Рабочая программа по биологии для специальностей НПО
рабочая программа по биологии

Бондарева Майя Николаевна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

                

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

СОГЛАСОВАНО

Заведующий СП Богородское

__________        Шаврова С.В.

« ___ » _____________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

____________А.В. Куликова

«___» _____________20__г.

Заместитель директора по УМР

____________ А.И. Кириллов

« ___ » _____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 Биология

основной образовательной программы

по профессиям

среднего профессионального образования

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

                                               

Базовой подготовки

Форма обучения очная

Электроугли

2020


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)

Разработчик программы: Бондарева М.Н., преподаватель ___________

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 12 от «15» июня 2020 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

Бондарева М.Н.  _______________

Программа согласована с методистом

«__» ____________ 20__ г.

Аулова Е.В.        ___________

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании Методического Совета

Протокол №__ от ________ 20__ г.

Председатель_________ Е.А. Андрошина

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины…………3          

2.

Содержание учебной дисциплины……………………………………... 4

3.

Тематическое планирование……………………………………………..6


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениямотечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможностиинформационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбор путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Тема

Содержание

Раздел 1. Биология – наука о жизни. 4ч.

Введение. Классификация разделов биологии.Основные свойства живого.

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.

Раздел 2. Учение о клетке. (22ч.)

Биология клетки. Химический состав клетки.

Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и

основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткаяистория изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клеткии живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке.

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Раздел 3. Размножение и развитие организмов. (6ч.)

Размножение организмов. Раздражимость и раздражители.

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки.

Влияние факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы.(2ч.)

Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (6ч.)

Основные понятия. Развитие зародыша. Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитиечеловека.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Раздел 5. Основы генетики. (20ч.)

Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов. Наследование пола.Изменчивость и её формы. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридноескрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационнаяизменчивость.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений -начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспектынекоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы.(1ч.)

Раздел 6. Закономерности эволюции органического мира.  (10ч.)

Происхождение жизни на   Земле. Эволюционное учение. Геологические эры и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (антропогенез).

Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей

возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живыхорганизмов в процессе эволюции.

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Раздел 7. Основы медицинской паразитологии. (2ч.)

Формы взаимоотношений между организмами. Медицинская гельминтология.

Паразитизм как экологический феномен; Специфика среды обитания паразитов; Классификация паразитических форм животных; Пути морфофизиологической адаптации к паразитическому образу жизни; Происхождение паразитизма; Пути происхождения различных групп паразитов; Взаимодействие паразита и хозяина на уровне особей; Принципы регуляции и механизм устойчивости системы «паразит – хозяин»;Положительные аспекты паразитизма; Классификация паразитарных болезней (паразитозы).

Раздел 8. Учение о биосфере. Экология. (10ч.)

Учение о биосфере. Экология.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающейсредой; природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов;  терминология, классификация факторов среды.Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

15

Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета. 2ч.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Раздел 1. Биология – наука о жизни. (4ч.)

Введение. Классификация разделов биологии.(1ч.)

Общие закономерности биологии.(1ч.)

Признаки живых организмов. Основные свойства живого. (1ч.)

Признаки живых организмов. Основные свойства живого. (1ч.)

Раздел 2. Учение о клетке. (22ч.)

Неклеточные формы жизни. (1ч.)

Неклеточные формы жизни. (1ч.)

Клетка –элементарная живая система.(1ч.)

Клеточная теория строения организмов.(1ч.)

Особенности строения эукариотической клетки.(1ч.)

Особенности строения эукариотической клетки.(1ч.)

Особенности строения растительной  клетки.(1ч.)

Особенности строения растительной  клетки.(1ч.)

Углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.(1ч.)

Углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.(1ч.)

Органоиды клетки. (1ч.)

Обмен веществ и энергии. (1ч.)

Генетический код.(1ч)

Пр.р.№1Генетический код.(1ч)

Пр.р.№2Жизненный цикл клетки. (1ч.)

Пр.р.№3Жизненный цикл клетки. (1ч.)

Пр.р.№4Митоз. Митотический цикл. (1ч.)

Пр.р.№5Митоз. Митотический цикл. (1ч.)

Пр.р.№6Мейоз - редукционное деление. (1ч.)

Пр.р.№7Мейоз - редукционное деление. (1ч.)

Пр.р.№8Признаки отличия мейоза от митоза. (1ч.)

Пр.р.№9Признаки отличия мейоза от митоза. (1ч.)

Раздел3. Размножение и развитие организмов.(6ч.)

Пр.р.№10Многообразие живых организмов.(1ч.)

Пр.р.№11Многообразие живых организмов.(1ч.)

Пр.р.№12Размножение организмов. Бесполое и половое  размножение.(1ч.)

Пр.р.№13Размножение организмов. Бесполое и половое  размножение.(1ч.)

 Пр.р.№14Оплодотворение. Половой деморфизм.(1ч.)

 Пр.р.№15Оплодотворение. Половой деморфизм.(1ч.)

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (2ч.)

33.

Пр.р.№16Контрольная работа (1ч.)

34.

Пр.р.№17Контрольная работа (1ч.)

Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (6ч.)

35.

Пр.р.№18Основные понятия онтогенеза. (1ч.)

