технологическая карта урока Разнообразие корней. Корневые системы
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Ирина Михайловна Разуваева

Урок биологии в 6 классе по теме "Разнообразие корней. Корневые системы" с использованием цифровых образовательных ресурсов и платформ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока\занятия

 ФИО учителя  Разуваева Ирина Михайловна

Образовательная организация МАОУ СОШ №22

Программа:  ИН Пономарева, ВС Кучменко, ОА Корнилова, АГ Драгомилов, ТС Сухова

Кол-во часов в неделю  2

Урок № 13 (§   7  )

Тема: Органы растений

 Предмет:  биология

 класс    6

  1. Тема урока:  Разнообразие корней. Корневые системы
  1. Тип  урока:  комбинированный 

Представленный урок - урок деятельностной направленности по целеполаганию,  урок «открытия» нового знания - формирования способности обучающихся к новому способу действия. Выдержаны все этапы урока открытия нового знания.

  1. Цифровые образовательные ресурсы и платформы:   указаны к этапу урока
  1. Учебные материалы:   учебник
  1. Межпредметные связи:  экология
  1.  Планируемые результаты:

Предметные результаты: усвоение системы знаний корней и корневых систем, умение различать по внешнему виду, схемам и описаниям виды корней и типы корневых систем, их изображения, выявлять их отличительные признаки, сравнивать. 

Метапредметные результаты:  

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, умение устанавливать учебную проблему

 

Познавательные УУД: развитие умения систематизировать информацию, делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, находить в тексте информацию о видах корней и типах корневых систем, сравнивание  их, ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста, определение понятия,  обобщение,  классификация, самостоятельный выбор основания и критерий для классификации, логическое рассуждение; владение основами самоконтроля, самооценки;  

 

Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при работе в группе

 Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса.  

 

№ п/п

Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Цифровые образовательные ресурсы и платформы (+ссылки на ресурсы)

Формы оценивания

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, эмоционального и психологического  климата  учащимся для усвоения изучаемого материала

Подготовка к уроку, организация рабочего места, формирование групп, волевая саморегуляция

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог при работе в группе и достигать в нем взаимопонимания

2

Актуализация опорных знаний

3 мин

Беседа по вопросам:

Какое царство мы изучаем?

Назовите отделы этого царства.

Назовите органы покрытосеменных растений.

У растений какого отдела впервые появились корни?

Чему способствовало появление корней у растений?

Ответы  на вопросы, определение царства по ребусу

Личностные: формирование интереса к изучению темы, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=0&mode=0&slovo=%D0%C0%D1%D2%C5%CD%C8%DF

Прием «Побуждающий диалог»

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

3

Постановка познавательной задачи

2 мин

Увлекает и погружает учащихся в тему урока.

При сильном ветре попробуйте удержать за ручку раскрытый зонтик. Он вырвется из рук и полетит по ветру. Во сколько раз крона столетнего дуба больше зонтика? Какая сила нужна, чтобы дуб с его толстыми стволами, сучьями и листьями  удержать против ветра, урагана, бури?

Кто обладает этой силой?

Ответы на вопросы

Личностные: стремление быть успешными

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и  цель урока

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=0&mode=0&slovo=%CA%CE%D0%C5%CD%DC

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

4

 Создание проблемной ситуации

3 мин

Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Сегодня на уроке речь пойдет о корнях. Беседа по вопросам.

Что мы можем узнать о корнях?

Что такое корень?

Каковы виды корней?

Что такое корневая система?

Каковы типы корневых систем?

Какова роль корня в жизни растений?

Ответы на вопросы

Формулируют тему и цели урока

Личностные: стремление быть успешными

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и  цель урока

https://learningapps.org/view3989177

https://learningapps.org/view4210091

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

5

Открытие нового знания

15 мин

Послушайте стихотворение Ж. Жака и назовите главный вопрос стихотворения.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, ни приметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

 Без него любой цветок!

Посмотрите, на какие вопросы к новому параграфу 15 просят дать ответы  и почему?

Один ли корень у растения?

Все ли корни растения одинаковы? Почему?

Что дает быстрое развитие корней растению?

