Урок биологии по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Споровые растения"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Лучиц Татьяна Николаевна

Цель:

Создать условия для закрепления и систематизации знаний учащихся о строении и процессах жизнедеятельности споровых растений

 

Задачи:

1) Обобщить, систематизировать и провести контроль знаний учащихся по теме «Споровые растения»;

2) Содействовать развитию логического мышления, навыков применения знаний на практике, самоконтроля и самооценки полученных знаний;

3) Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях;

4) Обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лучиц  Татьяна Николаевна, учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

ГУО «УПК Ровинская д/с-СШ» Дрогичинского района

Обобщение и систематизация знаний по главе

«Споровые растения»

Цель:

Создать условия для закрепления и систематизации знаний учащихся о строении и процессах жизнедеятельности споровых растений

Задачи:

1) Обобщить, систематизировать и провести контроль знаний учащихся по теме «Споровые растения»;

2) Содействовать развитию логического мышления, навыков применения знаний на практике, самоконтроля и самооценки полученных знаний;

3) Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях;

4) Обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебное пособие, тетрадь, карточки с заданиями, презентация, рисунки, таблицы

Формы и методы организации урока: 

индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах; приём «Сюрприз»

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: Здоровьесберегающие,  игровые, технология личностно-ориентированного образования, информационно-коммуникационные, технология исследовательской деятельности, коллективное  взаимообучение; проблемно-поисковый и дифференцированный  подходы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день.

Я очень рада встрече с вами. И, конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в чудесный и интересный мир биологии. А вы этого желаете? Ответ детей

  1. Анализ практической работы

На прошлом уроке вы выполняли практическую работу. Её выполнили  хорошо.

Тетради у вас на партах. Можете ознакомиться с отметками.

Есть ли вопросы по работе?

Передайте тетради для лабораторных и практических работ.

  1. Целемотивационный  этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Вводное слово учителя.

За активную работу и правильные ответы вы будете получать жетоны, и по их количеству в конце урока будут выставлены отметки. У всех вас уже есть по одному жетону.

Чтобы узнать тему урока, необходимо отгадать загадки.

1. Мягок, а не пух

    Зелен, а не трава. (Мох)

2. По легенде, мой цветок, клады открывает.

    Говорят, что раз в году – чудо то бывает.

    Но скажу начистоту: я вообще-то не цвету! (Папоротник)

3. Лесная трава, споры которой

    Раньше применяли, как детскую присыпку. (Плаун)

4. На маленькую ёлочку он так, друзья, похож

    Хрупкий и колючий, многолетний ... (Хвощ)

Что объединяет эти растения? (Они размножаются при помощи спор). 

Поэтому их называют споровыми растениями.

Назовите тему урока?

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка задач

     ЦЕЛЬ урока: закрепить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности споровых растений

- Какие задачи необходимо достигнуть в ходе урока? (Ответы учащихся)

4. Обобщение и систематизация знаний по главе «Споровые растения»

Сегодня на уроке вы сможете получить по две отметки: 1 – за работу на уроке; 2 – за выполнение тематического контроля.

Сейчас работа будет построена следующим образом, выполняя Задание «10 предложений»

Класс разделён на 2 группы.

Каждая группа готовит сообщение из 10 предложений (кроме значения) о группе споровых растений:

1 группа – мхи; 2 группа – папоротники. На выполнение задания 3 минуты.

После обсуждения каждая группа презентует результаты своей работы.

Выступление учащихся по теме «Мхи»

Затем учитель задаёт вопросы учащимся: (фронтальная работа с классом)

1. Где в нашей зоне растут мхи? (В любых лесах, на болотах, лугах, на деревьях, на крышах, заборах и в воде)

2. Какие условия необходимы для полового размножения мхов? (Наличие воды). Какой процесс при этом происходит? (Оплодотворение)

3. Чем отличается сфагнум от кукушкиного льна? (Сфагнум не имеет ризоидов; каждый вид сфагнума состоит из клеток двух видов, одни из них зелёные, живые, содержат хлоропласты, другие клетки - мёртвые)

4. Как происходит бесполое размножение мхов? (Образование спор)

Давайте послушаем сообщении «Роль мхов в природе. Использование мхов»

Выступление про папоротники

5. Как называются листья папоротников? (Вайи)

6. Каковы отличительные черты папоротников? (Имеют листья, стебель и корни; хорошо развиты проводящие и механические ткани; стебли и листья покрыты влагонепроницаемой покровной тканью)

7. Как называется стебель папоротников? (Корневище)

8. Что образуется из пор у папоротников при половом размножении? (Растение в виде тонкой зелёной многоклеточной пластинки сердцевидной формы, укрепляющееся в почве ризоидами)

Сообщение «Роль папоротников в природе, использование человеком»

Закрепить знания по теме «Плауны и хвощи» вы сможете выполнив задание:

Отметить верные и неверные утверждения (Плауны и хвощи)

(на задание отводится 3 мин.)

