урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Арчегова Лариса Ахсарбековна
Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенные знания об испарении и испаряемости; сформировать умение характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России и вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; развивать умение устанавливать связи между элементами климата по карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klimata_zakonom.zip1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Арчегова Лариса Ахсарбековна

Учитель географии

Закономерности распределения

основных элементов климата на территории России

конспект урока

Учебник

Э.М. Раковская География  ПриродаРоссии. Природа. 8 кл.: Дрофа

В разработке урока представлены различные приемы и методы организации проверочных и практических работ по теме  «Типы климатов России» с использованием данного учебника и методического пособия для преподавателей География России. Природа. 8 кл.: поурочные планы по учебнику Э.М. Раковская .

Тема урока: Закономерности распределения

основных элементов климата на территории России

Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенные знания об испарении и испаряемости; сформировать умение характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России и вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; развивать умение устанавливать связи между элементами климата по карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, атласы.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Климатообразующие факторы»

  1. Закрепление знаний по типам воздушных масс

Установите соответствие:

Запись на доске:

Воздушные массы:

АВМ

кУВМ

мУВМ

мТВМ

кТВМ

Демонстрация слайдов (Презентация урока):

Слайд №1

  1. Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или проходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.

Слайд №2

  1. Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана – летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.

Слайд №3

  1. Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.

Слайд №4

  1. Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.

Слайд №5

  1. Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовою амплитуду, сухие.

  1. Проверка знаний по теме «Циклоны и антициклоны, атмосферные фронты»

Слайд №6

  • - определить по схемам на слайде, где циклон, а где антициклон;
  • - охарактеризовать эти атмосферные явления;
  • - какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?

Слайд №7

  • что называется атмосферным фронтом, и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс;
  • на какие группы делятся атмосферные фронты по температуре? Опишите изменения погоды, которые возникают при прохождении атмосферных фронтов.

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Проведенный опрос позволяет активизировать знания учащихся и логично перейти к изучению нового материала о распределении метеорологических элементов на территории России.

Основная тема для повторения из курса географии 7 класса – «Закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле»

Слайды №8 и №9

Раздаточный материал:

III. Изучение нового материала.

Планируемые результаты практической работы №6 «Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов»:

  1. Учащиеся умеют объяснять причины распределения температуры и осадков по территории нашей страны.
  2.  учащиеся умеют определять элементы климата в любом пункте и объяснять закономерности их размещения.

 Ход практической работы

  1. Изучение распределения температур:
  1. По климатической карте проследите ход июльских изотерм +50, +100, +200. Сравните их на равнинах и в горных областях.
  2. Укажите основную закономерность в изменении температуры летом.

Вывод: важнейшим фактором распределения температуры летом является солнечная радиация, поэтому изотермы июля располагаются в основном соответственно широте.

  1. По рис.30.с.62 учебника определите, как проходит июльская изотерма +100С.
  2. Сопоставив физическую и климатическую карты, объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны.
  3. С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока?

Вывод: на распределение температуры летом большое влияние оказывает рельеф.

  1. По рис. 29 с.61 учебника определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. Найдите наиболее холодные районы, объясните, почему они расположены именно там.

Вывод: Интенсивное выхолаживание поверхности нашей страны в зимний период приводит к тому, что наиболее низкие температуры наблюдаются во внутренних, не доступных отепляющему влиянию Атлантики районах.

  1. Проследите ход январских изотерм – 50, -150,-200, -300. Совпадает ли он с ходом летних температур?

Вывод: изотермы января располагаются не в широтном направлении, а с северо-запада на юго-восток.

  1. Распределение осадков на территории России.

Анализ карты «Годовое количество осадков» на рис. 31 с.64 учебника:

  1. Равномерно ли распределяются осадки на территории страны?
  2. Где выпадает наибольшее количество осадков, где наименьшее? Как это связано с воздушными массами?
  3. Какие факторы влияют на увеличение осадков?
  4. Объясните причины большого количества осадков на побережье Тихого океана.

Вывод: Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.

  1. Формирование понятия «коэффициент увлажнения»

Проблемный вопрос для учащихся:

На побережье Восточно-Сибирского моря и на юго-востоке Русской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 200 мм). Однако на Колыме - болота, а в Поволжье - сухие степи и полупустыни. Почему?

Ответ: отдельные показатели температуры, количества осадков не могут характеризовать целостно климатические условия территории. Только во взаимодействии, соотношении количества тепла и влаги можно определить особенности климата. Важно знать не только количество выпадающих осадков, но и количество испаряющейся влаги.

  1. Используя рис.31 и 32 на с.64 и 65 учебника ,определите испаряемость и годовое количество осадков в Нижнем Поволжье, в Северо-Восточной Сибири, на Кольском полуострове.

Вывод: годовое количество осадков еще не дает полного представления о том, как территория обеспечения влагой, поскольку часть атмосферных осадков испаряется, часть просачивается в почву.

Запись в тетрадях учащихся:

Испарение - это количество фактически испарившейся воды. Зависит от температуры и влажности воздуха, от испаряющей поверхности и скорости ветра.

Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Измеряется в мм слоя воды. Характеризует возможное испарение и сильно отличается от фактического испарения, особенно в пустыне, где испарение близко к нулю, а испаряемость - 2000 мм в год и более.

  1. В тексте учебника на с.63, найдите определение понятия «коэффициент увлажнения» (К)

Коэффициент увлажнения - это соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью определенной территории. Вычисляется по формуле:

Кувл. = Осадки / Испаряемость

  1. Вычислите  коэффициент увлажнения для городов Архангельска, Волгограда, Магадана, Самары, Якутска, используя рис.31 и 32 учебника.

Вывод: коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный показатель, который дает четкое представление о климатических условиях территории.

IV. Домашнее задание - § 10 до стр.63, практическую работа на с. 11-12 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".

Разработка открытого урока в 8 классе по географии России.  Оснащение: карты, атласы, учебник,  дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...

конспект урока географии в 8 классе по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

Урок из курса "География России. Природа.Население. Хозяйство." (Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе,  8 ...

Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»

Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная...

Практическая работа по теме «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»

Данная презентация. Позволит в начале урока быстро проверить знания по теме "Движение воздуха" , выполнить практическую работу по теме «Определение по картам закономерностей распределения основны...

Урок по географии в 8 классе "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны".

Комбинированный урок с подробным описанием этапов, технологий, видов деятельности учителя и учащихся....

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

Технологичекская карта урока по географии в 8 классе по теме "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны."...