Тезизы. Исследовательский проект: Плесень "Плевок Бога" и "Хлеб дъявола".
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Все мы знаем, что такое плесень. Видели на влажном хлебе, на фруктах. Но задумывались мы, что это такое. Да это гриб, но какой. Имеет признаки и растений и животных. В тоже время это отдельное царство, удивительное царство. Как они питаются,размножаются, где живут, откуда появляются. Пользу приносят или вред. Как с плесенью бороться.  Ответы на эти вопросы вы сможете найти из этого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы:

МБОУ Верхнеднепровсеая СОШ №3

Смоленская область

Дорогобужский район.

Информационно – исследовательский проект:

Тема: Плесень «Хлебом дьявола» и «Плевок  Бога». 

Гипотеза: «Действительно ли миром правит плесень?»

Цель:

  • Исследование особенность строения  и жизнедеятельности плесени.
  • Изучение информацию о плесневых грибах их роли в жизни природы, человека.
  • Выявление оптимальных  условий для выращивания развития плесени.
  • Привлечение внимания населения к проблеме плесени нашего поселка.
  • Изучение, действительно ли они настолько опасны для человека.

Задачи: 

  • Установить,  какова связь между обилием и видовым многообразием плесени в зависимости от условий среды.
  • Провести анкетирование по отношению учащихся и их родителей к плесени; Расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
  • Выяснить какие причины вызывают разрастание плесени.
  • Решить практические задачи по выращиванию плесени,  оформлению работы, составлению презентации.
  • Провести анкетирование по отношению учащихся и их родителей к плесени; Расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;

Гипотеза: плесень относится к царству грибов, она играет не только отрицательную роль в жизни человека.  

Форма проекта: индивидуальный.

Предметно-содержательная область: межпредметный.

Область исследования: биология, микология, экология, здоровый образ жизни.

В проекте используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и их родителей; обсуждение полученной информации в рамках школьного урока, классного часа.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время практически каждый человек сталкивается с плеснью сам. 

Сегодня проблема  является одной из самых актуальных, потому что, относясь к плесени пренебрежительно и порой несерьезно, мы даже не подозреваем, насколько опасной она может быть. 

Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что,именно благодаря плесени а точнее пенициллину, который изготавливается на основе плесени во вторую мировую войну 95% военнослужащих с инфицированными ранами вылечились, а после окончания войны в 1945 году этот чудо антибиотик стал главным оружием медицины. Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, с каждым годом ученые,  открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. 

На сегодняшний день существуют разные взгляды на данную проблему. С одной стороны она дает нам ценнейшее лекарство.  Она убивает и спасает от смерти. Ее называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». А как же плесень , которую используют при приготовлении элитных сортов сыра и вина, специально культивируют и она совершенно не вредна для здоровья, хотя людям, страдающим аллергией на различные виды грибов, сыры с плесенью есть нельзя.

Признаками  новизны работы могут быть:  То, что объект исследования, эта тема в нашей школе никогда не изучалась.  Объект исследования в нашей школе не обнаружен ни в одном классе, ни в одном подсобном помещении. Мы примененили ранее использовавшихся методы к новому объекту исследования. Изучили  уже изученный ранее объект в новых условиях с использованием новых средств и материалов.

Используемые методы:

эмпирические (наблюдение, эксперимент),

теоретические (анализ, синтез, моделирование, классификация, аналогия);

количественные  или статистические (регистрация,  биометрические  измерения, математическая обработка данных);

социологические  (опрос, анкетирование, и др.).

Относясь к плесени пренебрежительно и порой несерьезно, мы даже не подозреваем, насколько опасной она может быть. Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». http://www.openpr.de/images/articles/c/7/c7dccedea4552d83a87a3f6a7585f995_g.jpg

Фильм «Плесень» вышедший на первом канале позволил не только рассказать о достижениях мик робиологов в области изучения плесени, но и открыл неизвестные факты ее воздействии на человека,  многие узнали много нового о плесневых грибах именно из этого фильма. Я, к сожалению, не смотрела этот фильм, но обязательно посмотрю после того, что я о ней узнала. Я выбрала именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе. На мой взгляд, плесень недооценивают хотя бы по её внешнему виду. Ведь на первый взгляд она вызывает отвращение. Но, однако, именно благодаря ей, а точнее пенициллину, который изготавливается на основе плесени во вторую мировую войну 95% военнослужащих с инфицированными ранами вылечились, а после окончания войны в 1945 году этот чудо антибиотик стал главным оружием медицины. Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, с каждым годом ученые,  открывает новые свойства и особенности плесневых грибов.  Так, что же это за гриб, плесень. Давайте разбираться вместе. Условия появления и развития плесени.

Как же появляется плесень? Оказывается - плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями.

Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.

Мы очень была удивлены, что благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.

Размножение плесени:

Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки – спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней!

Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Зимой плесень не образует споры, но и не умирает. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры плюс 100 0С в течение 1-2 часов. Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале. Ученые находили их даже на ракетном топливе. Плесень – единственный из простейших организмов, способный размножаться половым путем. Колония плесени делится на разнополых особей. Такой способ размножения дает плесени надежду на выживание и эволюцию в быстро меняющемся мире. Ученые уверены: даже если произойдет глобальная катастрофа, плесневые грибы не погибнут. В рамках эксперимента "Биориск" три капсулы со спорами плесневых грибов Пенициллиум, Аспергилус и Кладоспориум вывели в открытый космос и прикрепили к обшивке орбитальной станции. Результаты исследования оказались сенсационными. Споры плесневых грибов, которые полтора года находились в условиях открытого космоса, выжили. Более того, космическая плесень мутировала, она стала гораздо агрессивнее и устойчивее. Там, где погиб  бы любой живой организм, плесень стала еще сильнее. Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале.

