Неутомимые «агротехники» природы.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Тема урока: Неутомимые «агротехники» природы.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формирование представлений о кольчатых червях, особенностях их строения и жизнедеятельности на примере дождевого червя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl_b.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Биология  Класс: 7 класс

Учитель: Волохова И.В.

Тема урока: Неутомимые «агротехники» природы.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формирование представлений о кольчатых червях, особенностях их строения и жизнедеятельности на примере дождевого червя

Формируемые УУД:

Предметные:

- описывать особенности строения кольчатых червей на примере малощетинкового червя.

- выделять прогрессивные черты кольчатых червей по сравнению с др. видами червей.

- различать на рисунках и таблицах органы и системы органов дождевого червя.

- характеризовать особенности жизнедеятельности дождевого червя.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

- умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

- делать выводы на основе полученной информации

- устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

- проводить сравнение объектов

- навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

- применение полученных знаний в практической деятельности.

- эстетическое восприятие объектов природы.

- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

- умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению биологии.

- представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития.

- отработка правил работы в кабине биологии во время проведения лабораторных работ.

Основные термины: Сегменты тела (членики). Щетинки. Кольцевые и продольные мышцы. Вторичная полость тела. Замкнутая кровеносная система. Брюшная нервная цепочка. Выделительные трубочки (нефридии). Гермафродизм. Перекрестное оплодотворение. Поясок. Регенерация.

Методы обучения: частично- поисковый

Форма: урок-исследование

Средства обучения: презентация, лабораторное оборудование

Ход урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.Организационный этап

 Цели: задать нужный настрой, проверить готовность к уроку.

- приветствие обучающихся

Мир природы разнообразный, как и разным бывает наше настроение. Какое у вас сейчас настроение? Я хочу пожелать вам успехов на уроке, и чтобы ваше настроение стало лучше. А для этого вам надо хорошо поработать на уроке, получить хорошие оценки.

- приветствуют учителя

2.Постановка цели и задач урока.

Цели: научить обобщать, делать выводы, формулировать тему и цель работы

Предлагается слайд с картинками, для обозначения темы урока. Какую тему урока мы будем изучать?

Какая основная цель данной темы?

Что мы сегодня хотим узнать на уроке?

- тип Кольчатые черви (слайд)

- формирование знаний о строении и жизнедеятельности организма

- представители типа Кольчатые черви

- особенности строения

- жизнедеятельность организмов

3.Актуализация знаний.

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся.

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа.

Дарвин Ч.(1881)

Зоологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ловли рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

 дождевые черви

4.Первичное усвоение новых знаний.

Какими характерными особенностями обладают представители типа Кольчатые черви,  изучим на примере дождевого червя.

Лабораторная работа «Внешнее  и внутреннее строение дождевого червя» (слайд)

Цель: Изучить внешнее  и внутреннее строение дождевого червя, выясните, в чем заключается высокоорганизованность кольчатых червей.

Оборудование: живой  дождевой червь, лист бумаги, лупа, стекло, стеклянная палочка, репчатый лук, микроскоп

Ход работы

1группа

Рассмотрите внешний вид дождевого червя. Определите:

 - окраску тела,
- длину тела,
- толщину тела,
- передний и задний концы тела,
- поясок.  
Сделайте рисунок червя.

Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.
- чем она отличается от спинной?
- найдите щетинки. Какова их функция?
-сделайте рисунок щетинки.   

2 группа

Изучить влияние факторов окружающей среды на активность дождевого червя.

 - используя фонарик телефона выяснить влияние света,

- используя приготовленный соленый раствор,

- используя заварку из чайного пакетика

- сделать зарисовки

3 группа

Изучить  особенности внутреннего строения дождевого червя в сравнении с плоскими и круглыми на готовом срезе 

-сделать вывод,  в чем заключается высокоорганизованность  кольчатых червей, среди других групп

-сделать зарисовки

У каждой группы своя тема исследования  при выполнении лабораторной работы. Каждая группа в течение 5-7 минут, используя карточки- задания и рекомендации выполняют исследование,  изучают  и выясняют, в чем заключается высокоорганизованность кольчатых червей среди других групп.