36.

Пр.р.№19Основные понятия онтогенеза. (1ч.)

37.

Пр.р.№20Развитие зародыша человека. (1ч.)

38.

Пр.р.№21Развитие зародыша человека. (1ч.)

39.

Пр.р.№22Нарушения развития зародыша. Постнатальное развитие человека (1ч.)

40.

Пр.р.№23Нарушения развития зародыша. Постнатальное развитие человека (1ч.)

Раздел 5. Основы генетики.(20ч.)

41.

Пр.р.№24Генетическая терминология и символика. (1ч.)

42.

Пр.р.№25Генетическая терминология и символика. (1ч.)

43.

Пр.р.№26Закономерности наследования признаков. (1ч.)

44.

Пр.р.№27Закономерности наследования признаков. (1ч.)

45.

Пр.р.№28Первый закон Менделя. (1ч.)

46.

Пр.р.№29Первый закон Менделя. (1ч.)

47.

Пр.р.№30Второй  закон Менделя. (1ч.)

48.

Пр.р.№31Второй  закон Менделя. (1ч.)

49.

Пр.р.№32Третий закон Менделя. (1ч.)

50.

Пр.р.№33Третий закон Менделя. (1ч.)

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (1ч.)

51.

Пр.р.№34Контрольная работа (1ч.)

52.

Моногибридное и дигибридное скрещивание.(1ч.)

53.

Наследование пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. (1ч.)

54.

Наследственная и генотипическая изменчивость. (1ч.)

55.

Модификационная изменчивость.  (1ч.)

56.

Хромосомная теория наследственности. (1ч.)

57.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.(1ч.)

58.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.(1ч.)

59.

Закономерности изменчивости. (1ч.)

60.

Закономерности наследственности (1ч.)

Раздел 6.Закономерности эволюции органического мира.  (10ч.)

Происхождение жизни на   Земле.Эволюционное учение. Геологические эры и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (антропогенез).

61.

Происхождение жизни на   Земле. (1ч.)

62.

Эволюционное учение Ч.Дарвина. (1ч.)

63.

Естественно-научная картина мира (1ч.)

64.

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.(1ч.)

65.

Движущие силы эволюции.(1ч.)

66.

Микроэволюция. Макроэволюция.(1ч.)

67.

Гипотезы происхождения жизни. (1ч.)

68.

Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. (1ч.)

69.

Пр.р.№35Геологические эры и развитие жизни на Земле. (1ч.)

70.

Пр.р.№36Происхождение человека (антропогенез). Человеческие расы.  (1ч.)

Раздел 7. Основы медицинской паразитологии. (2ч.)

Формы взаимоотношений между организмами. Медицинская гельминтология. Учение о биосфере. Экология. Бионика.

71.

Пр.р.№37Формы взаимоотношений между организмами.(1ч.)

72.

Пр.р.№38Приспособление организмов к разным средам обитания (1ч.)

Раздел 8. Учение о биосфере. Экология. (10ч.)

73.

Пр.р.№39Учение о биосфере. Структура биосферы.( (1ч.)

74.

Пр.р.№40Взаимосвязь природы и общества. (1ч.)

75.

Пр.р.№41Предмет экологии. (1ч.)

76.

Пр.р.№42Факторы среды. (1ч.)

77.

Пр.р.№43Пищевые цепи. (1ч.)

78.

Пр.р.№44Биотические факторы. (1ч.)

79.

Пр.р.№45Воздействие человека на биосферу и её ресурсы. (1ч.)

80.

Пр.р.№46Экологические системы. (1ч.)

81.

Пр.р.№47Взаимодействия в экосистемах (1ч.)

82.

Пр.р.№48Нанотехнологии(1ч.)

83.

Пр.р.№49Бионика. (1ч.)

Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета(2ч.)

84.

Пр.р.№50Дифференцированный зачет(1ч.)

85.

Пр.р.№51Дифференцированный зачет(1ч.)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ.

4.1.  Учебно-методическое обеспечение.

Основные источники:

1. Чебышев Н.В., Биология, М.:Академия,2018

Дополнительные источники:

1. Константинов В.М., Биология для преподавателя: учебно-методическое пособие , М.: Академия -2017

4.2  Электронно-информационные  ресурсы(ДОТ, ЭОР, ссылка):

1.https://e-learning.tspk-mo.ru/seo/welcome/- Цифровой колледж Подмосковье

2.https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа

4.3  Интернет-ресурсы:

Интернет – ресурсы

1.www. sbio.info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2.www. window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3.www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4.www. vspu.ac.ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).

5.www. biology.ru (Биология в Открытом колледже.Сайт содержит электронный учебник побиологии, On-line тесты).

6.www. informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7.www. nrc.edu.ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

4.4. Материально-техническая база

       Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии.

            Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • плакаты, таблицы;
  • раздаточный материал;
  • учебники;
  • комплект учебно-методической документации.

   Технические средства обучения: персональный компьютер Samsung. в сборе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии для технических специальностей

Рабочаяпрограмма учебной дисциплины «Биология» предназна­чена для изучения биологии в учреждениях среднего про­фессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля в учрежд...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа по биологии для специальностей СПО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного ...

Рабочая программа по Биологии на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой в соответствии с адаптированной образ...