Рабочая программа по биологии для 10 класса.
рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа для 10 класса содержит пояснительную записку, в которой отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета:предметные результаты. Содержание, задачи и формы работы по формированию УУД, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для 10 класса.46.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  253/01 - 04

Рабочая программа

среднего общего образования

по биологии

для 10  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова  Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г

        

  Аннотация к рабочей программе по биологии  для 10  класса

Рабочая программа по биологии для 10  класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.)
  • Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
  • Примерной программы по биологии. Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010
  • Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева 10 – 11 классы ФГОС – Москва, 2014
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета   Методическое  пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская  СОШ № 3

Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего  из следующих пособий:

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы М.: 2015 

Методическое пособие: О.Л.Ващенко Биология.

Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,  Н.И.Сонина.  Волгоград: Учитель, 2017

Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ. М.: Дрофа, 2014 (с изменениями)

Учебник: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М.Рубцов. Углубленный уровень. Биология 10 класс- Москва  Просвещение 2019

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

  

     Данный курс рассчитан на 98 часов (3 часа в неделю).

     Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Цели программы: 

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;  овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Задачи программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Учитель Шпакова Е.В.

               

Рабочая программа по биологии для 10  класса

Рабочая программа по биологии для 10  класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012)
  • Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
  • Примерной программы по биологии  Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010.
  • Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии  И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева 10 – 11 классы ФГОС - Москва 2014  
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое  пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Положения о рабочей программе МБОУ  Верхнеднепровская   СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего   из следующих пособий:

 

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы/ М.: Дрофа, 2015  

Учебник: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М.Рубцов. Углубленный уровень. Биология 10 класс-Москва Просвещение  2019

Методическое пособие:  О.Л.Ващенко.  Биология. Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского,  В.Б.Захарова,  С.Г.Мамонтова,  Н.И.Сонина-Волгоград: Учитель,2017

 Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ, Дрофа 2014 (с изменениями)

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Данный курс рассчитан 98 часов (3 часа в неделю)

                  Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность  окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать  собственное  целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

               Метапредметные результаты обучения:

  обучающийся научится

понимать основные положения биологических теорий сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику. Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; 

обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презентаций; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов; проводить исследовательскую и проектную работу;; аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.

\Предметные результаты: 

 обучающийся научится  Классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять  роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений;  сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 

 обучающийся получит возможность научиться

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Выделять  существенных признаки биологических объектов:клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах).

 В ценностно-ориентационной сфере:

знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;

анализировать  и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знать  и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила  работы с биологическими приборами и инструментами

В сфере физической деятельности: осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;                             

II. Содержание  учебного  предмета

 

Раздел курса

Содержание

Введение

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Методы познания живой природы. Основные признаки и свойства живой природы.

Биологические системы; клетка, организм

Клеточная теория, ее основные положения, роль клеточной теории в формировании современной картины мира. Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических  веществ  клетки. Строение и функции частей и органоидов клетки.  Химический состав и строение , функции хромосом. Клетки половые и соматические. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Многообразие клеток. Клетки прокариоты и эукариоты.  Вирусы. Обмен веществ и превращение в клетке энергии.  Стадии энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Пластический обмен. Биосинтез белка. Ген. Генетический код. Клетка – генетическая единица всего живого. Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Мейоз. Его фазы  Развитие половых клеток.

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Краткая история генетики. Предмет изучения генетики – наследственность и изменчивость. Методы и задачи генетики. Опыты  Г.Менделя,   их значение для развития учения о наследовании заболеваний.  Цитологические основы закона независимого комбинирования признаков. Знания о локализации генов в хромосомах, о сущности закона независимого наследования признаков. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Разными виды мутаций, их проявлениями в генотипе человека. Новейшии достижения    генетиков, их борьба с наследственными заболеваниями.

Типовые задания  и формы  работы по формированию УУД.

Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. 

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.