Как плесень «питается»? 

В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям. В наше время даже новые дома не застрахованы от массового размножения плесневых грибов, а все из-за того, что в строительстве допускаются ошибки и начинаются проблемы с гидроизоляцией. Благодаря наличию широкого спектра ферментов грибы могут питаться практически чем угодно: тканью, древесиной и обоями, масляной и водоэмульсионной красками, штукатуркой и цементом. Это и объясняет их развитие на мебели, стенах, потолке, оконных рамах, трубах отопления, одежде, обуви и многих других, порой самых неожиданных субстратах.

Плесень иной раз довольно ловко прячется, и приходится потратить немало усилий и изобретательности, чтобы ее отыскать.

Если человек живет в квартире, где невооруженным взглядом не видны поражения плесенью, то это ещё не означает, что грибов в его доме нет. Они есть, и концентрация их спор может достигать нескольких миллионов на грамм домашней пыли или на кубический метр воздуха

Полезные свойства плесени:

В 1928 году английский микробиолог Александер Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зелёной плесени. Эта плесень, названная Penicillium notatum, способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине». В 1945 году Флеминг и его коллеги Хоуард Флори и Эрнст Чейн удостоились за свой труд Нобелевской премии в области медицины. С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов, например лекарств от мигрени, для лечения болезни Паркинсона и предотвращения образования тромбов.

Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Знаете ли вы, что такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, рокфор и стилтон обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени рода пенициллиум? То же самое можно сказать и о салями, соевом соусе и пиве.

Кроме того, плесень применяется в виноделии. Ягоды винограда, на которых образовалось нужное количество плесени, собирают в определённое время и используют в производстве элитных десертных вин. Плесень ботритис серый, или благородная плесень, повышает концентрацию сахара в виноградных ягодах, благодаря чему вкус вина становится более насыщенным. В винном погребе, где происходит процесс брожения, особая погребная плесень придаёт вину его окончательный вкус. Если перефразировать пословицу венгерских виноделов, можно сказать: «Благородная плесень делает хорошее вино».

Вредные свойства плесени: Чем опасна плесень?

Мы были совершенно уверены в том, что плесень не опасна и абсолютно безвредна. Но, изучив различные источники информации,  узнали, что жители городов, в отличие, сельских жителей, проводят в своих квартирах 50-70 % времени, а всего в закрытых помещениях, включая рабочие места до 80-90 % времени. За это время через дыхательные пути из воздуха попадает большое количество микроорганизмов, вызывая различные болезненные состояния. Такие состояния в книге Кудряшовой А.А. "Микробиология, санитария и гигиена" названы термином "Болезнетворное воздействие закрытого помещения" или "Синдром Больного Помещения". 

Оказывается, что некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.

Как радиация или тяжелые металлы воздействуют невидимо на организм, так и плесень воздействует на человека, его здоровье и жилье. Открывая банку с бабушкиным клубничным вареньем, мы часто видим сверху небольшой слой плесени. В голове сразу же всплывает что-то про пенициллин и что-то еще, не менее полезное. На самом же деле эта «безобидная» плесень — настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. Однако когда мы сталкиваемся с плесенью в повседневной жизни, это не представляет серьёзной угрозы для здоровья. Наиболее уязвимы также маленькие дети и пожилые. По данным Калифорнийского отдела службы здравоохранения США, плесень может вызывать следующие симптомы: хрипы, затрудненное или поверхностное дыхание, одышку; отёк слизистой носовых пазух; раздражение глаз (жжение, слезоточивость, покраснение); сухой отрывистый кашель; першение в горле; сыпь и раздражения на коже. Увы, но тепловая обработка никак на эти токсины не влияет. Поэтому заплесневевшие продукты (будь то варенье, хлеб, овощи, фрукты или орехи) нужно сразу же выбрасывать.

Борьба с плесенью и защита от нее.

Избавиться от плесневых грибов очень сложно, в первую очередь нужно выяснить, с каким видом гриба имеете дело, как глубоко проникли нити гриба в заражённый им материал и уже только тогда подбирать специальный противогрибковый препарат, а это под силу только специалистам - биологам и экологам. Во-вторых, важно не забывать и о том, что благоприятной средой для развития грибка является, прежде всего, повышенная влажность в помещениях, чего и нужно стараться по возможности избегать, чтобы лишний раз не встретиться с этими удивительными созданиями природы.

Основных правил в борьбе с плесенью три:

  • уменьшить влажность внутри жилища,
  • обеспечить хорошую вентиляцию,
  • ликвидировать очаги плесени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Тезизы. Исследовательский проект: Плесень "Плевок Бога" и "Хлеб дъявола".

Каждый из нас видел плесень на влажном хлебе. И представляет ее именно такой.  Оказывается это не так. Это сложное царство грибы, которые имеют признаки и растений и животных и в тоже время она у...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...