Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"
план-конспект урока по биологии (5, 7 класс)

Филатова Галина Юрьевна

На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках, приспособлениях к жизни в воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Сасово

Разновозрастный интегрированный урок для учащихся 5 и 7 классов

Обобщающий урок по теме

«Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»

                         Учитель: Филатова Г.Ю.


Конспект урока

Тема:обобщающий урок "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"

Цели педагога:

Образовательные:

создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по пройденному материалу, особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды,

 выявить уровень ЗУН учащихся по теме;

активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах

Развивающие:

            развивать любознательность и стремление к знаниям.

развивать умения доказывать свою точку зрения.

продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

 воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.

воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.

Задачи педагога:

            организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся;

организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по биологии рыб, наблюдение и описание процессов происходящих в жизни рыб

             закрепить умения:

 выделять общие признаки типа Хордовые и кл. Рыбы,

анализировать тексты на слух;

способствовать развитию речевой деятельности, интереса к миру природы,

развитию творческих способностей,

организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся

Цели для учащихся:

углубить знания об  особенностях  внешнего и внутреннего строения рыб, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды

продолжить знакомство с миром рыб

Задачи для учащихся:

научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках; приспособлениях к жизни в воде.

Реализуется работа в парах , когда ученики могут посовещаться с соседом по парте при выполнении задания. В ходе урока решается проблема «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?», ребята делают выводы и доказывают свою точку зрения. Узнают много нового о морских жителях.

Методы обучения: 

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Поисковый;

Оборудование: 

  • Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
  • Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
  • Рисунки обучающихся,  доклады;
  • Видеофильм «Встреча двух подруг»

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационно - мотивационный

Формулирование задач урока

подведение к цели урока

Создание мотивационной установки

Здравствуйте ребята! Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас правильных ответов.

Определение темы урока

Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"

-Тип Хордовые объединяет много классов. Изучение животных типа мы начали с класса Рыбы чему было посвящено несколько уроков, поэтому основной целью сегодняшнего урока является… обобщение и систематизация знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем .

 о типе Хордовые и о рыбах, поделиться своими знаниями с учащимися 5 классов, заинтересовать их наукой и возможностью расширения своего кругозора на уроках биологии

Давайте начнем наш урок с восстановления знаний

о Типе Хордовые

Анализ работ класса и уч-ся у доски,

Пробные действия по формулировке целей

Работают в группах по восстановлению знаний о Типе Хордовые

По предложению вносят в карточку или записывают в тетр. признаки Хордовых.

Одновременно у доски5кл(обычная доска, пробные действия) и 7(интерактивная)выясняют соответствия классов типам Членистоногие и Хордовые(см. Приложение1)

2.Процессуально - содержательный этап урока

А.Выявление соответствия внешнего строения к жизни в воде

Рыбы всегда привлекали человека . Нас восхищает их способность обитать в воде. И не зря  " как рыба в воде", говорится о человеке который достиг каких-то результатов в жизни

А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля? Постановка проблемы «В чём проявляется приспособленность к жизни в воде во внешнем строении?»

Выполняют задания «Выбери правильные утверждения», мотивируй ответ.(Первыми высказываются пятиклассники, затем 7 класс дополняют)Приложение 2 звучит тихая музыка

В ходе обсуждения ответов выясняют черты приспособленности к воде.

В.Обобщение знаний об особенностях внутреннего строения

Организует работу в  парах, контролирует выполнение

Какой внутренний орган свойственный только костным рыбам и является приспособлением к жизни в воде?

Выполняют задания

«Заполни пропуски в тексте»( для 7 класса),  

5 кл. работают по немым карточкам, работа сдается , обозначая части внешнего строения, которые запомнили

Приложение3

Физпауза(музыкальная)

Г. Обобщение знаний о систематике рыб

Постановка проблемного вопроса «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?»

Организует работу в парах, контролирует выполнение. Всё многообразие рыб делится на два класса, какие? А какие виды рыб знаете вы?

По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7 название вида и класс рыб. Приложение 4

Обсуждение проблемы охраны рыб (сообщение 5- классников).

Д. Задания на развитие мышления и внимания

Организует работу в команде (приглашаются к доске 3 команды).

Проверка правильности заполнения карточек с заданиями, обсуждение

Прокомментируйте следующие данные: рыба-луна вымётывает 300 млн икринок, колюшка – 1300 икринок,. В качестве вспомогательных этой группе можно предложить следующие вопросы:

Всё ли потомство выживет? Как это зависит от сложности строения, заботы о потомстве? Какова закономерность?

Конкурс «Кто быстрее?»

7кл. Написать названия отделов мозга, названия плавников

5кл. названия любых частей рыб(по 5 терминов)»

Выдвигают свои гипотезы, аргументируют ответы

3.Этап закрепления

Подведение итогов

Выводы по уроку

Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели.

Демонстрация фрагмента с заданием «Найди ошибки в тексте»

Рыбы приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения

Смотрят фрагмент «Из жизни рыб», исправляют ошибки в тексте(сначала уч-ся 5 классов, затем 7.Приложение5).

Делают выводы по уроку

4.Рефлексивный этап урока

Оцените себя, как вы работали на уроке? Если считаете, что в полную силу и многого достигли, то поднимите обе руки. Если недовольны собой, были не очень активны - одну.

