Рабочая программа по биологии 8класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8класс по учебнику Романова Н.И., Жемчугова М.Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено Руководитель МО _________/ФоминаТ.Г./ Протокол № 1 от «28» августа 2020г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия № 2» НМР РТ _________/Габдуллахатова Л. А./ от «28» августа 2020 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия № 2» НМР РТ ___________________/А.Н.Гаязова / Приказ № 608 от «28» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 8 А класса
Хабибуллиной Азалии Азатовны
на 2020 -2021 учебный год
Бакый Урманче исемендәге “2 нче гимназия” –
Татарстан Республикасы Түбән Кама муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе
Каралды МБ җитәкчесе /__________/ФоминаТ.Г../ Беркетмә №1 Боерык №___ “28” август 2020 нчы ел | Килешенде Бакый Урманче исемендәге 2 нче гимназиянең Директор урынбасары /___________Габдуллахатова Л.А./ Боерык №_ “_____”______2015 ел “28” август 2020 нчы ел /____ / Минһаҗева А.Ф./ /_______/ Азизов Р.М./ | Расланды Бакый Урманче исемендәге 2 нче гимназия директоры /____________/ Гаязова А.Н./ Боерык № 608 Боерык №___ “ 28“ август 2020 нчы ел
|
Эш программасы
Биология
фән исеме
8нчы А
сыйныф, литер
Хабибуллина Азалия Азат кызы
укытучы
2020 – 2021 нче уку елы
Планируемые результаты
8 класс
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
— уметь рационально организовывать труд и отдых;
--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метопредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки. тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Предметные результаты Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание предмета
Человек и его здоровье» - 68ч (8 класс)
Введение в науки о человеке -4ч
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека -4ч
Строение организма человека. Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Опора и движение – 7ч
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение -3ч
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание – 4ч
Дыхательная система:строение ифункции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение – 6ч
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии – 3ч
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды.. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение -2ч
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие-5ч
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы) -5ч
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Нейрогуморальная регуляция функций организма -12ч
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Высшая нервная деятельность – 5ч
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Межличностные отношения. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана – 2ч
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные работы |
1 | Введение в науки о человеке | 4 часа | |
2 | Общие свойства организма человека | 4 часа | 1 |
3 | Регуляторные системы организма | 12 часов | 2 |
4 | Опора и движение | 7 часов | 4 |
5 | Внутренняя среда организма | 4 часов | 1 |
6 | Кровь и кровообращение | 3 часов | 2 |
7 | Дыхание | 4 часа | 1 |
8 | Питание | 6 часов | 1 |
9 | Обмен веществ и превращение энергии | 3 часа | 1 |
10 | Выделение продуктов обмена | 2 часов | |
11 | Покровы тела | 2 часа | |
12 | Размножение и развитие | 5 часов | |
13 | Органы чувств. Анализаторы | 5 часа | |
14 | Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность | 5 часов | |
15 | Человек и окружающая среда. Заключение | 2 часа | |
итого | 68 | 13 |
Лабораторно - практические работы:
- Лабораторная работа №1 «Типы тканей и их функции»
- Лабораторная работа №2 «Коленный рефлекс человека»
- Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга»
- Лабораторная работа №4 «Определение крупных костей в скелете человека при внешнем осмотре»
- Лабораторная работа №5 «Выявления нарушения осанки и наличия плоскостопия»
- Лабораторная работа №6 «Определение основных групп мышц человека при внешнем осмотре».
