урок по теме "Основные закономерности генетики"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Ирина Михайловна Разуваева

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_zakonomernosti_genetiki.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  «Основные закономерности  наследственности, открытые

Г. Менделем»

Цель:

- деятельностная: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний о наследовании признаков по законам Г. Менделя

- содержательная:  показать, что генотип – сложная система, в которой осуществляется

взаимодействие биохимических реакций, вызываемых в организме деятельностью того или иного гена. Подвести итог формам наследования признаков по законам Менделя.

Форма обучения: классный урок;

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности);

                   

Технология: тренинговая  - система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения

Методы: словесно – наглядный; диалог, использование ИКТ

Оборудование: портрет Г. Менделя, тесты, презентация, ЭОРы

1. Организационный этап.

Здравствуйте уважаемые коллеги, ребята! Работу на уроке предлагаю начать с небольшого видеофрагмента, который поможет определить тему и цель нашего урока. Внимание на экран. 

2. Актуализация знаний.

  • О каком свойстве организмов шла речь? (о наследственности)
  • Можно ли предвидеть каким будет потомство у родителей и как передается это сходство? Благодаря чему? (можно, зная законы наследования признаков)
  • Кто впервые ответил на эти вопросы? (Г. Мендель, открыв законы наследования признаков)

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам долго оставались тайной. Итак, сегодня мы вспомним некоторые закономерности наследственности, открытые Г. Менделем, кто в свое время попытался понять эти тайны.

Запишите тему урока, сформулируйте цель нашего занятия. 

Цель: повторить изученные закономерности наследования признаков и закрепить основные генетические понятия, умение решать некоторые типы генетических задач

?Какие законы наследственности были впервые установлены Г. Менделем?(закон единообразия и расщепления)

?Какое скрещивание называется моногибридным?(скрещивание особей, отличающихся по одному признаку)

? Каковы условия выполнения законов Менделя?

Признак, наследуемый по законам Менделя, определяется одним геном, расположенным в одной хромосоме

один признак         один ген          одна хромосома

4.Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые); в измененной ситуации (конструктивные).

Представьте модель-аппликацию 1-го и 2-ого закона Менделя. Поработаем с тестовыми вопросами:

А1. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (А) получено потомство,

       среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

  1. АА x аа;
  2. Аа x АА;
  3. Аа x Аа;
  4. АА x АА.

?Какой ответ правильный?

?Какой закон при этом выполняется?

?Как звучит этот закон?

?Как назвать все представленные генотипы?

?В каких ответах выполняется закон единообразия? Почему?

А2.    При скрещивании белой морской свинки (аа) с черной морской свинкой (АА) в

          поколении F1 получится морских свинок

  1. 75% черных, 25% белых;
  2. 100% черных;
  3. 100% белых;
  4. 25% черных, 75% белых.

?Какой ответ правильный?

?Почему ответ № 3 не правильный?

?Какой закон наследования выполняется?

?Как звучит этот закон?

?Почему закон единообразия соблюдается только в первом поколении?

?Какое расщепление по фенотипу ожидать по закону расщепления?

?Почему при скрещивании гибридов первого поколения происходит расщепление признаков?

?Какая особь называется гомозигота? Гетерозигота?

А3.  Расщепление по генотипу у гибридов второго поколения (полное

        доминирование при моногибридном скрещивании) равно соотношению

         1) 3 : 1;

         2) 9 : 3 : 3 : 1;

         3) 1 : 1;

         4) 1 : 2 : 1.

?Какой ответ правильный?

?Каково расщепление по фенотипу?

Решаем тренажер 1. (по тренажеру вспомнить определения: генотип, фенотип, наследственность, изменчивость, аллельные гены, доминантный и рецессивный признак). Задачи из учебника на стр. 272 №1.

?Какой метод самый первый, введенный Г. Менделем для изучения закономерностей наследственности?

?Какой закон объясняет цитологические основы моногибридного скрещивания?

Цитологические основы моногибридного скрещивания объясняет закон чистоты гамет – гаметы генетически «чисты».

? Что это значит? (т. е. содержат по одному гену из каждой аллельной пары) (видео из Кирилла и Мефодия) – в учебнике стр. 263

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Проблемная беседа об анализирующем скрещивании.

?Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

?Зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

?Как установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу?

?Можно ли быть уверенным, что исходные формы гомозиготны, если мы знаем лишь их фенотипы?

?Например, для посева вы взяли желтые семена гороха, - а какой они имеют генотип? Как узнать его?(Для этой цели используют метод анализирующего скрещивания - скрещивание исследуемой особи с рецессивной исходной формой).

?Почему анализирующее скрещивание проводится с обязательным участием особи, гомозиготной по рецессивному признаку?

(Видео из Кирилла и Мефодия) – в учебнике стр. 274.

Класс решает задачи про быков со слайда устно.

Задачи из учебника на стр. 274 №1-2.

Поработаем с вопросами теста:

А4.  Определите генотип растений томата, если при их скрещивании образовалось 50%

        гибридов с рассеченными (А) и 50% - с цельными листьями (а)

  1. Аа x Аа;
  2. АА x Аа;
  3. АА x аа;
  4. Аа x аа.

?Какой ответ правильный?

?На какую закономерность данное расщепление?

?Можно ли ответ №2 назвать анализирующим скрещиванием? Почему?

А5.  При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной

        в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

        1) 3 : 1;

        2) 100%;

        3) 1 : 1;

?Какой ответ правильный?

?Какая закономерность наследования проявляется в данном примере?

?Какие закономерности проявляются во всех других предложенных ответах?

Итак, знание законов наследования, открытых Менделем, имеет большое значение для развития сельского хозяйства, прежде всего. Ученые, создающие новые породы домашних животных и сорта культурных растений, подбирают родительские пары с учетом доминирования признаков, и их расщепления в F. Действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров.

Начните составлять схему Фишбоун «Закономерности наследования признаков»

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Повторить п. 49, 51. Решать задачи (см. приложение)

8.Рефлексия.

Теперь я смогу …

Затруднения в … у меня еще есть.

Смайлики.

Приложение

Домашнее задание: повторить п. 49, 51 и решить задачи

Задача №1.

Женщина с толстыми губами выходит замуж за мужчину с тонкими губами, отец которого был с толстыми губами. Какова вероятность рождения детей с тонкими и толстыми губами, если ген, обуславливающий тонкие губы, рецессивен по отношению к гену толстых губ.

Задача №2.

Ген черной масти крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство в F1 получится при скрещивании чистопородного черного быка с красной коровой? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров из F1?

Задача №3.

В стаде коров есть животные черной и красной масти. Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски, а рецессивный – за «красную» окраску. В стаде есть бык с хорошими экстерьерными характеристиками, но неизвестен его генотип. По фенотипу этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность быка? 

Задача № 4.

Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно что доминантный ген А отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген а отвечает за красную окраску. В стаде есть бык с хорошими данными, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность черного быка.

1..При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А) доля карликовых форм равна

1) 25%             2) 50%                 3) 75%                         4) 0%

2.Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

1) 100% белые                                                   2) 25% белые и 75 % черные                            3) 50% белые и 50 % черные                                                       4) 75% белые и 25 % черные 

3. Определите генотипы родителей, имеющих карие глаза, если в их потомстве три кареглазых ребенка и один голубоглазый ребенок (А – карие глаза доминируют над голубыми)

1) аа АА                   2) АА Аа                3) АА АА                       4) Аа Аа

4. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

1) 75%                             2) 50%                       3) 25%                              4) 0 % 

5. Анализирующее скрещивание проводят для:

1) выявления в организме доминантного аллеля

2) выяснения, какая аллель рецессивна

3) выведения чистой линии

4) обнаружения гетерозиготности организма по определенному признаку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Закономерности географической оболочки"

Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.С 2006 года географию преподает по лин...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Обобщение уроков очень важно, это не только повторение, закрепление материала...

Урок по теме: «Г. Мендель и основные закономерности генетики»

Урок по теме: «Г.Мендель и основные закономерности генетики»...

Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»

Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная...

урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"

Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенны...

разработка урока биологии «Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков»

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков» предназначен для изучения материала в 11 классе...

Презентация к уроку биологии "Основные закономерности эволюции"

Идея о направленном характере эволюции,идущей по пути совершенствования организмов от простого к сложному,от низших форм жизни к высшим,    общепринята....