урок по теме :"Строение клетки и ткани".
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Мальцева Елена Николаевна

Урок по теме "Строение клетки и ткани" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_kletki_tkani.docx25.51 КБ
Файл stroenie_kletki_tkani.pptx2.22 МБ
Файл test_5_kl.docx286.03 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 5 класс.

Дата:

Тема: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Растительная клетка. Животная клетка. Ткани организмов.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, о разнообразии тканей живых организмов, об отличительных особенностях тканей растений и животных.

Задачи:

  • Создать условия для приобретения знаний об особенностях строения клетки, тканей растений и животных;
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.

Формируемые УУД:

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения

П: выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий

Л: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения тканей растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.

Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).

Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клеток; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.

Ход работы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Проверка отсутствующих.

Приветствие учащихся, называют отсутствующих.

Проверка знаний

Фронтальный опрос:

1. Что изучает наука биология?

2. Какие биологические науки вы знаете?

3. Что мы относим к неживым телам?

4. А что к живым?

6.По каким признакам мы относим их к живым? (обмен веществ, дыхание, питание, рост, развитие, размножение)

7. Докажите, что растение живой организм?

8. Какие методы изучения живой природы вы знаете?

9. Какие увеличительные приборы вы узнали?

Самостоятельная работа по карточкам.

Отвечают на вопросы

Работают по карточкам.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете сами, когда найдете ответ на мои загадки.

Загадка первая:

Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз, -так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы!

Та к отгадайте кто же я?

(Предполагаемые ответы учащихся - Клетка).

Загадка вторая:

Посмотрите, у меня в руках коробочка и в ней что-то есть!  Для того чтобы узнать, что там, послушайте подсказку: «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов"

Что в шкатулке?

(Предполагаемый ответ учащихся: Ткань)

Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей)

Итак, тема нашего урока «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки   Растительная клетка.  Животная клетка.  Ткани организмов.

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Запись темы урока в тетради

Усвоение новых знаний.

Все живые организмы т.е. растения, грибы, животные, и мы с вами, состоят из клеток.

Клетка – это структурная единица живых организмов, обладающая всеми признаками живого.

Клетки растений, животных и грибов могут быть различными по размеру и форме. Но все они имеют одинаковые части.

Давайте обратимся к материалу учебника параграф 5, стр.19-20 и найдем ответ на вопрос: Что является основными частями клетки?

(Ответ учащихся)

Выясним какое значение имеют в клетке эти части. Заполним следующую таблицу:

Часть клетки

Значение

Клеточная мембрана

Цитоплазма

Ядро

Клетки растений и клетки животных отличаются по строению. 

Найдите в чем отличие растительной и животной клетки.

Записывают понятие клетка.

Читают учебник п.5 стр.19-20

Заполняют таблицу.

Записываем в тетради

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

Продолжаем работать.

Есть организмы состоящие из одной клетки- одноклеточные, а есть многоклеточные, состоящие из большого количества клеток, которые могут выполнять разные функции.

Но если клетки сходны по строению, функциям и происхождению, то они образуют ткань.

Запишите определение "Ткань" пользуясь учебником.

Группа клеток сходных по строению, по форме и размерам, по выполняемой функции называются ткани.

В состав ткани входят не только клетки, но и межклеточное вещество, которым заполнено пространство между клетками.

Из тканей в организме образуются органы, формируется тело организма.

Давайте выясним какие ткани есть у животных, а какие у растений?

Ткани животных

Ткани растений

Эпителиальная – образует покровы тела (кожа), защищает внутренние органы. Почти нет межкл-го вещ-ва

Образовательная ткань – состоит из клеток, которые делятся всю жизнь, находится на кончике корня и в верхушке почки

Соединительная – много межкл.в-ва. Составляет хрящи, кости, кровь.

Основная – в мякоти листьев, содержит хлорофилл, создание и накопление питательных веществ.

Мышечная ткань – мышцы, внутренние органы но не все.

Покровная – находится на поверхности всех органов растения, защищает от повреждений.

Нервная ткань – составляет головной и спинной мозг, нервы.

Проводящая – обеспечивает проведение полезных веществ по растению.

Механическая, очень прочные клетки, выдерживает большие механические нарузки.

Записывают определение с учебника

Заполняют таблицу.

Закрепление нового материала.

Давайте проверим что нового вы узнали.

Работа по таблице у доски клеточное строение.