- Лабораторная работа №7 «Утомление при статической и динамической работе»
- Лабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
- Лабораторная работа №9 «Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки»
- Лабораторная работа №10 «Первая помощь при кровотечениях»
- Лабораторная работа №11 «Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания»
- Лабораторная работа №12 «Изучение действия слюны на крахмал»
- Лабораторная работа №13 «Определение норм питания»
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1-4 | Место человека в живой природе 1.Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). 2.Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. 3.Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. 4.Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Современные гипотезы происхождение и эволюции человека. | 4 | - характеристика наук, изучающих человека; - различение теоретической и практической медицины; - определение человека в системе органического мира; - приведение доказательств животного происхождения человека; - сравнение особенностей строения организма человека и человекообразных обезьян; - выделение этапов эволюции человека; - характеристика особенностей строения и образа жизни предшественников человека; - определение понятия «раса»; - выделение существенных признаков представителей различных рас; - различение представителей европеоидной, монголоидной и негроидной рас; - приведение доказательств видового единства человечества; - составление сравнительных и синхронистических таблиц; - демонстрация навыков поиска информации об эволюции человека в различных источниках |
5-8 | Общий обзор организма человека 1-2.Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. 3-4 Ткани. 4.Организм человека как биосистема. Органы и системы органов организма человека, их строение и функции. | 4 | - характеристика строения и химического состава клетки человека как клетки животного организма; - установление соответствия между веществами и функциями, которые они выполняют в клетке; - описание процессов, протекающих в клетке; - различение на рисунках и таблицах органоидов клетки; - определение понятия «ткань»; - выделение существенных признаков у различных типов тканей организма человека; - различение на рисунках и таблицах различных типов тканей организма человека; - перечисление разновидностей тканей организма человека; - установление соответствия между тканями и функциями, которые они выполняют в организме; - определение понятий «орган», «система органов», «аппарат органов», «гомеостаз»; - различение систем и аппаратов органов человека на рисунках и таблицах; - характеристика организма человека как единого целого; - объяснение значения саморегуляции; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о строении организма человека в различных источниках |
9-20 | Регуляторные системы организма 1.Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. 2. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. 3. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. 4. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. 5. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. 6. Спинной мозг. 7-8 Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. 9. Вегетативная и соматическая нервная система. 10. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 12 | - характеристика общих принципов регуляции жизнедеятельности организма; - различение нервной и гуморальной регуляции организма; - сравнение механизмов нервной и гуморальной регуляции; - определение понятий «рефлекс», «гормоны», «рефлекторная дуга»; - различение желез внешней, внутренней и смешанной секреции, умение находить их на таблицах с изображением эндокринного аппарата человека; - установление соответствия между железами и гормонами, которые они выделяют; - характеристика действия гормонов на организм человека; - характеристика особенностей строения и функционирования нервной системы; - классификация нервной системы по местоположению и выполняемым функциям; - различение на рисунках и таблицах органов нервной системы, отделов головного мозга; - описание механизма двухнейронной и трёхнейронной рефлекторных дуг; - описание и сравнение условных и безусловных рефлексов; - характеристика функций соматической и вегетативной нервной системы; - описание механизмов работы подотделов вегетативной нервной системы; - приведение доказательств влияния образа и условий жизни на работу регуляторных систем организма; - демонстрация знаний мер профилактики нарушений в работе регуляторных систем организма; - составление сводных таблиц; - выполнение лабораторных работ; - демонстрация навыков поиска информации о регуляторных системах организма человека в различных источниках |
21-27 | Опора и движение 11. Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. 2. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. 3.Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. 4. Работа скелетных мышц. 5. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 7 | - характеристика скелета и мускулатуры человека как частей опорно-двигательного аппарата; - описание особенностей строения костей; - объяснение значения органических и неорганических соединений в составе костей; - различение видов костей; - выделение существенных признаков непрерывных, полуподвижных и прерывных соединений костей; - характеристика особенностей строения отделов скелета человека; - сравнение особенностей строения скелета человека с особенностями строения скелетов других млекопитающих; - демонстрация на модели скелета человека отделов скелета и костей, входящих в их состав; - характеристика особенностей строения скелетной мускулатуры человека; - различение групп мышц - описание механизма работы мышц; - определение понятий «возбудимость», «сократимость», «утомление», «травматизм»; - объяснение причин возникновения утомления; - сравнение влияния статической и динамической нагрузки на развитие утомления; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при повреждениях органов опорно-двигательного аппарата; - приведение примеров нарушений в развитии органов опорно-двигательного аппарата и объяснение причин их возникновения; - приведение доказательств положительного влияния физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; - составление сводных и сравнительных таблиц; - выполнение лабораторных работ; - демонстрация навыков поиска информации об опорно-двигательном аппарате человека в различных источниках |
28-31 | Внутренняя среда организма 1.Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. 2.Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. 3.Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. 4.Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 4 | - характеристика состава внутренней среды организма; - выделение особенностей крови как разновидности соединительной ткани; - описание состава и функции крови; - различение эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов на рисунках и микропрепаратах; - характеристика особенностей строения эритроцитов тромбоцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми ими функциями; - объяснение причин малокровия; - описание механизма свёртывания крови и объяснение его значения для организма; - характеристика защитных способностей организма человека; - различение видов иммунитета; - сравнение искусственного и естественного видов иммунитета; - приведение примеров нарушений в работе иммунной системы организма человека; - демонстрация знаний о путях распространения ВИЧ-инфекции; - построение круговых и (или) столбчатых диаграмм и схем; - составление сравнительных таблиц; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о внутренней среде организма человека в различных источниках |
32-34 | Кровеносная и лимфатическая система 1. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. 2. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Давление крови. Движение лимфы по сосудам 3.Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 3 | - характеристика значения кровеносной системы; - описание особенностей сердца как главного органа кровеносной системы человека; - выделение фаз сердечного цикла; - объяснение причин «неутомимости» сердечной мышцы и механизмов регуляции его работы; - различение на рисунках и таблицах кровеносных сосудов артерий, вен и капилляров, выделение их существенных признаков и объяснение причин их различий; - объяснение причин движения крови по сосудам; - показ направления движения крови по большому и малому кругам кровообращения; - демонстрация навыков подсчёта пульса и измерения артериального давления; - сравнение сердца тренированного и нетренированного человека; - объяснение причин нарушений в работе кровеносной и лимфатической систем организма; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на сосудистые системы; - различение капиллярного, венозного и артериального кровотечений; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при кровотечениях; - построение схем; - выполнение лабораторных работ; - демонстрация навыков поиска информации о сосудистых системах организма человека в различных источниках |
35-38 | Дыхание 1.Дыхательная система: строение и функции. 2.Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. 3.Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 4 | - характеристика значения дыхательной системы; - описание особенностей строения воздухоносных путей и лёгких; - показ на рисунках и таблицах органов дыхательной системы; - соотнесение особенностей строения органов дыхательной системы с их функциями; - сравнение газообмена в лёгких и тканях других органов; - описание механизма дыхания; - объяснение механизмов регуляции дыхания; - характеристика влияния физического труда и спорта на развитие органов дыхательной системы; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на дыхательную систему; - демонстрация навыков проведения функциональных проб с задержкой дыхания; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при остановке дыхания; - построение круговых и (или) столбчатых диаграмм; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о дыхательной системе организма человека в различных источниках |
39-44 | Питание 1.Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. 2.Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. 3. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. 4. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. 5.Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 6 | - характеристика значения пищеварительной системы; - описание особенностей строения органов пищеварительной системы; - показ на рисунках и таблицах органов пищеварительной системы; - соотнесение особенностей строения органов пищеварительной системы с их функциями; - описание процесса пищеварения в ротовой полости; - выделение существенных признаков каждого вида зубов в связи с выполняемыми ими функциями; - объяснение значения веществ, входящих в состав желудочного сока, для пищеварения; - описание процессов пищеварения в желудке и кишечнике; - определение понятия «всасывание»; - объяснение механизма регуляции пищеварения; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на пищеварительную систему; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при отравлении; - определение норм питания; - составление сводных таблиц; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о пищеварительной системе организма человека в различных источниках |
45-47 | Обмен веществ и превращение энергии 1.Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. 2.Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. 3.Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. . | 3 | - определение понятия «метаболизм»; - описание особенностей энергетического и пластического обменов веществ; - установление взаимосвязи между пластическим и энергетическим обменами; - объяснение значения питательных веществ, воды и минеральных солей для нормальной жизнедеятельности организма; - описание механизма регуляции обмена веществ в организме; - характеризовать значение витаминов для нормальной жизнедеятельности организма; - различение жирорастворимых и водорастворимых витаминов; - описание последствий нарушения обмена веществ для организма; - демонстрация знаний правил рационального питания; - определение норм и режима питания; - построение круговых и (или) столбчатых диаграмм; - составление сводных таблиц и схем; - демонстрация навыков поиска информации об обмене веществ в организме человека в различных источниках |
48-49 | Выделение продуктов обмена 1.Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. 2.Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 2 | - характеристика значения мочевыделительной системы; - описание особенностей строения органов, образующих мочевыделительную систему; - показ на рисунках и таблицах органов мочевыделительной системы; - описание строения почки и нефрона, как её функциональной единицы; - описание механизма образования мочи; - различение первичной и вторичной мочи; - описание механизма регуляции мочевыделения; - приведение примеров нарушений в работе органов мочевыделительной системы; - выделение причин нарушений в работе органов мочевыделительной системы; - формулирование правил, позволяющих избежать нарушений в работе органов мочевыделительной системы; - составление сводных таблиц и схем; - демонстрация навыков поиска информации о мочевыделительной системе человека в различных источниках |
50-51 | Покровы тела 1.Покровы тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды 2.Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 2 | - характеристика кожи как наружного покрова тела; - описание особенностей строения кожи в связи с выполняемыми ей функциями; - показ на рисунках и таблицах слоёв кожи; - описание механизма участия кожи в процессе терморегуляции; - объяснение значения гигиены кожи и её производных; - приведение доказательств положительного влияния закаливания на организм; - формулирование правила закаливания; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях разной степени; - составление сводных и сравнительных таблиц; - демонстрация навыков поиска информации о коже и её производных в различных источниках |
52-56 | Размножение и развитие Размножение и развитие 1.Половая система: строение и функции. 2.Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. 3.Рост и развитие ребенка. Половое созревание. 4.Наследование признаков у человека. Наследственные и врожденные болезни, их причины и предупреждение. 5.Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 5 | - определение понятий «наследственность», «половое размножение», «развитие»; - описание особенностей строения хромосом; - различение аутосом и половых хромосом, диплоидного и гаплоидного наборов хромосом; - характеристика гена как элементарной единицы наследственности; - описание механизма определения пола; - различение мужских и женских половых клеток; - характеристика особенностей строения органов мужской и женской половых систем; - объяснение значения яичников и семенников как желез смешанной секреции; - определение причин возникновения наследственных заболевания; - объяснение значения дородовой диагностики; - различение наследственных и врождённых заболеваний; - описание процесса внутриутробного развития человека; - характеристика этапов постэмбрионального развития человека; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на репродуктивную систему человека; - различение возбудителей венерических заболеваний; - формулирование правил профилактики венерических заболеваний; - составление сравнительных и синхронистических таблиц; - демонстрация навыков поиска и представления информации о размножении и развитии человека |
57-61 | Органы чувств. Анализаторы 1.Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. 2.Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. 3.Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. 4.Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 5 | - определение понятия «анализатор»; - объяснение значения анализаторов для нормальной жизнедеятельности организма; - выделение отделов анализатора; - различение зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового анализаторов; - показ на рисунках и таблицах отделов анализаторов; - объяснение значения вестибулярного аппарата; - характеристика особенностей строения периферических отделов анализаторов в связи с выполняемыми функциями; - приведение примеров нарушений в работе анализаторов и объяснение причин их возникновения; - формулирование правил гигиены органов чувств; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при повреждениях глаза; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска и представления информации об анализаторах человека |
62-66 | Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность 1.Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. 2.Врожденные и приобретенные программы поведения. 3. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. 4. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. 5. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. 6. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. | 5 | - определение понятий «поведение», «психика», «рефлекс», «сон», «внимание», «воля», «обучение», «память», «мышление», «сознание», «эмоции», «личность», «темперамент», «характер»; - установление взаимосвязей между потребностями и поведением человека; - оценка значения деятельности отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности; - различение врождённых и приобретённых программ поведения человека; - сравнение безусловных и условных рефлексов и объяснение их значения; - различение условного и безусловного торможения условных рефлексов; - объяснение значения сна для нормальной жизнедеятельности; - выделение причин нарушений сна и предложение мер их профилактики; - установление взаимосвязи между ориентировочными рефлексами и вниманием; - объяснение необходимости концентрации внимания и напряжения воли для успешного обучения; - выделение видов памяти; - приведение доказательств преимущества осознанного запоминания перед механическим; - различение первой и второй сигнальной системы; - характеристика воображения как основы творчества; - характеристика сознания как высшей функции мозга человека; - сравнение понятий «задатки», «способности» и «одарённость»; - характеристика особенностей разных типов темпераментов; - различение понятий «темперамент» и «характер»; - составление сводных и сравнительных таблиц; - демонстрация навыков поиска информации о высшей нервной деятельности человека |
67-68 | Человек и окружающая среда Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Заключение | 2 | - определение понятий «биосфера», «ноосфера», «здоровье», «невроз», «стресс», «адаптация», «аутотренинг»; - характеристика биосоциальной сущности человека; - сравнение социальной и природной среды; - оценка влияния факторов среды на здоровье человека; - установление взаимосвязи между экологическим состоянием биосферы и здоровьем человека; - приведение доказательств необходимости личного участия в природоохранной деятельности; - объяснение значения адаптации для нормальной жизнедеятельности организма; - различение физиологического и патологического стресса; - характеристика образа жизни человека как решающего фактора, влияющего на его здоровье; - составление сводных и сравнительных таблиц; - демонстрация навыков поиска и представления информации о связи здоровья человека с состоянием окружающей среды |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |||||||
план | факт | |||||||||
8А | 8А | |||||||||
1 | Место человека в живой природе(4часа) Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент) | 1 | 01.09 | 01.09 | ||||||
2 | Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | 03.09 | 03.09 | ||||||
3 | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | 1 | 08.09 | 08.09 | ||||||
4 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья | 1 | 10.09 | 10.09 | ||||||
5 | Общий обзор организма человека(4часа) Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | 1 | 15.09 | 15.09 | ||||||
6 | Ткани. Лабораторная работа №1 «Типы тканей и их функции» | 1 | 17.09 | 17.09 | ||||||
7 | Организм человека как биосистема. Органы и системы органов организма человека, их строение и функции. | 1 | 22.09 | 22.09 | ||||||
8 | Тестовая работа по теме «Общий обзор организма человека» | 1 | 24.09 | 24.09 | ||||||
9 | Регуляторные системы организма (12 часов) Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | 1 | 29.09 | 29.09 | ||||||
10 | Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | 1 | 01.10 | 01.10 | ||||||
11 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. | 1 | 06.10 | 06.10 | ||||||
12 | Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. | 1 | 08.10 | 08.10 | ||||||
13 | Нервная система: центральная и периферическая. Нейроны, нервы, нервные узлы. | 1 | 13.10 | 13.10 | ||||||
14 | Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Лабораторная работа №2 «Коленный рефлекс человека» | 1 | 15.10 | 15.10 | ||||||
15 | Спинной мозг | 1 | 20.10 | 20.10 | ||||||
16-17 | Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга» | 2 | 22.10 27.10 | 22.10 27.10 | ||||||
18 | Вегетативная и соматическая нервная система. | 1 | 29.10 | 29.10 | ||||||
19 | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 | 10.11 | |||||||
20 | Тестовая работа по теме «Регуляторные системы организма» | 1 | 12.11 | 19.11 | ||||||
21 | Опора и движение (7 часов) Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. | 1 | 17.11 | 12.11 | ||||||
22 | Скелет человека. Осевой скелет. Лабораторная работа №4 «Определение крупных костей в скелете человека при внешнем осмотре». | 1 | 19.11 | 24.11 | ||||||
23 | Скелет поясов свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | 1 | 24.11 | 17.11 | ||||||
24 | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Лабораторная работа №5 «Выявления нарушения осанки и наличия плоскостопия». | 1 | 26.11 | 26.11 | ||||||
25 | Мышцы и их функции. Лабораторная работа №6 «Определение основных групп мышц человека при внешнем осмотре». | 1 | 01.12 | |||||||
26 | Работа скелетных мышц. Гиподинамия. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Лабораторная работа №7 «Утомление при статической и динамической работе» | 1 | 03.12 | |||||||
27 | Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | 08.12 | |||||||
28 | Внутренняя среда организма (4 часа) Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | 1 | 10.12 | |||||||
29 | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». | 1 | 15.12 | |||||||
30 | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. | 1 | 17.12 | |||||||
31 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 1 | 22.12 | |||||||
32 | Кровеносная и лимфатическая система (3 часа) Строение и работа сердца. Сердечный цикл. | 1 | 24.12 | |||||||
33 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Пульс. Движение крови по сосудам. Давление крови. Движение лимфы по сосудам Лабораторная работа №9 «Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки» | 1 | ||||||||
34 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторная работа №10 «Первая помощь при кровотечениях». | 1 | ||||||||
35 | Дыхание (4 часа) Дыхательная система: строение и функции. | 1 | ||||||||
36 | Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №11 «Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания» | 1 | ||||||||
37 | Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 1 | ||||||||
38 | Тестовая работа по теме «Кровеносная и лимфатическая система. Дыхание» | 1 | ||||||||
39 | Питание (6 часов) Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. | 1 | ||||||||
40 | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Лабораторная работа №12 «Изучение действия слюны на крахмал» | 1 | ||||||||
41 | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Пищеварение в тонком кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | ||||||||
42 | Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. | 1 | ||||||||
43 | Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Аппетит. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | ||||||||
44 | Тестовая контрольная работа по теме «Питание» | 1 | ||||||||
45 | Обмен веществ и превращение энергии (3 часа) Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | 1 | ||||||||
46 | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | 1 | ||||||||
47 | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Лабораторная работа №13 «Определение норм питания» | 1 | ||||||||
48 | Выделение продуктов обмена (2 часа) Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | 1 | ||||||||
49 | Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 1 | ||||||||
50 | Покровы тела (2 часа) Покровы тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды | 1 | ||||||||
51 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | ||||||||
52 | Размножение и развитие (5 часа) Половая система: строение и функции. | 1 | ||||||||
53 | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды | 1 | ||||||||
54 | Рост и развитие ребенка. Половое созревание. | 1 | ||||||||
55 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1 | ||||||||
56 | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 1 | ||||||||
57 | Органы чувств. Анализаторы (5 часа) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | 1 | ||||||||
58 | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. | 1 | ||||||||
59 | Комплексная работа | 1 | ||||||||
60 | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. | 1 | ||||||||
61 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 1 | ||||||||
62 | Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (5 часов) Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | 1 | ||||||||
63 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | ||||||||
64 | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | 1 | ||||||||
65 | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 | ||||||||
66 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 1 | ||||||||
67 | Человек и окружающая среда(2часа) Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 1 | ||||||||
68 | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/18/picture-110581.jpg)
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа по географии 8класс
Данная рабочая программа составлена на основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г., примерная программа основного общего образования по географии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-210617-1365849804.jpg)
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)