План конспект урока "Зрительный анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

 План конспект к уроку "Зрительный анализатор"

Тип урока: комбинированный урок.

Форма организации учебной деятельности: парная, индивидуальная (пары сформированы из учащихся с разным интеллектуальным потенциалом)

Ведущие понятия, на которые опирается урок: рецепторы, доли коры больших полушарий, зоны коры больших полушарий (чувствительные и двигательные), нервы, нервные пути, ощущения.

Основные понятия и термины урока: вспомогательные части глаза, склера, роговица, радужка, зрачок,  хрусталик, сетчатка, палочки, колбочки.

целевая аудитория 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnyy_analizator.doc747.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»

Цель: формирование  знаний о строении и значении зрительного анализатора

Образовательные:  опираясь на знания о строении анализатора, сформировать представление о анатомо - функциональной характеристике зрительного анализатора

Воспитывающие: прививать детям идею о  необходимости изучения человеческого организма для создания ситуации успешности в собственной жизни и для пользы обществу.

Развивающие: углубить представление о восприятии целостной картины мира на примере работы зрительного анализатора как оптического прибора; развивать технологические, информационные, коммуникативные компетенции.

Используемые средства: проектор, экран, компьютер;  презентация «Зрительный анализатор», видеофильм «Строение глазного яблока»

Основные технологии, методы и способы: ИКТ-технология, проблемная технология, исследовательская деятельность, интеграция знаний.

Ведущий тип деятельности детей:  продуктивный способ деятельности, проблемно-диалоговое мышление.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма организации учебной деятельности: парная, индивидуальная (пары сформированы из учащихся с разным интеллектуальным потенциалом)

Ведущие понятия, на которые опирается урок: рецепторы, доли коры больших полушарий, зоны коры больших полушарий (чувствительные и двигательные), нервы, нервные пути, ощущения.

Основные понятия и термины урока: вспомогательные части глаза, склера, роговица, радужка, зрачок,  хрусталик, сетчатка, палочки, колбочки.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

- Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашего соседа по парте? (Добрые, грустные, весёлые, задумчивые…..)

II. Мотивация познавательной деятельности

Сегодня наш урок начнем с небольшого эксперимента. Я попрошу самых смелых завязать глаза ( экспериментальная группа) (слайд 1)

 Цель эксперимента; определить количество информации поступающее от различных органов чувств. Проанализируем небольшой фрагмент.

- Сначала опишут свои ощущения экспериментальная группа

- ребята можете снять повязки

-теперь послушаем какой объем информации получила контрольная группа

- С помощью какого органа чувств вы получили больший объем информации?

(70- 90 % информации мы получаем с помощью органов зрения)

- Почему глаза так важны для нас? Как они устроены?

- Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну (объявление темы урока) (слайд2)

Строение органов зрения. Зрительный анализатор.

-Сформулируйте цель нашего урока.

III. Актуализация опорных знаний

«Глаз смотрит а мозг видит», «у человека глаза на затылке») (слайд3)

Правомерны ли эти утверждения?

( мозг анализирует а глаз это начальный отдел сенсорной системы)

-Объясните, чем различаются термины рецептор, орган чувств, анализатор

-Что такое анализатор? Как он устроен?

 На доске по порядку выстроить схему. (Делает ученик из заготовок с магнитами).

3. В чем выражена специализация рецепторов? ( Только на звук, свет, или прикосновение).

IV. Изучение нового материала

1. Строение периферического  отдела

     Главная функция зрения – познавательная. Около 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора.

 

Учитель: Глаз - это периферическая часть зрительного анализатора. Глаза расположены в глазницах черепа. Состоят из глазного яблока со зрительным нервом и вспомогательного аппарата. (слайд 4)

Строение вспомогательного аппарата (слайд 5)

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки

Кожные мышечные складки с ресницами

Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания

Слезный аппарат

Слезная железа и выводящие пути

Слезы смачивают, очищают, предохраняют от инфекции глаз

Глаз состоит из оболочек глаза, оптической системы и световоспринимающей системы.

Внутреннее строение глаза, функции (слайд6)

Работа в парах (ученики  изучают, информацию учебника и видеоматериал  используя инструктивную карточку.)  

Инструктивная карточка

 I Составить кластер «Строение и функции оболочек глаза»

источники информации: учебник стр.306 рис.135 А и видеоматериал (до фамилии ученого Иоганн Кеплерр 1611г, ставим паузу)

наводящие вопросы: 

1 найдите и определите оболочки глаза?

2 выясните, какие функции выполняет склера?

3 как называется передняя часть склеры и особенность ее строения?

