Внешнее строение цветка
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Зарипова Гульнур Галимулловна

Урок  был составлен по требованию ФГОС, технологическая карта урока по теме: «Внешнее строение листа». На каждый этап урока  были поставлены задачи, цель урока поставили сами ученики, .ученики  сами оценивали свою деятельность. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.  Каждый ученик будет вносить свой индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности. Весь образовательный процесс будет происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит учащимся не только получать новое знание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnee_stroenie_listka.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

ФИО учителя:

Зарипова Гульнур Галимулловна 

Класс:

 6 класс

Дата урока:

 11.10. 17

Время урока:

9.25 

Предмет:

Биология  

Тема:

Внешнее строение листа. 

Компетенция:

Компетентный педагог.

Зона роста:

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в урочной деятельности.

Цели урока:

Цель урока: сформировать представление о  внешнем строении листа, умение пользоваться гербарным материалом, углубить знания о признаках однодольных и двудольных растениях.

Задачи урока:

Задачи урока:

Предметные:

- сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа. Продолжить работу с биологическими терминами.

- создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения различных видов листьев.

Метапредметные:

- выработать умения распознавать на натуральных объектах формы и виды листьев;

- продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.

Личностные:

- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам

- сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о листовой пластинке.

.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Урок  был составлен по требованию ФГОС, технологическая карта урока по теме: «Внешнее строение листа». На каждый этап урока  были поставлены задачи, цель урока поставили сами ученики, .ученики  сами оценивали свою деятельность. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.  Каждый ученик будет вносить свой индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности. Весь образовательный процесс будет происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит учащимся не только получать новое знание.

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 2 минуты

 Мотивация учебной деятельности.

 Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметкупять.

Отметить отсутствующих.

Разделение учащихся на пары.

 Чтобы урок прошел успешно надо сконцентрировать внимание  учащихся  .

 Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; мультимедийная презентация;

Дидактические материалы и оборудование: учебник презентация, таблица.

Учебник: Биология. Многооборазие покрытосемянных растений. – 6 кл. :учебник/ В.В.Пасечник. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2015. – 141,[3]с

 7 минут.

Этап 2. Проверка домашнего задания..

Учитель  проверяет усвоение предыдущего материала по теме «Побег и почки». Ребята перед вами самостоятельная работа  по теме прошлого урока. Для его выполнения вам дается 7 минут.

Ученики вимательно слушают, выполняют тестовый материал. Производят взаимопроверку по презентации.

 

.

Использование ИКТ

Оценочные листы (приложение №1). Компьютерная презентация 2-3 слайд

 мин.

.Этап 3. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации .

Постановка цели и задач урока

Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке. Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Предлагает прослушать музыкальный фрагмент с целью определения темы урока.

- Внимательно прослушайте  музыкальный фрагмент и послушайте загадку Рождается весной, погибает весной.

определите тему урока. слайд 4

Открываем тетради, записываем дату и тему сегодняшнего урока «Внешнее строение листа» слайд 5

Учитель вместе с учениками определяет цель, задачи урока.

Теперь определим цель урока и построим план его освоения.

План урока
1. Форма листа
2. Виды листьев

3. Жилкование слайд 6

Ученики вслух формулируют и согласовывают цель и задачи урока

Предлагают пути их достижения.

Составляют план работы на уроке.

Компьютерная презентация. 4 слайд

 20 минут

Этап.4. Открытие новых знаний и умений.

Учитель рассказывает, задает вопросы.

Мы знаем, что корень – это якорь, насос, кладовая, а побег – это основа растения, ее опора. А какую работу выполняет лист. слайд 7

Чтобы проверить ваши ответы обратимся к учебнику стр. 32.

Лист – это часть побега, который образует органические вещества (фотосинтез), участвует в газообмене и испаряет влагу.8,10 слайд

Как вы думаете все ли листья одинаковые? 9 слайд Посмотрите вокруг, найдите два одинаковых листа двух разных растений. Нашли? Нет, так как в мире не существует такого сходства. Листья разнообразные и по форме и по размерам. Самый крупный лист у пальмы рафии.  Он достигает 20 м. Виктория регия – самое крупное водное растение. Его листья могут выдержат груз до 35 кг. А самые мелкие листья у плавучей ряски волффиа аррхиз – 0,5 – 1,2 мм. У кактуса же листья превратились в колючки. Это мы разберем на следующих уроках.  

