Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Неробелова Марина Владимировна

Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная  урок, очень важно акцентировать внимание учащихся   на то, что в повседневной жизни практически каждый из нас постоянно пользуется этими понятиями, устанавливая соответствие между  предметами по их признакам.  Поэтому при организации учебной деятельности на данном уроке очень важно опираться на жизненный опыт учащихся, их умение наблюдать за окружающим миром.

           Центральной и наиболее основополагающей часть урока является работа по установлению причинно-следственных связей между распределением температуры, атмосферного давления и осадков. Предоставление учащимся возможности ответить на серию вопросов по теме урока  позволит определить степень свободы  в понимании и использовании  данных понятий.

          Мультимедийный урок по данной теме  проводится согласно тематическому планированию при изучении темы «Климат и климатические ресурсы». Понятие «Коэффициент увлажнения» раскрывается на основе жизненного опыта учеников и использования их ассоциативного и логического мышления. Урок организован в исследовательской форме, используются проблемные вопросы и задания, что соответствует возрастным особенностям восьмиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Лозовская СОШ

Тамбовского района Амурской области

Неробелова Марина Владимировна

Учитель географии МОУ Лозовской СОШ

Тамбовского района Амурской области

Закономерности распределения

основных элементов климата на территории России

конспект урока

Учебник

Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Дрофа

В разработке урока представлены различные приемы и методы организации проверочных и практических работ по теме  «Типы климатов России» с использованием данного учебника и методического пособия для преподавателей География России. Природа. 8 кл.: поурочные планы по учебнику И.И. Баринововй \ авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2005.

2009-02-13

Тема урока: Закономерности распределения

основных элементов климата на территории России

Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенные знания об испарении и испаряемости; сформировать умение характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России и вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; развивать умение устанавливать связи между элементами климата по карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, атласы.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Климатообразующие факторы»

  1. Закрепление знаний по типам воздушных масс

Установите соответствие:

Запись на доске:

Воздушные массы:

АВМ

кУВМ

мУВМ

мТВМ

кТВМ

Демонстрация слайдов (Презентация урока):

Слайд №1

  1. Воздух жаркий, сухо

й, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или проходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.Слайд №2Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана – летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.Слайд №3Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.Слайд №4Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.Слайд №5Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовою амплитуду, сухие.Проверка знаний по теме «Циклоны и антициклоны, атмосферные фронты»Слайд №6- определить по схемам на слайде, где циклон, а где антициклон;- охарактеризовать эти атмосферные явления;- какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?Слайд №7что называется атмосферным фронтом, и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс;на какие группы делятся атмосферные фронты по температуре? Опишите изменения погоды, которые возникают при прохождении атмосферных фронтов.II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.Проведенный опрос позволяет активизировать знания учащихся и логично перейти к изучению нового материала о распределении метеорологических элементов на территории России. Основная тема для повторения из курса географии 7 класса – «Закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле»Слайды №8 и №9Раздаточный материал:III. Изучение нового материала.Планируемые результаты практической работы №6 «Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов»:Учащиеся умеют объяснять причины распределения температуры и осадков по территории нашей страны. учащиеся умеют определять элементы климата в любом пункте и объяснять закономерности их размещения. Ход практической работыИзучение распределения температур:По климатической карте проследите ход июльских изотерм +50, +100, +200. Сравните их на равнинах и в горных областях.Укажите основную закономерность в изменении температуры летом.Вывод: важнейшим фактором распределения температуры летом является солнечная радиация, поэтому изотермы июля располагаются в основном соответственно широте.По рис.30.с.62 учебника определите, как проходит июльская изотерма +100С. Сопоставив физическую и климатическую карты, объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны.С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока?Вывод: на распределение температуры летом большое влияние оказывает рельеф.По рис. 29 с.61 учебника определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. Найдите наиболее холодные районы, объясните, почему они расположены именно там.Вывод: Интенсивное выхолаживание поверхности нашей страны в зимний период приводит к тому, что наиболее низкие температуры наблюдаются во внутренних, не доступных отепляющему влиянию Атлантики районах.Проследите ход январских изотерм – 50, -150,-200, -300. Совпадает ли он с ходом летних температур?Вывод: изотермы января располагаются не в широтном направлении, а с северо-запада на юго-восток.Распределение осадков на территории России.Анализ карты «Годовое количество осадков» на рис. 31 с.64 учебника:Равномерно ли распределяются осадки на территории страны?Где выпадает наибольшее количество осадков, где наименьшее? Как это связано с воздушными массами?Какие факторы влияют на увеличение осадков?Объясните причины большого количества осадков на побережье Тихого океана.Вывод: Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.Формирование понятия «коэффициент увлажнения»Проблемный вопрос для учащихся:На побережье Восточно-Сибирского моря и на юго-востоке Русской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 200 мм). Однако на Колыме - болота, а в Поволжье - сухие степи и полупустыни. Почему?Ответ: отдельные показатели температуры, количества осадков не могут характеризовать целостно климатические условия территории. Только во взаимодействии, соотношении количества тепла и влаги можно определить особенности климата. Важно знать не только количество выпадающих осадков, но и количество испаряющейся влаги.Используя рис.31 и 32 на с.64 и 65 учебника ,определите испаряемость и годовое количество осадков в Нижнем Поволжье, в Северо-Восточной Сибири, на Кольском полуострове.Вывод: годовое количество осадков еще не дает полного представления о том, как территория обеспечения влагой, поскольку часть атмосферных осадков испаряется, часть просачивается в почву. Запись в тетрадях учащихся:Испарение - это количество фактически испарившейся воды. Зависит от температуры и влажности воздуха, от испаряющей поверхности и скорости ветра.Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Измеряется в мм слоя воды. Характеризует возможное испарение и сильно отличается от фактического испарения, особенно в пустыне, где испарение близко к нулю, а испаряемость - 2000 мм в год и более.В тексте учебника на с.63, найдите определение понятия «коэффициент увлажнения» (К)Коэффициент увлажнения - это соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью определенной территории. Вычисляется по формуле:Кувл. = Осадки / ИспаряемостьВычислите  коэффициент увлажнения для городов Архангельска, Волгограда, Магадана, Самары, Якутска, используя рис.31 и 32 учебника.Вывод: коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный показатель, который дает четкое представление о климатических условиях территории.IV. Домашнее задание - § 10 до стр.63, практическую работа на с. 11-12 рабочей тетради.

Список использованной литературы

  1. О.В. Антушева Пособие для преподавателей География России. Природа. 8 кл.: поурочные планы по учебнику И.И. Баринововй \. – Волгоград: Учитель, 2005.

  1. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".

Разработка открытого урока в 8 классе по географии России.  Оснащение: карты, атласы, учебник,  дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...

конспект урока географии в 8 классе по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

Урок из курса "География России. Природа.Население. Хозяйство." (Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе,  8 ...

Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.

Разработка урока географии  для 8 класса,  по учебнику:«География  России. Природа.  Население. Хозяйство»   8 класс, под редакцией В.П. Дронова....

урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"

Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенны...