Сердце
план-конспект урока по биологии (8 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_serdtse.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

«Звениговская санаторная школа-интернат»

КОНСПЕКТ  УРОКА  БИОЛОГИИ 8 класс

«СТРОЕНИЕ СЕРДЦА  и ЕГО РАБОТА»

/методическая разработка урока биологии 8 класс/

Подготовила:

Румянцева Елена Васильевна

учитель биологии

ГБОУ РМЭ «ЗСШИ»

Звенигово, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данный урок составлен на основе УМК Н.И.Сонина для курса биологии «Человек и его здоровье» 8 класс. Это 3-й урок в теме «Кровеносная и Лимфатическая системы», по форме - комбинированный. В конспекте отражен творческий  подход к преподаванию биологии для восьмиклассников. Материал урока является логическим продолжением предыдущего и опорой для последующего.

В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса,  на уроке предполагается использование элементов разных технологий:

- технологии развития критического мышления (организация работы учащихся с различными источниками информации; организация коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке; в структуре урока прослеживаются стадии вызова, осмысления, рефлексии);

- информационных (сопровождение этапов урока компьютерной презентацией);

- здоровьесберегающих.

Таким образом, методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формированию у обучающихся следующих компетенций: учебно-познавательных, общекультурных, здоровьесберегающих, коммуникативных, информационных.

При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая  и научно-популярная литература, Интернет - ресурсы.

КОНСПЕКТ  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема: «СТРОЕНИЕ СЕРДЦА и ЕГО РАБОТА». Слайд 1.

Тип урока:   изучение нового материала .

Цель: Изучить строение сердца и его работу.

Задачи:

Образовательные: Изучить строение сердца, его функции, его работу, регуляцию.

Развивающие: Развитие навыков общения, умения анализировать, делать выводы, выделять главное во время рассказа учителя.

Воспитательные: формирование экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни. Слайд 2.

Оборудование:   модели сердца человека,  торс человека, компьютер, мультимедийное  оборудование.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

“Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?

Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какое же строение имеет наше с вами сердце?

2.  Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы изучили с вами строение кровеносной системы и узнали об кругах кровообращения. Давайте повторим, что же вы узнали на прошлом уроке? Ответьте на вопросы Слайд 3,4.

3. Изучение нового материала.

 1. ПОЛОЖЕНИЕ СЕРДЦА. 

Сердце располагается в грудной полости.  «СЕРДЦЕ» - означает с лат. середина. Прилегает к левому легкому. Вершиной сердце обращено вниз и влево и доходит до 5 межребья. Основание сердца  расширено, обращено вверх и вправо Слайд 5.

2. СТРОЕНИЕ СЕРДЦА

СЕРДЦЕ – это мускульный, 3-хслойный мешок, состоит из слоев:

- НАРУЖНИЙ – соединительная ткань - ЭПИКАРД.

- СРЕДНИЙ – МИОКАРД – сердечная мышечная ткань, благодаря ей сердце автономно сокращается.

- ВНУТРЕННИЙ – эпителиальная ткань – ЭНДОКАРД. Слайд 6.

Сердечная мышца – МИОКАРД – состоит из клеток – КАРДИОЦИТОВ – это одноядерные клетки, отделенные друг от друга вставочными дисками, которые играют важную роль в передаче возбуждения по миокарду.

Функция сердца: придает движение крови за счет его сокращения.

Сердце находится в ОКОЛОСЕРДЕЧНОЙ СУМКЕ – ПЕРИКАРД – соединительная ткань. Она выделяет жидкость, которая снижает трение сердца при его работе. Слайд 7.

3. СЕРДЦЕ СОСТОИТ:

Сердце разделено сплошной перегородкой на 2 части: левую и правую.

Сердце состоит из 4 камер:

        2 предсердий: левое и правое

        2 желудочков: левый и правый.

2 правые половинки сердца – содержат бедную кислородом кровь, но богатую углекислым газом – ВЕНОЗНАЯ КРОВЬ – темно-вишневого цвета.

2 левые половинки сердца – содержат богатую кислородом кровь, но бедную углекислым газом – АРТЕРИАЛЬНУЮ КРОВЬ – она алого цвета. Слайд 8.

Перегородка между предсердиями – ТОНКАЯ.