Формы  работы: проекты, творческие задания, исследования. 

Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа

Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

 Элементы исследовательской работы

 Формы  работы:   работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.

  Решение и составление задач

  Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель

 и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы  работы:   задания на самопроверку,  творческие задания. Взаимопроверка

, цифровой диктант,

Коммуникативные:  Описывать содержание совершаемых действий

с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.  

Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки.

 Умение работать в парах, группами.     

Формы  работы:   Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры.

 Конкурсы и викторины, творческие задания  Составление проектов. 

Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

                                

                                       

III. Тематическое планирование

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Зачет

Проект

№1

Введение

3часа

№2

Биологические системы; клетка, организм.

45часов

5

3

5

1

№3

Основные закономерности наследственности и изменчивости.

50 часов

5

2

5

2

IV.Календарно – тематическое планирование

       

№ темы

Название темы

Количество часов

Дата.

план

Факт.

1

Введение (3) часа

1

Биология – наука о жизни. Критерии живых систем.

1час

2.09

2

 Уровни организации живой природы.

1час

3.09

3

Методы познания живой природы.

1час

3.09

Биологические системы; клетка, организм. (45 часов)

4

Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. Минеральные вещества клетки, их роль в жизни клетки.

1час

6.09

5

Неорганические вещества, входящие в состав клетки Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

1час

9.09

6

Органические вещества клетки. Биологические полимеры – белки.

1час

10.09

7

Функции белков. Лаб.Р. №1 «Доказательство белковой природы фермента.

13.09

8

Органические молекулы – углеводы,  их роль в жизнедеятельности клетки.

1час

16.09

9

Органические молекулы – липиды их роль в жизнедеятельности клетки,

17.09

10

 Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК, Особенности строения, значение.

1час

20.09

11

Рибонуклеиновые кислотв. АТФ.

1час

23.09

12

Зачет по теме «Химия клетки»

1час

24.09

13

Цитология – наука о клетке. Клеточная  теория строения организма.

1час

27.09.

14

Эукариотическая  клетка. Цитоплазма.  Наружняя цитоплазматическая мембрана.

1час

30.09

15

Одномембранные органоиды.

1час

4.10

16

Двумембранные органоиды. Митохондрии, пластиды.

1час

7.10

17

Немембранные  органоиды. Клеточные включения. Клеточный центр. тестирование

1час

8.10

18

Клеточное ядро, хромосомы, набор хромосом.

1час

11.10

19

Особенности строения растительной клетки. Лаб. р.№2 «Наблюдение  плазмолиса  и  деплазмолиса в клетках эпидермиса лука»

1час

14.10

20

Особенности строения клетки, грибов, животных.

15.10

21

Прокариотические клетки.  Особенности строения.

1час

18.10

22

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.  

1час

21.10

23

Зачет по теме «Клеточные структуры и их Функции»тестирование

1час

22.10

24

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1час

25.10

25

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза.

1час

5.11

26

Темновые реакции фотосинтеза.

1час

8.11

27

Хемосинтез. Роль хемосинтезированных  бактерий на Земле.

1час

11.11

28

Энергетический обмен в клетке. Стадии энергетического обмена.

1час

12.11

29

Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. тестирование

1час

15.11

30

Зачет по теме «Обеспечение клетки энергией»

1час

18.11

31

Генетическая информация в клетке. Генетический код.

1час

19.11

32

Биосинтез белка. Транскрипция.

1час

22.11

33

Биосинтез белка. Трансляция.

1час

25.11

34

Регуляция процессов транскрипции и трансляции в клетке и организме..

1час

26.11

35

Современное представление о гене.

1час

29.11

36

Решение задач на биосинтез белка. тестирование

1час

2.12

37

Зачет по теме «Наследственная информация и реализация ее в клетке»

1час

3.12

38

Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз»

1час

6.12

39

 Амитоз. Фазы митоза. Лаб.Р №3  «Изучение митоза в клетках корешка лука».

