Информационная карта инновационного опыта.
методическая разработка по биологии (9 класс)

В карте отраженысущностные  характеристики опыта. Тема: Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса. Причины побудившие изменить свою педагогическую практику в первую очередь это нервно -эмоциональное напряжение, которое испытывают дети, ослабленное зрение, нарушение осанки, вредные привычки. Целью моего опыта  обеспечить школьнику возможность сохранить свое эдоровье за период обучения в школе. Сохранить и увеличить запас жизненных сил от начала до конца урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Шпакова Елена Васильевна

Организация, в которой работает автор опыта

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3

Адрес

П.Верхнеднепровский ул. Молодежная 19.

Номер контактного телефона

5-36-37

Должность

Учитель

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Биология

Стаж работы в должности

45

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

  • Растет уровень учебных перегрузок, наблюдается  нервно – эмоциональное напряжение детей в связи с несоответствием требований, предъявляемых учителями, и возможностям учащихся;
  • недостаточно внимания уделяется состоянию психологического микроклимата на уроках;
  • ослабление зрения школьников свидетельствует о возросшем объёме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года, проведения ежедневных упражнений для глаз;
  • большое количество обучающихся с нарушением осанки требует проведения ежедневных  корректирующих упражнений;
  • в процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние здоровья. Это вредные привычки, прежде всего, курение и употребление алкоголя;
  • недостаточная двигательная  активность учащихся и, как следствие – снижение работоспособности на уроках, которое  ведет к росту хронической усталости и заболеваниям.

В конечном итоге все эти факторы сказываются на учебных показателях.

     То есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся;  требует изменения условий образовательной деятельности, которые позволят сохранить здоровье школьников.        

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Основная цель обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • создание в классе здоровьеформирующей среды, объединяющей учебную, внеучебную деятельность учащихся;   необходимо правильно организовать  учебный день для сохранения здоровья школьников, а  именно:

- внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

- следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

- соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

- создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;

- организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;

- обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения.

  • использование здоровьесберегающих технологий;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • разработка здоровьесберегающих уроков;
  • формирование у учащихся  знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, мотивации на здоровье;
  • создание системы мониторинга здоровья;

взаимодействие школы и родителей в вопросах здоровья;

Концепция изменений

Основная цель обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Работа по здоровьесбережению обучающихся решает следующие задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • формирование здоровьесберегающей грамотности;
  • физическое и психологическое воспитание;
  • формирование здоровой среды;
  • предупреждение вредных привычек;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни

Сущность ИПО

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что это урок, обеспечивающий ребенку сохранение и увеличение запаса  жизненных сил от начала и к концу урока. Для выполнения этой цели я использую:

* Работа с наглядным материалом, максимально удалённым от глаз ребёнка (карточки с заданиями и ответами, видеоматериал) Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.

             *Чередование различных видов деятельности и методов обучения, плотность урока до 70%.

       Использование на уроке видов  деятельности на основе
дидактического материала, имеющего здоровьесберегающую направленность. Такая работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, требует от них напряженной умственной работы, расширяет словарный запас детей, учит их формулировать собственные мысли о здоровье.

         *Использование технологии  уровневой дифференциации обучения. Это значит учитыватьть  индивидуальные возможности и способности учащегося, использовать трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы.

Главное помнить, что здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку.                    Специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность.

       Проведение бесед, классных часов, соревнованиях в рамках всероссийской программы «Разговор о правильном питании» и занятий «Школы здоровья».

       

*Озеленение класса. Привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных. (соблюдение режима проветривания, протирания пыли).

       *Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда.

.            * Участие в конкурсах.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

  • чередование видов деятельности;  взаимодействие, собственную активность, мотивацию и интерес ученика в учебном процессе;
  • *дифференцированный подход к выбору форм и методов образовательной деятельности с учётом возрастных, психофизических особенностей и состояния здоровья обучающихся, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала;
  • *внедрение в структуру урока игровых и активно-познавательных методов;
  • использование интерактивного обучения;
  • *индивидуальная работа с учащимися через ресурс учебного кабинета;
  • индивидуальные консультации для обучающихся, имеющих трудности в усвоении учебного материала и пропустивших учебные занятия в связи с болезнью.

