конспект урока географии в 8 классе по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок из курса "География России. Природа.Население. Хозяйство." (Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе,  8 класс, «Дрофа», 2009 г.) В  свете федеральных государственных образовательных стандартов необходимо строить учебный процесс как самостоятельное познание окружающей действительности.  На данном уроке  педагог учит учащихся   самостоятельной работе с текстом учебной статьи,  умению работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней, готовит учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов  на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geografii_8_klass_avtosohranennyy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

Бородина Галина Леонидовна, учитель географии, МОБУСОШ № 4 г. Новокубанска.

Предмет: География России.

8 класс

Тема урока: «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

 Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе,  8 класс, «Дрофа», 2009.

 Цель: Сформировать представления о закономерностях распределения основных элементов климата, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать основные элементы климата: распределение температур, количество осадков на территории России, определять коэффициент увлажнения .  

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: объяснять роль различных источников географической информации, выявлять, описывать и объяснять существенные признаки природных явлений, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы; составлять описания различных природных явлений на основе анализа разнообразных источников географической информации.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока: комбинированный.

 Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

 Оборудование: климатическая карта России, атлас школьника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настраивает на успешную работу.


Подготовка к уроку, настраиваются на успех в учебной деятельности.

Целеполагание и мотивация

Сообщает о цели урока: Сегодня мы научимся определять то, что влияет на закономерности распределения тепла и влаги на территории России.


 

Записывают цели изучения темы.


«Открытие» нового знания.

Задание: в течение трех минут прочитать фрагмент текста учебника стр. 86. Сконструировать несколько вопросов по

 содержанию.

 Вопрос: при каких  условиях можно быстро и качественно выполнить задание?

Составление плана  и последовательность работы учащихся.

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. (У)

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Работают в парах.

 Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Задание №1 «Подбери  вопрос»

На доске записывает вопросительные слова и выражения:

Почему?

Докажи что….

Какова взаимосвязь?

Каковы причины?

Каковы следствия?

Что произойдет если?

Например: Распределение температуры воздуха на территории страны зависит от радиационного баланса. Почему?

2. Зимой на территории России происходит интенсивное выхолаживание поверхности. Докажи что это так?

Задание №2 «Найти опорное предложение»

Учитель напоминает учащимся, что такое опорное предложение. Он предлагает учащимся прочитать первую часть  параграфа.

 Примерные ответы

- в январе положение изотерм мало связано с географической широтой;

- четко прослеживается изменение январских температур при движении с запада на восток;

- к востоку возрастает повторяемость холодного континентального воздуха умеренных широт.

Игра  «Кто больше?»

Учитель предлагает прочитать фрагмент параграфа и выбрать как можно больше опорных предложений (работа продолжается в течение 3 минут)

Результаты работы: Кто отобрал 3 предложения? И больше?

Практическое занятие.

Определяем температуры января и июля для г. Петрозаводск, г. Сыктывкар, г. Ханты- Мансийск, г.Якутск, г.  Магадан. Заносим данные в таблицу.

города

Температуры января

Температуры июля

Калининград



 Москва



Екатеринбург



Новосибирск



Чита



Петропавловск - Камчатский







Игра  «Моя познавательная задача»

Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать содержание следующей рубрики параграфа «Распределение осадков» и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные  слова, выписанные на доске.

Практическое занятие.

Проследим закономерность определения количества осадков

город

Количество осадков

Калининград


Москва


Екатеринбург


Новосибирск


Чита


Петропавловск - Камчатский



Игра  «Кто быстрее?»

Учитель предлагает прочитать рубрику «Коэффициент увлажнения», отобрать опорные предложения, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения.









Практическое занятие.

Используя карту климата России определите самые

 «мокрые» и самые «сухие»  места на территории страны. И определите причины таких явлений.

Определите коэффициент увлажнения по природным зонам:

Природная зона

Количество осадков

испаряемость

коэффициент увлажнения

Лесотундра

300

200


Тайга

400

300


лесостепь

500

500


Если К = 1 увлажнение достаточное,

Если К меньше 1 скудное увлажнение

Если К больше 1 избыточное увлажнение.

Учащиеся заслушивают вопросы, находят в тексте предложения к вопросам.

 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.(У)

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Работают с учебником, с  картосхемами. Стр.86-87 (Р)

 Учащиеся читают текст учебника и выбирают опорные предложения, а затем зачитывают вслух.










Учащиеся работают с текстом учебника и находят опорные предложения. Ученик, который нашел больше всех опорных предложений, зачитывает их вслух.



Работа в тетради.
















Учащиеся конструируют познавательные задачи.

Например: распределение осадков зависит от циркуляции воздушных масс, рельефа, температуры воздуха. Докажи.




Работа в тетради.












Работа в парах. Учащиеся конструируют познавательные задачи. Те, кто выполнил задание быстрее других, зачитывает свой вариант (один из пары читает задачу, другой дает ответ)

Примеры:

- при различных температурных условиях с поверхности испаряется разное количество воды. Докажи, пользуясь «Климатической картой» и рис. учебника стр. 37

- что произойдет, если фактическое испарение будет больше годовой суммы осадков.

 Класс обсуждает познавательные задачи и способы их решения.


Работа в тетради.


Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.

Учитель вместе с учащимися  обсуждают эффективность приобретения умений в ходе урока.

Домашнее задание: §18.


Демонстрируют знания (П), оценивают работу на уроке всего класса (Л)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»

Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная...

урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"

Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенны...

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....

Конспект урока география 8 класс "Воды суши. Закономерности их питания и режима"

Конспект урока география 8 класс "Воды суши. Закономерности их питания и режима"...