Модуль Юный орнитолог
рабочая программа по биологии (6 класс)

Модуль для 6 класса общеоразовательных школ по орнитолгии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ornitolog_tomilva_6_klass.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города

Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол  №    

«   »          2017

«СОГЛАСОВАНО»

 на заседании ПС

протокол

«   »         2017

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе №    

«   »            2017           

                        

Рабочая программа

Модуля по выбору

 «Юный орнитолог»


                             

6 г, д классы

Учитель: Томилова Анна Сергеевна

Количество часов в неделю – 1, всего 17 ч.

Калининград

2017

Пояснительная записка

Одним из направлений деятельности школы является экологическое воспитание школьников. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

На протяжении многих лет одним из главных направлений экологического воспитания Истоминских школьников является орнитологическая работа.

Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий юных натуралистов. Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами. Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной обстановке. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.

Программа «Юный орнитолог», если говорить о ее целевой установке, является познавательной с элементами учебно-исследовательской ориентации. В этой связи цели и задачи программы определены в двух планах. С одной стороны это знакомство, расширение и углубление знаний в орнитологии. С другой - это выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. По существу программа позволяет выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно- исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности, что соответствует требованиям ФГОС.

Программа предназначена для учащихся  6 классов. Содержание программы первого года обучения построено так, что учащиеся от темы к теме знакомятся с основами орнитологии и, главное, с видовым разнообразием птиц. Несмотря на то, что птицы встречаются повсюду, часто досадным препятствием оказывается малое знакомство с ними. Многие птицы очень осторожны и, появившись, быстро прячутся от глаз наблюдателя. Надо долго и внимательно наблюдать птиц, чтобы научиться их узнавать даже при мимолетной встрече. Опыт налаживается медленно, слагается из отдельных наблюдений и фактов, но он дает чрезвычайно много.  
Научиться определять птиц в природе, узнавать их на расстоянии по облику, повадками или по голосу - основная задача первого года обучения. Поэтому значительная часть учебного времени реализуется в форме экскурсий, наблюдений, точечных и маршрутных учетов птиц, практических занятий.

На втором году обучения учащиеся продолжают знакомиться с основами орнитологии, систематики, фенологии птиц. Но здесь уже значительная часть времени отводится освоению полевых методов исследования, необходимых при самостоятельной научно-исследовательской работе.

 Логическим результатом обучения является проведение самостоятельной учебно-исследовательской  работы и защита их на экологических конференциях школьников и НОУ.

Определенная часть учащихся может не выполнять учебно-исследовательскую работу. Цель их обучения - познавательная и, как было указано выше, ограничивается рамками знакомства, расширения и углубления знаний. Программа составлена с учетом оснащенности кабинета ТСО, дополнительной литературой, коллекционным материалом

Цель программы: 
Создание условий для развития личности воспитанника, способной к позитивному самовыражению через включение в естественно - научное творчество.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  1. научить видеть и понимать красоту живой природы;
  2. сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  3. расширить знания  по орнитологии, познакомить детей с условиями жизни птиц в естественных условиях и домашних условиях, с охраняемыми птицами, вошедшими в красную книгу;
  4. познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  5. познакомить детей с технологией изготовления кормушек, искусственных гнездовий.

Воспитательные задачи:

  1. воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  2. воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  3. воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Развивающие задачи:

  1. развивать потребности общения с природой;
  2. развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  3. развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  4. развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

  1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
  2. принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
  3. принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
  4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
  5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Средняя возрастная группа (10-14 лет):

      10-13 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

      Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Формы организации занятий, предусмотренные программой:

  1. лекционные занятия;
  2. игры и викторины по птицам;
  3. практические занятия по определению птиц, их голосов, гнездовий;
  4. практические занятия по изготовлению кормушек, искусственных гнездовий, заготовке кормов и подкормка птиц;
  5. экскурсии по орнитологической тропе на территории поселка Истомино;
  6. полевой тренинг по определению птиц в природе по голосам, внешнему облику и поведению;
  7. участие в акциях Союза охраны птиц России, днях наблюдений и учетов птиц;
  8. исследовательская деятельность, подготовка исследовательских работ;
  9. участие в городских олимпиадах по биологии и экологии, научных конференциях учащихся;
  10. коллективная творческая работа по подготовке и проведению массовых мероприятий в школе, выставок.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Обучающиеся должны знать:

  1. предмет и задачи орнитологии, многообразие птиц с зоогеографической точки зрения, основные виды птиц региона, виды птиц, занесенных в красную книгу,
  2. существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; роль птиц в пищевых цепях биогеоценозов,
  3. формы и методы охраны птиц, основные методы учета птиц,
  4. правила написания научных работ
  5. технологию изготовления кормушек, искусственных гнездовий.
  6. правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  7. правила безопасности в кабинете, на экскурсиях, при работе в полевых условиях.