4 какая оболочка содержит кровеносные сосуды и какую функцию она выполняет?

5 какая оболочка определяет цвет глаз?

6 роль хрусталика?

7 оболочка содержащая фоторецепторы?

Дается время на самостоятельное изучение материала в группах. (5-7 минут)

II Работа в группах– ход лучей через прозрачную среду глаза. (просмотр видеоматериала) зарисовка схемы

Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Оболочки глазного яблока

Белочная

Наружная, плотная оболочка.

Защита глаза от механического и химического воздействия.

Сосудистая

Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

Питание глаза

Сетчатка

Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек

Восприятие света, преобразование в электрический импульс.

Опыт 1 «Сужение и расширение зрачка» (Слайд7, 8 )

 Объяснить результаты опыта. Проведение опыта: учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка.

Вывод: зрачок рефлекторно сужается на свету.

Строение и функции оптической системы глаза

Принцип действия глаза напоминает фотоаппарат (слайд 9)

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки

Преломляет лучи света

Водянистая влага

Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей

Пропускает лучи света

Радужная оболочка (радужка)

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигменты придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей

Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

Хрусталик

Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией

Стекловидное тело

Прозрачное тело в состоянии коллоида

Заполняет глазное яблоко ,пропускает лучи света

Световоспринимающая

Сетчатка( матрица,пленка)

В сетчатке в форме палочек и колбочек

Палочки воспринимают сумеречный свет, колбочки – цвет (цветовое излучение)

«Аккомодация»  (слайд10)

это способность глаза хорошо видеть предметы, расположенные от нас на разном расстоянии.

 Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским; если рассматриваем предметы вблизи — более выпуклым. Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку. Он фокусирует изображение на ней.

 Работа в группах– ход лучей через прозрачную среду глаза. (просмотр видеоматериала) зарисовка схемы

Световоспринимающая часть-сетчатка (слайд11,12, 13, 14)

признаки

палочки

колбочки

Длина

0,06 мм

0,035 мм

Диаметр

0,002 мм

0,006 мм

Количество

125 – 130 млн.

6 – 7 млн.

Изображение

Черно-белое

Цветное

Вещество

Родопсин (зрительный пурпур)

иодопсин

расположение

Преобладают на периферии

Преобладают в центральной части сетчатки

Желтое пятно – скопление колбочек, слепое пятно – место выхода зрительного нерва (рецепторов нет)

«Выявление функций периферического зрения»

  Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.) ( заранее предмет не показывают и не называют)

 Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут воспринять цвет.

 Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул,                   он фиксирует взгляд на точке впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают.

Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета?

Вывод: Изображения проецируются на край сетчатки, где нет колбочек, а сконцентрированы палочки, поэтому цвет восприниматься не будет.

Восприятие света (слайд

Физзарядка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, а затем открыть их 3-5с. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует кровообращению и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10-15с способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.

4. Демонстрация картинок, расслабляющих глазные мышцы.

 2 Проводниковый отдел- зрительные пути

От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в зрительную зону КБП информацию в форме слабых нервных импульсов. В зрении участвуют оба полушария головного мозга, каждое из которых получает информацию, как от правого, так и от левого глаза.

Перекрест связан с развитием в процессе эволюции бинокулярного зрения. S изгиб препятствует натяжению зрительного нерва во время движения глазного яблока.

Перекрещиваются волокна от внутренних половинок сетчатки ( носовая), волокна ведущие от наружных половинок ( височные), не перекрещиваются. После Х образуется правые и левые зрительные пути, каждый из которых содержит волокна от обоих глаз не Х со своей стороны и Х от противоположного глаза т.е. волокна от одноименных половинок сетчатки обоих глаз( пр.и лв)

3 Центральный отдел (слайд 15,16)

 передают в зрительную зону КБП информацию в форме нервных импульсов. В зрении участвуют оба полушария головного мозга, каждое из которых получает информацию, как от правого, так и от левого глаза.

6. Лабораторная работа

Опыт 1: выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета).

              Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.) ( заранее предмет не показывают и не называют)

               Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут восприять цвет.

               Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул,                   он фиксирует взгляд на точке впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают.

Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета?

Опыт 2: обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта.

   Проведение опыта: учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка.

Опыт 3: аккомодация

 Цель: пронаблюдать работу хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявить расстояние наилучшего зрения. Ход работы: расположите ладонь на расстоянии 25 см от глаз. Рассмотрите линии ладони. Медленно приближайте ладонь к носу. Что происходит с изображением? Каково расстояние наилучшего зрения?

