"Опытническая работа на пришкольном участке - важное звено экологического образования
статья по биологии

Учебно – опытный участок используется в образовательных целях: проводятся экскурсии на уроках биологии и географии. Работа на УОУ имеет трудовое и воспитательное значение.  Учащиеся приобретают трудовые навыки, учатся применять теоретические знания и выполнять необходимые агротехнические мероприятия.  Дети приобретают навыки сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело. Работа на участке позволяет реализовать себя детям с разными потребностями и возможностями, каждому увидеть результаты своего труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытническая работа на пришкольном участке – важное звено экологического образования

Железнова Зоя Леонтьевна,

учитель биологии, МБОУ «Мультинская СОШ имени Железнова П. В.,

Усть – Коксинский район

E – mail: zoyazheleznova18@mail.ru

Важным звеном в трудовом обучении и экологическом воспитании учащихся в МБОУ «Мультинская СОШ имени П. В. Железнова» является учебно – опытный участок.

Основное назначение УОУ направлено на:

  • обеспечение практической направленности преподавания естественно – научных дисциплин;
  • знакомство с методами исследовательской и природоохранной работы;
  • организацию трудового обучения, профессиональной ориентации учащихся, привлечение школьников к опытнической работе;
  • производство сельскохозяйственной продукции для питания учащихся;

Учебно – опытный участок используется в образовательных целях: проводятся экскурсии на уроках биологии и географии. Работа на УОУ имеет трудовое и воспитательное значение.  Учащиеся приобретают трудовые навыки, учатся применять теоретические знания и выполнять необходимые агротехнические мероприятия.  Дети приобретают навыки сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело. Работа на участке позволяет реализовать себя детям с разными потребностями и возможностями, каждому увидеть результаты своего труда. Оформление участка, проектирование цветочно – декоративного отдела, озеленение территории, работа с природным материалом позволяют создать и увидеть красоту собственными руками.

D:\документы семьи\участок и линейка 011.jpg

Рис . 1 Учебно – опытный участок  МБОУ «Мультинская СОШ»

Система организации работы учебно – опытного участка в нашей школе имеет следующие направления:

  • Посев основных культур (морковь, свекла, капуста);
  • Посадка картофеля и репчатого лука;
  • Выращивание овощных культур;
  • Весенний и осенний уход за овощными, цветочно – декоративными культурами;
  • Фенологические наблюдения за развитием растений;
  • Закладка опытов и обработка результатов;
  • Уборка и учет урожая овощных культур;

Одним из главных направлений работы на учебно – опытном участке является закладка  опытов, во время которых у учащихся формируются навыки исследовательской работы, так как необходимо на протяжении всего опыта вести фенологические наблюдения за развитием растений, проводить необходимые работы по агротехнике выращивания. В результате школьник учится анализировать, сопоставлять полученные данные, делать выводы.

Приведу тематику практических работ, которые успешно использую в своей деятельности на учебно – опытном участке. [1]

1. П.Р.№1 «Определение механического состава почвы».

2.П.Р.№2 « Посев семян моркови».

3.П.Р.№3 «Изучение сроков вегетативного способа размножения бадана толстолистного».

4.П.Р.№4 «Вредители огорода и меры борьбы с ними в летний период».

5. П.Р.№5 «Распознавание семян овощных растений по внешнему виду».

6.П.Р.№6 « Прореживание моркови».

7.П.Р.№7 « Изучение вредоносности капустной белянки на белокочанную капусту».

8.П.Р.№8 « Влияние удаленных отцветших цветков на продолжительность цветения петунии гибридной».

9.П.Р.№9 «Влияние климатических условий и времени посева на рост и развитие овса».

10. П.Р.№10 «Выращивание лука – севка из семян».

11. П.Р.№11 «Выращивание картофеля из семян».

12. П.Р.№12 «Влияние пасынкования томатов на урожай».

Практическая работа: «Изучение сроков вегетативного способа размножения бадана толстолистного»

Ход работы:

1.Возьмите маточный куст (корневище) разрежьте его на черенки 1-2 см.

2.Посадите их в ряды на расстоянии 20см. друг от друга

3.Ведите наблюдение за их ростом

Мы взяли маточный куст (корневище), разрезали на черенки 1-2см. Количество черенков с одного куста составило 20 штук. Затем посадили их в ряды на расстоянии 20 см. друг от друга в затененном месте. Посадку произвели 5 мая. За посадками вели уход: поливали их, рыхлили почву. Первые листья появились после через 25 дней после посадки. В течение вегетационного периода Бадан толстолистный хорошо развивался. Прикорневые листья плотные, блестящие, длина надземной части к осени составила 15 сантиметров, а листья стали ярко – красными и образовали крупную розетку.

Вывод: Бадан толстолистный – ценное лекарственное сырье, его корневище можно вегетативно размножать и затем применять в народной медицине. При этом запасы данного сырья не будут уменьшаться. Тем самым сохраняя естественные места произрастания.

D:\документы семьи\DSC03057.jpg

Рис. 2. К практической работе «Изучение сроков вегетативного способа размножения бадана толстолистного»

D:\документы семьи\DSC02830.JPG

Рис. 3. К практической работе «Прореживание моркови»

Результаты опытнической работы в дальнейшем мы используем для написания научно – исследовательских работ, занимая призовые места в разных конкурсах экологической направленности.

- Республиканский конкурс: «Исследователи окружающей среды» - Анохина Оля 1 место научно – исследовательская работа: «Влияние климатических условий и времени посева на рост и развитие овса».

- Всероссийский конкурс: «Юннат» Нагибина Юля 2 место в Республиканском этапе работа: «Краски лета» по благоустройству пришкольной территории

- Всероссийский конкурс: «Юннат» Боровикова Наташа 1 место научно – исследовательская работа: «Выращивание картофеля из семян» была приглашена в Москву для участия в финале конкурса.

В связи с вышесказанным, следует, что опытническая работа на учебно – опытном участке является неотъемлемой частью в экологическом образовании, воспитывая активную жизненную позицию, навыки взаимодействия с природой. Непосредственно в соприкосновении с природой у учащихся развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира, что очень актуально в современное время. Поэтому, так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Баранчикова, Л.А. Выращивание огородных растений М.: Владос, 2003.-175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на пришкольном участке

В плане размещены работы на участке с марта по октябрь....

Опытническая работа на пришкольном участке

Дневник опытнической работы на пришкольном участке учащихся 7 класса. Календарный план работы по проведению опытов на пришкольном участке. Результаты фенологических наблюдений за растениями в графиках...

статья Наблюдение за развитием сатабыл у учащихся при работе на пришкольном участке

Для сельской школы важным компонентом является наличие пришкольного участка. Работая на участке учащиеся закрепляют знания, полученнык на уроке. Пришкольный участок это открытая лаборатория. В данной ...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Проект "Организация работы на пришкольном участке"

Пришкольный участок является источником для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого  невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне соврем...

Исследовательская работа на пришкольном участке

Исследовательская работа на пришкольном участке....

Роль пришкольного участка в воспитании и образовании учащихся

Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использования закладываемых экспериментов не...