  1. Хвощи являются однолетними растениями (---)
  2. Споры хвощей образуются на побегах, осуществляющих фотосинтез (-)
  3. Необходимым условием для существования гаметофита плаунов является симбиоз (+)
  4. Спороносные колоски у плаунов имеют в своём составе листья (+)
  5. Современные хвощи являются кустарничками (---)
  6. Плауны размножаются бесполым и половым способами (+)
  7. Стебель хвощей пропитан кремнезёмом (+)
  8. Плаун баранец используют для получения желтой краски (+)
  9. Весенние и летние побеги хвоща не имеют отличий во внешнем виде (---)
  10. Побеги некоторых хвощей используют в народной медицине как мочегонное и вяжущее средство (+)

(ВЗАИМОПРОВЕРКА) После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задание со слайда. Если задание выполнено правильно, то приплюсуйте 10 жетонов, если 9, то + 9, 8 - + 8 и так далее.

Выступление учащегося по теме «Значение хвощей и плаунов в природе и жизни человека»

Переходим к выполнению следующего задания.

        Задание «Найди ошибку»

        Отсутствие у мхов настоящих корней ограничивает поступление воды из почвы. Размножаются мхи только половым путём (мхи размножаются бесполым и половым способами).Сфагновые мхи нельзя использовать при хранении плодов и семян (можно). 

        Когда устьица открываются, испарение воды у папоротников замедляется, когда сужаются – ускоряется. Развитие молодого папоротника идет медленно, и пройдёт много лет, пока папоротник даст крупные листья и первые спорангии со спорами. Папоротники (сальвиния и азолла) живут только на суше. (только в воде)

        Весной на верхушке боковых побегов плаунов развиваются спороносные колоски со спорангиями, в которых образуются споры.

        При обработке почвы кусочки корневища хвоща сразу же погибают. Из древовидных папоротников, плаунов и хвощей миллионы лет назад образовались залежи каменного угля.

(САМОПРОВЕРКА) Ребята, сейчас вы самостоятельно исправляете ошибки. Правильные ответы на слайде. За каждую исправленную ошибку добавляете себе один жетон.

Максимальное количество жетонов за это задание - 7

Теперь немного отдохнём

Физкультминутка.

Ребята, мы в лесу. Какой чистый воздух. Закрыли глаз, дыхание спокойное, ровное.

Открыли глаза. Встали. Не поворачивая головы,  посмотрели вверх, вниз, вправо, влево; еще раз: вверх-вниз, вправо-влево. Какие красавицы ели перед нами.

Потянулись, сорвали шишку, бросили ее в корзину, еще раз: потянулись, сорвали - в корзину.

Посмотрите, под елью, столько шишек! Присели, взяли шишку, положили в корзину, встали.

Хорошо в лесу! Сели, руки на колени, выпрямили спинки и  продолжаем работать.

В Беларуси насчитывается около 440 видов мхов, 29 видов папоротников, 7 видов плаунов и 8 видов хвощей. Как научились вы отличать споровые растения друг от друга сейчас проверим, выполнив следующее задание

На доске записаны 4 группы споровых растений (Мхи. Папоротники. Плауны. Хвощи). К доске выходит 4 человека.

Необходимо определить к какому отделу споровых растений относятся данные изображения и назвать эти растения.

4 ученика работают у доски

После окончания 11 класса многие из вас будут сдавать биологию на централизованном тестировании. Поэтому начинать подготовку нужно заранее.

Задание «Укажите правильные утверждения» (задания ЦТ)

  1. а) мхи и папоротники могут произрастать в тенистых лесах и сырых оврагах; б) гаметофит кукушкиного льна прикрепляется к субстрату при помощи ризоидов;

в) у щитовника мужского в стебле хорошо развиты проводящие ткани – ксилема и флоэма;

г) у орляка и сфагнума на нижней стороне вайи располагаются спорангии, собраны в сорусы;

д) в отличие от кукушкиного льна у щитовника мужского при слиянии гамет образуется зигота.

1) а,б,в;                2) а,б,д;             3) а,в,г;          4) б,г,д.