Перегородка между желудочками – ТОЛСТАЯ.

1\10 часть всей выбрасываемой крови из сердца идет на кровоснабжение сердечной мышцы. Так как ему необходима большая сила для сокращения.

От аорты к мышцам сердца отходит артерия. Она опоясывает сердце в виде венца и поэтому называется  ВЕНЕЧНОЙ артерией. Слайд 9.

4. Почему кровь не может течь в обратном направлении? 

Между предсердием и желудочком располагаются клапаны.

В правой половине между правым предсердием и правым желудочком – располагается ТРЕХСТВОРЧАТЫЙ клапан.

В левой половине между левым предсердием и левым желудочком – располагается ДВУХСТВОРЧАТЫЙ клапан.

Между желудочками и артериями – ПОЛУЛУННЫЕ КЛАПАНЫ. Слайд 10.

Сухожильные нити соединяют створки клапанов с сосочковыми мышцами, они препятствуют выворачиванию клапана из желудочка в предсердии. При сокращении желудочков кровь давит на створки снизу, они поднимаются и смыкаются друг с другом, а ток крови направляется в аорту из левого желудочка и в легочной ствол – из правого. Слайд 11.

Заполните таблицу «Сердечный цикл». Слайд 12.

Положение клапанов

Направление движения крови

Время, с.

Сокращение предсердия

СИСТОЛА

Сокращение желудочка

СИСТОЛА

Расслабление

ДИАСТОЛА

5. Сердечный цикл:

Сокращение предсердий – створчатые клапаны открываются, кровь попадает в желудочек. Длится 0,1 с.

Сокращение желудочков – створчатые клапаны закрываются, полулунные открываются, кровь выбрасывается в аорту и артерии. Длится 0,3 с.

Расслабление  – полулунные клапаны закрыты, створчатые открыты. Сердечные камеры заполняются новой порцией крови. Длится 0,4с. Слайд 13.

6. Регуляция работы сердца. Слайд 14,15.

Сердечный цикл регулируется парасимпатической и симпатической нервной системой.

Парасимпатическая нервная система – замедляет работу сердца.

Симпатическая нервная система – ускоряет работу сердца.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Ответить на вопрос. Слайд 16, 17,18, 19.

  • 1. Какая кровь содержится в правой половине сердца:

а. венозная, б. артериальная 

  • 2. Какая кровь содержится в левой половине сердца:

а. венозная, б. артериальная.

  • 3. Что такое систола желудочка, ее продолжительность? 
  • 4. Что такое диастола желудочка, ее продолжительность? 
  • 5. Установите соответствие между слоями сердца и их функциями: 

1. миокард – мышечный слой

2. перикард – околосердечная сумка      

3. эндокард – эпителиальный слой        

4. эпикард – соединительный слой.

А. уменьшение трения при сокращении 

Б. осуществляет сокращение сердца 

В. покрывает орган снаружи 

Г. выстилает орган изнутри.

  • 6. Установите соответствия, какие клапаны располагаются между:

1. левым предсердием и  желудочком 

2. правым предсердием и желудочком      

3. желудочками и артериями.

А. полулунные

Б. трехстворчатые 

В. двухстворчатые

  • 7. Установите соответствия:

1. Малый круг кровообращения начинается из          

2. Большой круг кровообращения начинается из        

3. Малый круг кровообращения заканчивается

4. Большой круг кровообращения заканчивается в

А. правое предсердие 

Б. левое предсердие 

В. левый желудочек 

Г. правый желудочек 

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Прочитать параграф в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".

Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...

От сердца к сердцу

Эта работа привитие любви к учебе....

"Мост доверия - От сердца к сердцу"

Тренинг для налаживания взаимоотношения между родителя и детьми...

Родительское собрание совместно с учащимися Мост доверия «От сердца к сердцу»

Цель: научить родителей и учащихся умению вести диалог (одно из условий развития личности в семье); поиск вариантов решений проблем взаимоотношений родителей и детей в семье.Источник: Внеклассные меро...

"Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"

Классный час для 7 класса по теме "толерантность". В начале урока можно включить видио "всё оставляе свой след"...

Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...

Социальный проект "От сердца к сердцу"

Творческая работа воспитанников Дома детского творчества, напрвленная на решение социальных проблем...