Растение имеет корень или корневую систему? Почему? (Корневая система – это совокупность всех корней одного растения).

Изучите виды корней и типы корневых систем.

Ответы на вопросы  (Какова роль корней в жизни растений?)

Используя свои знания и текст и слайд параграфа, составляют схему «Функции корня» (вывешивание схемы на доске от каждой группы – приложение №1). Обсуждение предложенных ответов.

Формулируют определение корня, исходя из его роли в жизни растения (Корень – это вегетативный орган растения, обеспечивающий его минеральным питанием и укрепляющий в почве).

Ответы на вопросы

Сообщение учащегося – легенда о мудрой Дидоне из античной поэмы «Энеида»

Работа в группах.  

Группа №1 работает по теме: «Стержневая корневая система»

Группа №2 работает по теме: «Мочковатая корневая система» (приложение № 2)

Составление ментальной карты (приложение № 3).

Выполнение рисунка корневой системы.

Познавательные: умение выделять признаки видов корней и типов корневых систем, их сходство; сравнивать их; находить в тексте информацию о видах корней и типах корневых систем; ориентироваться в содержании текста, структурировать текст

Коммуникативные: умение выделять общую точку зрения в дискуссии; организовывать учебное взаимодействие в группе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/819/

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

6

Первичная проверка понимания

5 мин

Сегодня каждый из нас пытается сам понять и изучить новую тему урока.

Охарактеризуйте типы корневых систем.

А теперь работаем сообща:

1.Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?

2.Какая корневая система защищает почву от эрозии и почему?

3.Почему растения нельзя сажать близко друг к другу?

4.Вы поставили лист глоксинии в воду и через определенное время на черенке появились корни. Какие это корни?

5.Какую функцию мочковатая корневая система выполняет лучше стержневой?

А) поглощение воды и минеральных солей

Б) закрепление в почве

В) запас питательных веществ

Г) транспорт питательных веществ

Представитель каждой группы, заполняя часть ментальной карты по изучаемому типу корневых систем и рисунку, дает ей характеристику через описание внешнего вида, видов корней и отличительных признаков.

Ответы на вопросы

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика

Познавательные: изложение полученной информации об отличительных признаках типов корневых систем; создание информационной модели в виде ментальной карты с выделением отличий типов корневых систем

Коммуникативные: развитие умения вести монолог, выражать свои мысли

https://learningapps.org/view555208

Прием «создание ситуации успеха»

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

7

Проверка понимания.

Лабораторная работа

5мин

Теперь попытаемся научиться распознавать типы корневых систем у растений

Выполнение лабораторной работы в парах при работе с гербарием с составлением таблицы (приложение № 4)

Собрать пазл –подсказку для определения типов корневых систем

Познавательные: формулирование вывода на основе анализа самостоятельно полученных данных при определении типа корневой системы

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=190a62b7a460

Прием «Взаимоконтроль»

Взаимоконтроль по критериям:

Каждое правильное определение видов корней - 2 балла

Каждое правильное определение типа корневой системы - 1 балл

8

Включение нового знания в систему

5 мин

Проверьте свои знания, выполнив тестовые задания

Выполнение тестовых заданий, самопроверка

Регулятивные: умение проводить самооценку

Познавательные: овладение приемами самоконтроля, сличение способов действий и его результата с заданным эталоном

https://dnevnik.ru/ad/promo/yaklass?utm_source=dnevnik&utm_medium=appcentet&utm_content=appcenter#%2Fp%2Fbiologia%2Fbakterii-griby-rasteniya%2Forgany-tcvetkovykh-rastenii-14403%2Fkorni-i-kornevye-sistemy-13588%2Fre-79f02849-40ff-416f-acef-32c58d830a7c%2Fpe%3FresultId%3D3357678673

Прием «Самоконтроль»

Самоконтроль по критериям:

Определил все 3 вида корней – 3 балла

Определил 2 вида корней – 2 балла

Определил 1 вид корней – 1 балл

Определил 2 типа корневых систем – 2 балла

Определил 1 тип корней – 1 балл

9

Домашнее задание

1 мин

П. 7 пункт 1,3

Уметь описывать и сравнивать виды корней и типы корневых систем. Составить презентацию «Удивительные корни»