Принимают участие в оценке

5. Объяснение домашнего задания

Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни рыб (для 7 кл. с элементами презентации)  


Приложение 1

Задание: указать соответствие класса и типа

А.Тип Членистоногие

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

В.Тип Хордовые

Класс Насекомые

Класс Земноводные

Класс Ракообразные

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

Класс Паукообразные

Класс Пресмыкающиеся

Приложение 2

  1.  Тело рыбы обтекаемой формы (да);
  2. Тело рыб делится на отделы: головогрудь и брюшко (нет);
  3. Тело акулы покрыто чешуей (нет )
  4. Тело рыбы несёт конечности - непарные и парные плавники(да);
  5. Хвостовой плавник – главный моторный орган (да);
  6. Покровы тела рыб сухие(нет);
  7.  Органы боковой линии отсутствуют у рыб (нет);
  8. Жаберные крышки прикрывают органы дыхания-лёгкие (нет);
  9. Органы чувств позволяют ориентироваться в воде(да).
  10. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. (да);

Приложение 3

-Закончи предложение (для 7 кл.)

Пищеварительная система начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце….Головной мозг имеет 5 отделов:………Органы выделения ….

    -Обозначь части внешнего строения (для 5 класса)

Приложение 4

По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7- название вида рыб и класс.

  1. атлантический осетр, 2) акула, 3) морской конек, 4) окунь, 5) треска, 6) скат – хвостокол.

1

Приложение 5

Задание: найди ошибки в тексте “Встреча двух подруг”.

- Однажды в гости к речной щуке   приплыла ее давняя подруга – акула. После бурных объятий присели они на камушке, поболтать, посудачить о том, о сем. Вспомнили, что они ведь родственники, принадлежат к типу Членистоногие.

- Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила акула

- Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна.

Мои морские подруги до сих пор понять не могут: и чего ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая,   и глубины серьезной нет,  словом, скукота, ничего интересного.

- Ну, что ты, подруга, – вежливо ответила щука. – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша.

Правда случаются и неприятности. Мне недавно так обидно было. Решила я похвалиться перед своими и говорю, а про меня пословица есть, значит, уважают меня в народе «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», а они меня на смех подняли. Да, ладно, я их простила, думаю это они от зависти. А вообще у нас красота! Недавно, в зарослях встретила ската. Он в догонялки играл с разноцветными рыбками. Представляешь, окраска наших речных рыб зависит от чистоты водоёма, чем мутнее вода, тем окраска ярче. Чтобы её далеко было видно.

-  А у нас, в море, говорит акула,- недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину,   плаваю себе. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудо-юдо непонятное. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, около дна имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы и тело их обтекаемой формы, сжатое с боков

 - Ох, заболтались мы с тобой. На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу. Нам еще много чего друг другу рассказать надо. Спокойной ночи!

Ответы: 

  1. Акулы не живут в пресной воде. Рыбы относятся  к типу Хордовые
  2. В Красной книге не записаны ни ерш, ни щука – так как эти виды в настоящее время достаточно многочисленны.
  3.  В пословице неточность - щука в море не живет
  4. Скат не живет в реках
  5. Окраска рыб в мутной воде темнее, чем в светлой.
  6.  Тело глубоководных рыб сплющено сверху вниз
  7. Рыбы спят с открытыми глазами, так как у них нет век.

Литература

1.Биология. 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.:Вентана-Граф, 2012

2. Биология. Животные. 7 класс/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – М. Вентана-Граф, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ № 6 г. Сасово Филатова Г.Ю.

Слайд 2

Цель урока: Обобщить знания о строении рыб как представителей типа Хордовых, чертах приспособления к жизни в условиях водной среды.

Слайд 3

Выбери правильные утверждения 1. Тело рыбы обтекаемой формы 2. Тело рыб делится на отделы: головогрудь и брюшко 3. Тело акулы покрыто чешуей 4. Тело рыбы несёт конечности - непарные и парные плавники 5. Хвостовой плавник – главный моторный орган 6. Покровы тела рыб сухие 7. Органы боковой линии отсутствуют у рыб 8. Жаберные крышки прикрывают органы дыхания-лёгкие 9. Органы чувств позволяют ориентироваться в воде 10 .Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема

Слайд 4

Каким образом можно установить возраст рыбы?

Слайд 5

Заполни пропуски в тексте Пищеварительная система рыб начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце…. Головной мозг имеет 5 отделов:……… Органы выделения ….

Слайд 6

Многообразие рыб № 1 № 2 № 3 № 4 № 6 № 5

Слайд 7

1)атлантический осетр, 2) акула, 3) морской конек, 4) окунь, 5) треска, 6) скат – хвостокол.

Слайд 8

От чего зависит количество выметываемых рыбами икринок? Нерка на нересте

Слайд 9

По страницам Красной книги Голавль Постановлением министерства природопользования и экологии Рязанской области от 2 февраля 2010 г. №1 утвержден перечень объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Рязанской области.

Слайд 10

Сом

Слайд 11

Стерлядь О рыбах много знаем мы, И в то же время мало; И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало!

Слайд 12

Общий вывод к уроку Рыбы принадлежат к типу Хордовые и приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."

Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан  с лабораторной работой "Внешнее строение и  особенн...

Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".

В презентации показаны таблицы  о  внешнем строении рыб, об органах  передвижения, об  органах  чувств рыб. При закреплении  материала предлагается  кроссворд....

контрольная работа "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные" 7 класс

работа предназначена для проверки уровня освоения тем "Надкласс Рыбы" и "Класс Земноводные" по биологии в 7 классе...

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Лекционный материал...

Зачет по теме «Тип хордовые, бесчерепные. Надкласс рыбы»

ect; 29-34 повторить (Глава 8), В.М. Контстантинов соотвествует ФГОС...

Технологическая карта изучения темы. Обобщающий урок Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Технологическая карта изучения темы "Тип Хордовые.Надкласс Рыбы"...