Также оформляют свои выводы  в рабочей тетради. По истечении времени каждая группа выступят по исследованиям своего материала, а остальные в тетради делают  краткие записи.

Критерии оценки:

за правильное выполнение задания «5»,  допущены недочеты в ответе «4»,  неполное выполнение задания «3»

5. Первичная проверка понимания

Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: внимательно читая п.9 стр 30-32, запишите кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану.

1.Особенности кожно-мускульного мешка___

2.Полость тела___________________

3.Характеристика:

 а)пищеварительной системы___________

 б)выделительной системы______________

в)кровеносной системы________________

 г)дыхательной системы________________

д)нервной системы____________

е) органы чувств_______________

 ж)половой системы______________

Критерии оценки: За каждый правильный ответ  по 1 баллу, итого- 9 баллов.

9-8б-«5», 7-5б-«4», 4б и ниже -«3»

После работы с учебником ребятам предложен  в\ф для знакомства с другими представителями типа «Многообразие  кольчатых червей» (2-3мин)

Дополняют общую характеристику о  кольчатых червях, работая с  текстом учебника.  Производят взаимопроверку с соседом по парте.

Эталон на слайде:

1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.

2. имеют вторичную полость тела.  ( целома).
3.а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б)  представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте.

в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с

 г)  органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, бесполое размножение – редко.

6. Первичное закрепление Цели: обобщить теоретические знания.

1. Разделите особенности характерные  для плоских, круглых и кольчатых червей по группам: https://learningapps.org/display?v=p68ou3jf320 https://learningapps.org/display?v=p3pm65ouc20

2.Дайте название представителю

- отвечают на вопросы теста по ссылке, проверка после выполнения

7. Домашнее задание

Цели: закрепить полученные знания

1. п. 9-10 читать, подготовить сообщение о полихетах или пиявках.

2. посетить виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адресhttp://wormsmuseum.narod.ru/)

Записывают домашнее задание в дневник

8. Оценочно-рефлексивный

Цели: самооценка достигнутых результатов

Сейчас я прошу, чтобы вы высказались о том, какое значение для вас имел урок, и начали предложение вот с этих слов:

я понял, что…

меня удивило…

мне захотелось…

Поставьте себе оценку за урок:

Если тема урока освоена полностью, и Вы можете с легкостью воспроизвести изученное, то поставьте себе оценку «5».

Если Вы были не очень внимательны, но в целом тему урока усвоили и можете ответить на вопросы, поставьте себе оценку «4».

Если Вы поняли, о чем шла речь на уроке, но еще не достаточно хорошо ориентируетесь в новой теме, то поставьте себе оценку «3»

высказываются о том, какое значение для них имел урок, проводят самооценку

Самооценка: _________

Оценка учителя: __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по теме "Основные приёмы агротехники овощей и цветов""

Этот план -конспект занятия может пригодиться учителям начальных классов и технологии. Также элементы занятия можно использовать на "Празднике урожая" в начальной школе. Занятие проводится с применени...

Программа элективного курса "Основы агротехники в теплице"

Основным содержанием курса является изучение особенностей выращивания рассады и овощной продукции в защищенном грунте. Главная цель курса - воспитание культуры земледелия у подростков на основе теорет...

Презентация "Агротехника возделывания томатов"

В данной презентации представлен материал об агротехнике возделывания томатов....

Агротехника возделывания Санберри

Для использования на учебно-опытном участке...

Агротехника возделывания лимонника китайского

для использования на учебно-опытном участке...

Человек неутомимой души

Статья Человек неутомимой души...

Материал к квесту «Сергей Павлович Королёв – человек, неутомимо разгадывавший тайны Вселенной» ( к 115-летию со дня рождения С.П. Королёва).

Материал к квесту «Сергей Павлович Королёв – человек, неутомимо разгадывавший тайны Вселенной» ( к 115-летию со дня рождения С.П. Королёва)....