1час

9.12

40

Мейоз. Фазы мейоза 1

1час

10.12

41

Мейоз. Фазы мейоза 2.

13.12

42

Образование половых клеток. Гаметогенез. Строение.

1час

16.12

43

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.

1час

17.12

44

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

1час

20.12

45

Онтогенез. Биогенетический закон. Эмбриональный период развития. Причины нарушений развития организмов.

1час

23.12

46

Онтогенез. Постэмбриональный период. тестирование

1час

24.12

47

Зачет по теме «Воспроизведение биологических систем»

1час

27.12

Основные закономерности наследственности и изменчивости.(50).

48

Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика.

1час

10.01

49

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.

1час

13.01

50

Законы Г.Менделя.  Первый закон –закон единообразия гибридов первого поколения.

1час

14.01

51

Второй закон Г.Менделя – закон расщепления.

1час

17.01

52

Цитологические  основы законов  Г.Менделя. Гипотеза чистоты гамет.

1час

20.01

53

«Решение задач на моногибридное скрещивание»

1час

21.01

54

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

1час

24.01

55

Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Третий закон  Г.Менделя.

1час

27.01

56

Статистический  характер законов наследственности.

1час

28.01

57

«Решение задач на дигибридное  скрещивание»

1час

31.01

58

Хромосомная теория наследственности.

1час

3.02

59

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

1час

4.02

60

«Решение задач на сцепленное наследование»

1час

7.02

61

Генетика определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1час

10.02

62

Практическая работа. Решение задач. На признаки, сцепленные с полом.

1час

11.02

63

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов.

1час

14.02

64

Взаимодействие неаллельных генов.

1час

17.02

65

 Решение задач на взаимодействие неаллельных генов. тестирование

1час

18.02

66

Зачет по теме «Решение генетических задач»

1час

21.02

67

Зачет по теме «Основные закономерности явлений наследственности»

1час

25.02

68

Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости.

1час

28.02

69

Фенотипическая  измечивость. Норма реакции.

1час

2.03

70

Особенность модификационной  изменчивости.

1час

3.03

71

Фенотипическая изменчивость. Лаб р №4 «Описание фенотипа растений»

1час

6.03

72

Лаб р №5. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

1час

10.03

73

Наследственная изменчивость.

1час

13.03

74

Виды мутаций. Причины мутаций.

1час

16.03

75

Мутации соматические и генеративные.

1час

17.03

76

Генные мутации.

1час

20.03

77

Хромосомные мутации

1час

3.04

78

Геномные  мутации. тестирование

1час

6.04

79

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

1час

7.04

80

Зачет по теме «Основные закономерности явлений изменчивости»

1час

10.04

81

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.

1час

13.04

82

Проявление генов в развитии.  Плейотропное действие генов.

1час

14.04

83

Летальные мутации.

1час

17.04

84

Генетические основы индивидуального развития. Индуцированные мутации.

1час

20.04

85

Особенности и методы изучения генетики человека.

1час

21.04

86

Хромосомы и генетические карты человека.

1час

24.04

87

Генеалогический метод и анализ родословных человека.

1час

27.04

88

Практическая работа: «Составление схем родословных»

1час

28.04

89

Близнецовый метод исследования в генетике человека.

1час

8.05

90

Наследственные болезни человека.

1час

15.05

91

Меры профилактики наследственных заболеваний.

1час

18.05

92

Зачет по теме «Генетика человека»тестирование

1час

19.05

93

Селекция, ее задачи.

1час

19.05

94

Методы селекции, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений»

1час

22.05

95

Создание пород животных, сортов растений.

1час

25.05

96

Методы селекции растений. животных. Микроорганизмов тестирование

1час

26.05

Промежуточная аттестация

97

Биотехнология, ее направления.

1час

29.05

98

Зачет по теме «Селекция и биотехнология»

1час



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....