Рабочая программа кружок "Мир вокруг нас" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Платонова Наталия Валерьевна

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии. В школьном курсе «Биология»,  недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.

Преподавания  внеурочных занятий способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе – всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для  формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_7_klass.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

        

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии. В школьном курсе «Биология»,  недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.

Преподавания  внеурочных занятий способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе – всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для  формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка через проектную деятельность

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • работа в малых группах
  • экскурсия
  • выступление

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии на природу, где дети напрямую знакомятся с процессами в окружающей среде. Беседы о природе знакомят школьников в доступной им форме с особенностями природных явлений, его видами. Все это направлено на развитие познавательного интереса детей.Изучение основ ухода за домашними животными способствует формированию у школьников ответственности за тех, кого приручили. Формирование навыков к творчеству у  школьников способствует их гармоничному развитию. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление об удивительном мире животных.

Место данного курса в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №19. Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов   - 74 часа. (2ч в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ №19 на 2020-2021 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ СОШ №19 в условиях шестидневной рабочей недели, данная программа будет выполнена.

Содержание учебного материала

Введение (4ч)

Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

Животные водоемов (16ч)

Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.

Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.

Лабораторные работы (8ч)

№ 1., Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

№ 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.

№ 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.

НРК. Многообразие водных животных ЧувР.

         Аквариум – модель искусственной водной экосистемы

Животные-паразиты (6ч)

Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.

Демонстрация влажных препаратов.

Лабораторные работы (2ч)

Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов).

Животные леса (18ч)

Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.

Лабораторные работы (4ч)

№ 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.

№7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

Животные степей и пустынь (6ч)

        Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.

Демонстрация влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.

Животные тундры и лесотундры (6ч)

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.

Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких млекопитающих.

Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов (8ч)

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение, удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых.Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.

Редкие и исчезающие виды животных (10ч)

Человек как природопреобразующий фактор. Виды,  исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления   их   численности.   Охрана   местообитания.    Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

Экскурсия. Редкие животные и их охрана (зоопарк, краеведческий музей, зоомузей).

         Красная книга ЧувР. Особо охраняемые территории ЧувР.

Требования к уровню подготовки обучающихся

        Учащиеся должны знать:

  • основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания;
  • основных представителей различных природных сообществ;
  • принципы составления цепей питания

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
  • определять черты приспособленности животных к среде обитания
  • составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
  • составлять рассказ о животном, используя план - клише

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.Записи и зарисовки в тетрадях. Просмотр видеофильма. Работа с микроскопом. Конспект.Доклады, презентация. Круглый стол. Фотографии.

Тематический план

Тема

Количество часов

Практические виды занятий

Лаборат.

работы

Экскурсии

Тема 1. Введение

4

-

-

Тема 2. Животные водоемов

16

8

-

Тема 3. Животные - паразиты

6

2

-

Тема 4. Животные леса

18

4

-

Тема 5. Животные степей и пустынь

6

-

-

Тема 6. Животные тундры и лесотундры

6

-

-

Тема 7. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов

8

-

-

Тема 8. Редкие и исчезающие виды животных

10

-

2

Итого

74

14

2


КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (7 класс)

№ур

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

примечание

Введение 4ч

1

Многообразие животного мира.

2

2

Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

2

Животные водоемов (16 часов)

3

Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных

2

4

Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи.

2

5

Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия.

2

6

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы. НРК Школьный аквариум – модель искусственной водной экосистемы

2

7

Лабораторная работа №1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

2

8

Лабораторная работа № 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

2

9

Лабораторная работа № 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.

2

10

Лабораторная работа № 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства

2

Животные-паразиты (6 часа)

11

Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни.

2

12

Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.

2

13

Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов),

2

Животные леса  (18 часов)

14

Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием

2

15

Лесное хозяйство и животный мир.

2

16

Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом

2

17

Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

2

18

Животные древесного яруса

2

19

Хищные и растительноядные формы

2

20

Сезонные явления в жизни лесных животных.

2

21

Лабораторная работа № 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.

2

22

Лабораторная работа №7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания

2

Животные степей и пустынь (6 часа)

23

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением.

2

24

Сезонные и суточные изменения в жизни животных

2

25

Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.

2

Животные тундры и лесотундры (6 часа)

26

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды

2

27

Сезонные изменения условий, колебания численности

2

28

Особенности использования и охраны фауны Севера

2

Синантропные и домашние животные, животные

культурных ландшафтов (8 часа)

29

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов.

2

30

Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях

2

31

Особенности поведения и питания животных города.

2

32

Домашние животные и Их роль в жизни человека

2

Редкие и исчезающие виды животных (6 часа)

33

Человек как природопреобразующий фактор. Виды,  исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды.

2

34

Виды,  исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы

2

35

Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

2

Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса

Учебные пособия для учащихся:

1.   Учебник:  Константинов В. М. «Биология: 7 класс: Учебник для  общеобразовательных учебных организаций. -  М.; Внтана-Граф, 2018 – 288с.  Учебник соответствует  Государственному стандарту ФГОС.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.,  Просвещение, 1994. – 218 с.
  4. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
  5. Никишов А.И. Биология. Животные. Практические занятия. 8 кл., учебное пособие/ изд. ВЛАДОС, 2013.
  6. Никишов А.И. За страницами школьной зоологии. Книга для учащихся. М.: ИЛЕКСА, 2008.
  7. Теремов А.В. Занимательная биология. Животные. Учебное пособие. М: Изд. Учебная литература, 2018.
  8. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
  9. Банников А. Г. Мир животных и его   охрана. — М.: Педагогика, 2019.
  10. Кузнецов А. А., Бабенко В. А. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 2018.

Литература для учителя:

1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных.учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010

2. Биология. 5-11 классы:внеклассные мероприятия. Выпуск 2./ авт-сост. Е.А. Я кушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.; Дрофа 2008.

4. Игровые технологии в преподавании биологии. 5-7 классы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Е.А. Стручков. – М.: Планета, 2016.

5. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. Животные. 7 класс.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику  Биология.  Животные -  М.; Дрофа. 2016 - 144.

6. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. М., «РАУБ» «Цитадель», 2011.

7. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

8. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. -Минск: Современная школа: Кузьма, 2011-416 с.

9. Захарова Н. Ю. Тесты по биологии: к Учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 кл – М.: Издательство «Экзамен», 2010

10. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

11. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

12. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.

13. Семенцова В. Н. биология 7 кл. Технологические карты уроков: Методическое пособие. СПб: «Паритет», 2003

14. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999

15. АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в
школе: Птицы. — М.: Просвещение, 2017.

16. Забелин С. И., 3убакин В. А., Кавтарадзе Д. Н.
17. Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение,  2016.

18. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. Н. Биологические экскурсии. — М.: Просвещение, 2018.

19. Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология   для учителя. — М.: Просвещение, 2017.

20. Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 0217.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...

Рабочая программа кружка "Вокруг света"

Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...

Рабочая программа "Мир вокруг нас" для обучающихся 5-7 лет

Рабочая программа "Мир вокруг нас" для обучающихся 5-7 лет...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...