  1. а) сальвиния плавающая и сфагнум обыкновенный – это споровые растения;

б) у папоротников и мхов хорошо развиты проводящие и механические ткани;  

в) в отличие от гаметофита щитовника мужского гаметофит сфагнума приклепляется субстрату ризоидами ;

г) кукушкиного льна органы полового размножения развиваются на верхушках мужских и женских растений;

д) папоротники являются компанентами многих растительных сообществ, наиболие распространены они  во влажных тропических лесах.

1) а, б, г;                      2) а, в, д;                  3) а, г, д;              4) в, г, д.

  1. а) сальвиния плавающая – однолетний водный папоротник;

б)молодые вайи орляка человек может употреблять в пищу;

в) мхам и папоротникам для оподотворения необходимо наличие воды;

г) в отличие от сфагнума болотного для щитовника мужского характера как половое, так и бесполое размножение;

д) у кукушкиного льна антеридии и архегонии развиваются  на одном растении: антеридии – в  пазухах  листьев, архегонии – на верхушкак веточек.

          1) а, б, в;                      2) а, в, д;                     3) б, в, г;             4) б, г, д.

Правильные ответы – 1,3,1

Учитель называет правильные ответы, если у учащихся имеются ошибки, то совместно с учащимися находит правильное решение

Сейчас переходим к выполнению тематического контроля по теме «Споровые растения». Все задания вам по силам. На выполнение тематического контроля - 20 минут. К следующему уроку я проверю ваши работы и выставлю отметки.

Выполнение тематического контроля по теме

  1. Рассечённые листья имеются у большинства папоротников?

а) да;                      б) нет.

  1. Закончите предложения:

а) жизненная форма современных плаунов - ...;

б) органы бесполого размножения у папоротников расположены на ...;

в) мхи прикрепляются к грунту при помощи  ...;

г) органом, осуществляющим процесс фотосинтеза у хвощей, является ...

  1. Установите соответствие между характеристикой растения и группой, к которому его относят.

Группа растений

признак

  1. Мхи
  2. Папоротники
  3. Хвощи
  4. Плауны

А) многолетний сорняк, растущий на полях и пашнях;

Б) обитают на суше в тенистых лесах, некоторые в воде;

В) являются пищей для многих беспозвоночных животных;

Г) 7 видов в Беларуси;

Д) лист состоит из одного слоя клеток двух видов;

Е) весной отрастают желтовато-бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски;

Ж) в древности достигали 20 м.

  1. Благодаря каким свойствам сфагнума его используют:

а) в качестве перевязочного материала;

б) птицы для постройки гнёзд, звери – для выстилки нор.

  1. Определите значение папоротников, хвощей и плаунов в жизни человека и обоснуйте необходимость охраны этих растений?

5. Подведение итогов.

Прием «Сюрприз»

5 учащихся по очереди вытягивают жребий (сложенные листочки бумаги со словами). «Учитель» - ответ на вопрос учителя; «друг» - ответ на вопрос друга; «сам» - самооценка; «сюрприз» - на вопрос не отвечает.

Вопросы от учителя:

  1. Какое условие необходимо для того, чтобы у споровых растений произошло оплодотворение?
  2. Чем отличается кукушкин лён от сфагновых мхов?
  3. По каким признакам папоротники сходны с мхами, а по каким отличаются от них?
  4. По каким признакам папоротники, хвощи, плауны, отличаются от мхов?

Учитель, совместно с учащимися, отвечает на следующие вопросы, подводя итоги:

1) В процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду: мхи - плауны - хвощи - папоротники.

Учитель: Каковы же основные эволюционные преимущества у этих растений?

(Ответ: плауны, хвощи - появление настоящих корней, строение которых сходно со стеблем, появление побега, хорошо развитых проводящих и покровных тканей; папоротники - наличие корней, сложные листья, выполняющие функции фотосинтеза и спорообразования, хорошо развиты проводящие и основные ткани).

2) Учитель: Почему же высшие споровые не занимают сейчас господствующее положение?

(Ответ: ограничивающим фактором для споровых растений является отсутствие воды, поэтому они встречаются только во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение).

Урок подходит к завершению.

Подсчитайте свои жетоны:

9 – 11 жетонов – «5»

12 – 14 жетонов – «6»

15 – 18 жетонов – «7»

19 – 23 жетонов – «8»

24 – 28 жетонов – «9»

29 – 30 жетонов – «10»

Выставление отметок

Д/3

1.§§19-22;

2. Заполнить в сравнительной таблице недостающие колонки.

3. Составить текст (6 предложений) с ошибками для одноклассников.

4. Нарисовать схему с недостающими элементами «Жизненный цикл мхов (папоротников)».

Рефлексия

Многие армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял. Надеюсь, что сегодня с урока вы уходите с яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...

Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс

ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....