Проводить уроки, давать задания в системе проектной деятельности, которая создает условия для организации обучения по развитию творческих, интелектуальных ,практических способностей учащихся и в тоже время сохранять здоровье ребенка используя разные методы

7        

Условия реализации изменений

Основные направления деятельности по созданию оздоровительной системы укрепления здоровья учащихся: 

Защитно-профилактическое.

        Это личная гигиена учащихся и гигиена обучения. Она необходима, чтобы развить и сохранить высокую работоспособность. Это основное средство сохранения и укрепления здоровья.

         

Компенсаторно-нейтрализующие.

Это в первую очередь оптимально двигательный режим т.к. во время движения в организме вырабатываются вещества эндоморфины, они в 200 раз эффективнее любого наркотика. Они вызывают прилив сил, оказывают противоболевой эффект. Вызывают чувство удовлетворения и, главное, их действие продолжается более часа.

Стимулирующие.

Сюда относят методы закаливания организма, когда по… повышается сопротивляемость организма к разным внешний воздействиям и, прежде всего к таким, как холод жара, солнечная радиация.

Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Основные закаливающие факторы это солнце, воздух, вода.

Информационно-обучающие.

Во-первых каждый урок должен иметь практическую направленность, чтобы полученные знания по сохранению здоровья ребенок мог применить в жизни.

Практическое.

Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, телом.

Профилактика повреждений и травм.

Когда нарушается целостность тканей, органов в результате какого-либо воздействия (механического, химического, физического). Беседы с детьми как вести себя на улице, в школе, в общественных местах, на транспорте, уроках физкультуры, лабораторных занятиях, во время экскурсий. (важно приводить примеры из повседневной жизни).

Обучение правилам оказания 1-й помощи.

Занятия на уроках биологии, с медицинским работником, меры помощи во время ожога, кровотечения, вывихах, ушибах, травмах тела, при поражении молнией, током, утоплении.

Овладение технологией соустойчивости и выхода из конфликтной ситуации.

Работа с психологом, тренинги. Это в первую очередь темы неправильного образа жизни. Прием сигарет (никотина), алкоголь, наркотики.

Закрепление знаний, умений, навыков.

Цель этого направления, научить переводить полученные знания в навык.

Нужно увеличить количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни, в обычных и новых непривычных условиях, научиться применять полученные знания в разных условиях.

         Специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность.

       Проведение бесед, классных часов, соревнованиях в рамках всероссийской программы «Разговор о правильном питании» и занятий «Школы здоровья».

        Дни здоровья и спорта.

        Профилактические мероприятия.

*Озеленение класса. Привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных. (соблюдение режима проветривания, протирания пыли).

       *Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда.

.            * Участие в конкурсах.

*Занятие учащихся в спортивных кружках и секциях.

       Просветительская и консультационная работа с родителями.

Результат, полученный автором в ходе реализации

В результате внедрения опыта  произошли следующие изменения:

  • Стабильность положительных результатов ежегодного медицинского осмотра; без ухудшения зрения, без ухудшения осанки. Рост числа учащихся (на 20%), переведённых из II группы здоровья в I;
  • снижение уровень заболеваемости детей.
  • Снижение пропусков уроков по болезни. Ни разу не болели 52% учащихся; есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни;
  • Редкие случаи детского травматизма;
  • возросло (на 6%)  число детей, занимающихся в спортивных секциях;
  • снизилось число детей (с 9% до 4%), имеющих  вредные привычки.
  • 90% учащихся 11ого класса ставят здоровье на 1 место.

Как следствие  проделанной работы –

  • рост качества знаний  учащихся.
  • у  учащихся проявляется высокий интерес к изучаемым предметам;
  • увеличивается объем выполненной работы на уроках;
  • более 60% учеников принимают участие в интеллектуальных конкурсах  разных уровней.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Июнь 2015год. «Внимание опыт» Преемственность в работе школы и детского сада. Март 2016года.  «Внимание опыт»

Методический листок.

2015год. Организация природоохранной деятельности.

Брошюра.

Ф.И.О. составителя карты

Шпакова Е.В.

Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

Информационный – исследовательский проект

Размещены на сайте школы dorw3@mail.ru (методическая копилка)

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

28. 03.2016 год.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

информационная карта инновационного опыта

Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....

Информационная карта инновационного опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ  и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...