Давайте разберем внешнее строение листовой пластинки на примере листа березы. Все листья растений имеют зеленую окраску. Это обусловлено с выполняемой функцией – фотосинтез. Лист состоит из двух частей – листовой пластинки и черешка. Слайд 11

Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие листья называют черешковыми. Назовите примеры таких растений?

А у других растений, например, пшеница, лен, алоэ, листья прикрепляются к стеблю основанием листья. Их называют сидячими. При  основании листа часто развиваются выросты – прилистники. Слайд 12

Перед вами гербарный материал. Найдите среди этих листьев сидячие и черешковые.

Обратите внимание на край листа. Какие вы видите формы?

Обратите внимание на гербарий клена, дуба, березы, яблони. Что вы можете о них сказать? Рассказывает о простых и  сложных листьях.

Слайд 7

Вы замечали, что весной листья теряют свою форму. От них остаются одни лишь пучки. Это жилки – проводящие пучки листа. По ним проходят питательные вещества. Внимательно рассмотрите гербарий. Как расположены жилки? Отличаются ли они друг от друга. Различают три типа жилкования листьев: параллельное, дуговое и сетчатое. Мы с вами познакомились еще с одним признаком одно- и двудольных растений. Двудольные растения имеют  сетчатое жилкование, а однодольным характерно параллельное и дуговое. Но есть и исключения, подорожник дуговое, вороний глаз сетчатое.

Ученики воспринимают информацию и записывают в тетрадях.

Отвечают на поставленный вопрос.

Смотрят презентацию, делают выводы.

 Использование ИКТ

Компьютерная презентация

2 минуты.

Физкультминутка.

Молодцы! Вы хорошо потрудились, поэтому предлагаю отдохнуть.

Наблюдение природой через окна.

3  минут.

4.1.  Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону .Обработка материала.

Учитель организует работу в парах.

Организует взаимопроверку

Контролирует проверку в парах

Выполняют тест(приложение 1)

Работа с гербариями ( в парах).

Ребята изучают гербарные  материалы.

Предлагает выполнить задание. Работа с гербарием. Заполнение таблицы стр. 36

Ученики выполняют работу в парах.

Отвечают на вопросы по ходу работы.

Корректируют ошибки друг друга.

Заполняют таблицу в тетрадях.

Проводят анализ и делают вывод.

Актуальность этого этапа в том, что у детей развивается познавательные и коммуникативные УУД.

Умение работать с книгой.

На этом этапе  учащиеся работают с книгой, они организуют проблемную беседу опираясь на полученные знания о значении биологии.

ГЕРБАРИИ

5  минут

Этап 5 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учительс создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов.

Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений.

Ребята, давайте вернемся к цели урока. Как вы думаете мы достигли поставленную цель? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Теперь возьмите листочки и нарисуйте смайлики, показав уровень усвоения сегодняшней темы.

Ученики Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока). Отвечают на вопросы учителя.

Высказываются, аргументируют свое мнение

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Рисуют смайлики, выражая уровень усвоения материала.

2 минуты 

Этап 7. Домашнее задание.

Учитель организовывает обсуждение и запись домашнего задания

Обращается к вопросам и заданиям после текста в учебнике.

Поясняет, какие задания необходимо делать обязательно, а какие по желанию.

&6, прочитать, сделать аппликации из листьев.

Спасибо за урок. Желаю вам крепкого здоровья.  

Ученики Записывают домашнее задание

Выставляют оценки за урок.

 Учитель  на этом этапе объясняет учащимся как сделать домашнее задание.

 Слайд 20.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А. Тест:

1.  Лист, не имеющий черешок называется:

           а) черешковый; б) сидячий

 2.  Сосудисто-волокнистые пучки листа называются:

           а) жилки;      б) прожилки

 3.  Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок:

           а) простой; б) сложный

 4.  Лист, состоящий из одной листовой пластинки:

           а) простой; б) сложный

 5.  Жилкование, при котором жилки похожи на дуги:

           а) сетчатое; б) параллельное; в) дуговое

Ответы: 1б; 2а; 3б; 4а; 5в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Презентация по теме: "Строение цветка. Многообразие цветков"

Данный материал отражает особенности строения цветка (органа, участвующего в половом размножении) поктытосеменных (цветковых) растений, разнообразие цветков, строение  главных частей цветка (пест...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...