Что такое ткань?

Какие виды тканей вы узнали?

Ткани с большим количеством межклеточного вещества, к ней можно отнести кровь, хрящевую, костную ткань. (Соединительная)

Клетки этой ткани имеют отростки различной длины (нервная)

Ткань обеспечивает движение организма (мышечная)

Отвечают на вопросы, работают с таблицей «Клетка» у доски

Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подходит к концу. Выскажи свое мнение о работе на уроке дополнив фразы:

-я раньше не знал, что….

-мне было интересно…

-для меня было сложно понять….

-я научился (лась)...

Спасибо за работу, можете быть свободны.

Высказывают своё мнение  

Информация о домашнем задание, инструктаж по его выполнению.

Запишите домашнее задание: параграф 5, пересказ, ответы на вопросы.

Творческое задание: модель растительной клетки.

Запись домашнего задания в дневники.

Тест ответ:    В-1: 4,2,4,2,1                           В-2: 2,2,4,2,3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки Растительная клетка. Животная клетка. Ткани организмов.

Слайд 2

СТРОЕНИЕ МИКРОСКОПА штатив тубус окуляр объектив предметный столик с зажимами зеркало регулировочные винты

Слайд 3

клетка ткань организм

Слайд 5

Назовите отличительные особенности растительной клетки?

Слайд 6

ТКАНЬ - группа клеток, сходных по строению, функциям, имеющих общее происхождение. Между клетками находится межклеточное вещество учебник с. 21

Слайд 7

Ткани Животных Растений

Слайд 8

ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ

Слайд 9

ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

Слайд 10

ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

Слайд 11

ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Слайд 12

ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

Слайд 13

ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНАЯ ТКАНЬ

Слайд 14

ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПОКРОВНАЯ ТКАНЬ

Слайд 15

ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПРОВОДЯЩАЯ ТКАНЬ

Слайд 16

ТКАНИ РАСТЕНИЙ. МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ

Слайд 18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ изучить § 5 Изготовить аппликацию «Строение клетки »



Предварительный просмотр:

Тест по теме: Методы изучения природы.

Вариант 1

1. Методом изучения природы является.

А) сложение Б) деление В) умножение Г) наблюдение

2. Скорость движения леопарда определяют методом:

А) описания Б) измерения В) рассматривания Г) наблюдения

3. Исследования, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление, называется.

А) наблюдение Б) измерение В) рассматривание Г) эксперимент

4. для выявления общих признаков животных, растений и грибов используется метод

А) описания Б) сравнения В) эксперимента Г) деления

5. Метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании копий объектов, называется.

А) моделирование Б) сравнение В) описание Г) наблюдение.

6. Укажите все части микроскопа.

7. Рассчитайте общее увеличение микроскопа:

Окуляр

объектив

Общее увеличение

20

40

15

10

10

5

Тест по теме: Методы изучения природы.

Вариант 2

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода

А) эксперимента Б) наблюдения В) описания Г) анкетирование

2. Численность животных, их вес и скорость передвижения человек узнает, используя метод

А) наблюдения Б) измерения В) рассматривания Г) эксперимента

3. Внесение ученым в полевой дневник информации о признаках растений или животных относится к методу

А) измерения Б) моделирования В) сравнения Г) описания

4. Сопоставление неизвестного животного с уже хорошо изученным относится к методу

А) моделирования Б) сравнения В) описания Г) наблюдения

5. Эксперимент – это

А) создание моделей Б) сравнение известного явления с неизвестным

В) изучение явления природы в управляемых наблюдателем условиях. Г) измерение размеров природных объектов.

6. Укажите все части микроскопа.

7. Рассчитайте общее увеличение микроскопа:

Окуляр

объектив

Общее увеличение

20

40

 

15

10

10

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Строение клетки"

Преподавание многих тем биологии предполагает интеграцию знаний с информатикой. Целью урока является развитие личности ребенка через активизацию познавательной деятельности с помощью ИКТ. Использовани...

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Модульный урок №2 Тема: «Строение клетки. Приготовление микропрепарата чешуи кожицы лука».

Урок по биологии растений разработан с использованием модульной технологии. Конспект урока записан в таблицу, с указанием учебных элементов, учебного материала с заданиями, руководства по изучению уче...

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

Цели:обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятель...

Обобщающий урок по теме "Строение клетки" 10 класс

Урок - соревнование. Этапы урока....