Выводы: изображение становится нечетким, размытым. Расстояние наилучшего зрения 20 –25 см от глаз, таким оно должно быть при чтении.    Существует предел аккомодации – 12 см – максимальное сжатие хрусталика.

Опыт 4: обнаружение слепого пятна.

              Проведение опыта: закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от изображения и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Опыт «дырка в ладони» (слайд17)

Из листа бумаги свертывают трубочку и ставят ее перед одним глазом обследуемого. Рядом с трубочкой, через которую обследуемый смотрит вдаль, перед вторым глазом помещают ладонь второй руки. Если при взгляде двумя глазами обследуемый увидит «дыру в ладони», через которую ему кажется, он даже видит предметы, значит бинокулярное зрение у него сохранено. Лица с нарушенным бинокулярным зрением этого отверстия в ладони не увидят.

Опыт

Результаты опыта

Вывод

1Выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета).

Форма карандаша и движение его воспроизводятся точно. Цвет кажется черным.

Изображения проецируются на край сетчатки, где нет колбочек, а сконцентрированы палочки, поэтому цвет восприниматься не будет.

2Обнаружение сужения и расширения зрачка

На свету зрачек сужается, в темноте расширяется

Зрачек регулирует поступление света на сетчатку.

3 Работа хрусталика

-посмотреть на доску сквозь отверстие в листе бумаги

-посмотреть на буквы, написанные вокруг отверстия в бумаге

-Надписи на доске видны четко, буквы на бумаге расплывчато.

-Надписи на доске видны расплывчато, буквы на бумаге четко.

Хрусталик уплощаясь и становясь выпуклым настраивается на четков видение предметов на близком и далеком расстоянии.

4 Обнаружение слепого пятна

Левый крестик исчез

Изображение попало на слепое пятно - место выхода зрительного нерва из глаза

Учитель: вот так устроен наш глаз, так мы из окружающего мира получаем максимум информации.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. «Убери лишнее»

А. Склера, сосудистая оболочка, хрусталик, сетчатка.

Б. Водянистая влага, палочки, радужка, хрусталик, стекловидное тело.

В. Ресничное тело, брови, веки, ресницы.

2. Выполнение теста

                                             Тест для самопроверки

1. Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза: а) роговица; б) веко; в) хрусталик; г) радужка.

2. Средняя оболочка глаза: а) роговица; б) сосудистая оболочка; в) сетчатка; г) белочная оболочка.

3. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окружённая ресничной мышцей: а) хрусталик; б) зрачок; в) радужка; г) стекловидное тело.

4. Функция сетчатки: а) преломление лучей света; б) питание глаза; в) восприятие света, преобразование его в нервные импульсы; г) защита глаз.

5. Прозрачная передняя часть белочной оболочки: а) жёлтое пятно; б) радужка; в) сетчатка; г) роговица.

6. К внутреннему ядру глаза относится: а) склера; б) зрачок; в) стекловидное тело; г) радужка.

7. Оболочек глазного яблока: а) 3; б) 2; в) 4; г) 5.

     

3.Решить ситуативную задачу:

1)Есть такая народная мудрость: «Смотрим газами, а видим затылком». В чём её биологический смысл?

2)Водитель Иванов, сбивший на машине  породистую собаку,  утверждает, что он её не видел на дороге вообще. Честен ли он в своих  показаниях? Ответ пояснить.

3)Объяснить с биологической точки зрения поговорку: «В темноте все кошки серы».

VI. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок….»

«Глаза зеркало души»

С помощью глаз выразите отношения к уроку

Урок

Я на уроке

В итоге

интересно

работал

понял и усвоил материал

скучно

ничего не делал

узнал новое

безразлично

помогал друзьям

не понял

VII. Домашнее задание: п. 49 (изучить); выуч. термины;

                                 -опыт обнаружение слепого пятна, сделать вывод

Приложение 1

Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Веки

Слезный аппарат

Оболочки глазного яблока

Белочная

Сосудистая

Сетчатка

Оптическая

Роговица

Водянистая влага

Радужная оболочка (радужка)

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Световоспринимающая (зрительный анализатор)

Фоторецепторы (нейроны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

Урок биологии. 8 класс. "Зрительный анализатор"(План-конспект)

Зрительный анализатор, его значение в жизни человека, в познании окружающего мира. Роль и взаимосвязь трёх отделов анализатора: периферического, проводникового и центрального. Строение и функции глаза...

План-конспект урока на тему "Слуховой анализатор с использованием сингапурской системы обучения"

Класс: 8АДата: 8.12.14 Тема урока: "Анализатор слуха».Тип урока и его структура: изучение новых знаний. 1. Знания этой темы, тесно связаны с последующими (понятия анализато...

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...