обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

3. Дайте определение следующим терминам:

- антропогенный фактор

- антропоценоз

- природопользование

- охрана природы;

- природные ресурсы;

- невосполнимые ресурсы.

Приложение №2

Самостоятельная работа

1.Предложите способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

2. Укажите на схемах, в каких частях растений накапливается больше нитратов.

        Свекла                         Морковь                             Капуста (кочан в разрезе)

св.jpgсв.jpgкап кч в р.jpg

3.Приведите примеры влияние антропогенного фактора на окружающую среду, используя местный материал.

4. В 60-70-е годы в сельском хозяйстве действовала схема:

Пестициды

Высокие дозы удобрений                                         Высокоурожайные сорта  

Интенсивная система обработка почв

Антибиотики                                                                          

Обильные корма с пашни                                     Высокопродуктивные животные  

Стимуляторы роста

5. Назовите причины, по которым городская экосистема не может существовать без сельскохозяйственной.

6. Природные экологические системы испытывают значительные нарушения от воздействия со стороны искусственных сообществ - агроценозов.

Предложите способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

7.Проверьте свои знания, заполнив таблицу.

  Влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы

Экосистема

Деятельность человека

Нарушающая равновесие

поддерживающая равновесие

1.Лес

2.Городская экосистема

8. Сформулируйте принципы рационального природопользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 11 классе

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...