Записывают в дневник

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с поставленной целью

10

Подведение итогов. Оценивание

2 мин

Итак:

1. Растение не может жить без корней, т. к. …

2.Стержневую корневую систему можно отличить по …

3.Главный корень развивается из …

4.Боковые и придаточные корни находятся на …

Ответы учащихся

Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению

Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

http://puzzlecup.com/?guess=D77A3196AA5CDC54

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

11

Рефлексия

2 мин

Сегодня на уроке:

1.Я узнал …

2.Мне было интересно …

3.Теперь я могу …

4.Мне не понравилось …

5.Оказывается …

Высказывания учащихся

Познавательные: умение строить свои рассуждения

Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению

Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

Чем вам запомнился урок? - lino (linoit.com)

Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом

Оцени  урок и свою работу:

Урок

На уроке я

Не понравился

Работал

Понравился

Принимал ответы одноклассников и постоянно соглашался с ними

Узнал много нового

Помогал другим

Понял весь материал

Не все понятно, дома доработаю материал урока

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Схема «Функции корня»

                         симбиоз                                            вегетативное размножение                                           запас

                                                                                                                                                                 питательных веществ

      закрепление                                                  функции корня                                                             удерживание

   растения в почве                                                                                                                                        надземной

                                                                                                                                                                    части растения

                    поглощение воды                                                                                                              проведение воды

              и минеральных веществ                                                                                                   и минеральных веществ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Карточка-задание №1 «Стержневая корневая система»

1.Познакомьтесь с текстом параграфа 15 пункт 1, изучите рисунки 19-20, слайд «Виды корней» и «Типы корневых систем».

2.Опишите стержневую корневую систему, отвечая на вопросы:

- какая корневая система называется стержневой?

- для покрытосеменных растений какого класса она характерна?

- какие корни образуют стержневую корневую систему?

- из чего развивается главный корень?

- где образуются придаточные корни?

- от каких корней отходят боковые корни?

- каковы отличительные признаки стержневой корневой системы?

Карточка-задание №2 «Мочковатая корневая система»

1.Познакомьтесь с текстом параграфа 15 пункт 1, изучите рисунки 19-20, слайд «Виды корней» и «Типы корневых систем».

2.Опишите мочковатую корневую систему, отвечая на вопросы:

- какая корневая система называется мочковатой?

- для покрытосеменных растений какого класса она характерна?

- какие корни образуют стержневую корневую систему?

- что происходит с главным корнем у растений с мочковатой корневой системой?

- от каких корней отходят боковые корни в мочковатой корневой системе?

- каковы отличительные признаки стержневой корневой системы?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Ментальная карта

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Инструктивная карточка для лабораторной работы «Типы корневых систем»

Цель: научиться распознавать типы корневых систем у растений

Оборудование: гербарий растений

Ход работы

1.Рассмотрите корневые системы на гербарных экземплярах растений (5 примеров растений).

2.Определите типы корневых систем.

3.Данные занесите в таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

Виды корней

4.Сформулируйте вывод, ответив на вопрос: по каким признакам вы определяли тип корневой системы?

Критерии взаимоконтроля:

Каждое правильное определение видов корней - 2 балла (максимально – 10 баллов)

Каждое правильное определение типа корневой системы - 1 балл (максимально 5 баллов)

14-15 баллов – отлично

12-13 баллов – хорошо

10-11 баллов - удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....

Урок онлайн. Корни. Корневые системы

Содержание урока:1. Функции корня2. Виды корней3. Типы корневых систем4. Зоны корня5. Видоизменения корней 1. Функции корня1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функци...

Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы.

Технологическая карта урока для 6 класса.  Системы объектов. Состав и структура системы....

Технологическая карта урока "Разнообразие живого"

Класс: 5      УМК:  Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...

Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс

Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...

Технологическая карта урока "Квадратные корни."

Тема: Квадратные корни.Класс: 8 Предмет: алгебраУМК: учебник Ю.Н. Макарычев Алгебра 8 класс «Просвещение 2014»Тип урока: Обобщение и систематизация знанийЦели: Личностные: - ясно выражать ...