Обучающиеся должны уметь:

  1. общаться с природой; видеть и понимать красоту живой природы; воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  2. проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; распознавать в окружающем мире птиц, которые изучали;
  3. пользоваться определителями, работать с дополнительной литературой
  4. самостоятельно организовать исследования, оформлять и представлять доклады, оформлять исследовательские работы

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  1. любовь к людям и природе;
  2. ответственное отношение к окружающей среде;
  3. доброжелательность к живым существам;
  4. стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  5. доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  6. стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  1. вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления  знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  2. текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
  3. рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и  необходим для закрепления знаний и умений;
  4. итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

 Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:

  1. усвоение теоретической части программы;
  2. наработка практических навыков и умений;
  3. эколого-просветительская деятельность;
  4. исследовательская работа.

       Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа, эксперименты и наблюдения в природе, практические и  исследовательские дела, экологические конференции.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

  • по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
  • по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
  • по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
  • по целевой установке: организационные, агитационные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Основные формы работы с детьми:

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику, например «Неделя птиц», традиционно проводимого в школе.

Игры способствуют расширению знаний о природе, птицах, формируют нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое практическое и воспитательное значение. Задачи экскурсий – закрепить и углубить знания, полученные на лекционных занятиях. Без полноценной экскурсии нельзя привить учащимся такие важные качества, как наблюдательность и способность анализировать теоретические знания, научит правильно оценивать взаимоотношения, взаимосвязи между различными организмами и факторами среды. Только в ходе экскурсии слушатели из пассивных наблюдателей превращаются в активных , способных проанализировать увиденное, описать, зарисовать объекты, сделать важные выводы о необходимости охраны тех или иных видов.

Практические занятия предусматривают изготовление кормушек, искусственных гнездовий для птиц, заготовка кормов, подкормка птиц.

Экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Например, участие в акциях Союза охраны птиц природы, днях наблюдений и учетов птиц, общешкольных праздниках «Неделя птиц» и т.д..

Методическое обеспечение:

Электронная библиотека:

  1. Экологический полевой практикум (видеофрагменты с исследовательской работой)
  2. Птицы Европейской части России
  3. Красная книга Нижегородской области (растения и животные - 2 тома)
  4. Электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  5. Животный мир России
  6. ООПТ Калининградской области


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

17 часов

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Литература для педагога:

  1. Анашкина Е.Н. «О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами», Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2004.
  2. Асташина Н.И. Экологическая орнитологическая тропа: Методическое пособие. – Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2010.
  3. Бака С.В., Киселева Н.Ю., Новикова Л.М. «Ключевые орнитологические территории Нижегородской области», Н.Новгород, экологический центр «Дронт», 2004.
  4. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Массовые акции Союза охраны птиц России: педагогическая ценность, научная значимость, социальный эффект / Мир птиц. Информационный бюллетень Союза охраны птиц России
  5. «Исследователям природы. Методические рекомендации», Горький, 1982.
  6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М. 5 за знания, 2005
  7. Почитаева М.В. «На тропах природы. Методическое пособие для работы с детьми по изучению биоразнообразия и охране экосистем».- Йошкар - Ола: МарГТУ, 2004.
  8. Природа Горьковской области. Горький, Волго-Вятское кн. изд –во, 1974.
  9. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся /сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: изд. «Первое сентября», 2001.

Литература для детей:

  1. Беме Р.Л., Динец В.Л., «Энциклопедия природы России. Птицы», изд. ABF, М.,1998
  2. Жизнь животных. Под ред. Зенкевича Л.А. том 4. М.: Просвещение, 1968
  3. Касаткина В.А.«Птицы нашего края. Рассказы, сказки, стихи, народные приметы, загадки». Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2004.
  4. Красная книга Нижегородской области, 1 том, 2003
  5. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. «Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса / Под ред. Проф. В.М. Константинова.- М.: Вентана–граф, 2010
  6. «Певчие птицы» Звуковая энциклопедия
  7. Полевой определитель птиц Подмосковья. – М.: Союз охраны птиц России; Изд. «Колос», 2008.
  8. «Птицы Европейской России. Полевой определитель», М.: «Алгоритм», 2000.
  9. Пузанов И.И., Козлов В.И., Кипарисов Г.П. Позвоночные животные Нижегородской области. Нижний Новгород, 2005
  10. Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991.
  11. Рахманов А.И. «Птицы – наши друзья, - М._ Росагропромиздат, 1989.
  12. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,2006.
  13. «Энциклопедия для детей. Биология», М.: «Аванта», 1998.
  14. «Энциклопедия для детей. Птицы и звери», М.: «Аванта», 2002.
  15. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 397с.

Тема занятия

Часов

1

Методика наблюдения за птицами в природе

1

2

Определение видов птиц по внешнему виду, силуэту в полете, по

1

3

Фенологические наблюдения за птицами

1

4

Учеты птицы: абсолютные и относительные; маршрутные и площадочныеи др

1

5

Участие в Днях наблюдений и учетов птиц

1

6

Миграции птиц

1

7

Изучение станций кольцевания птиц. Станция «Фрингилла»

1

8

Систематический обзор птиц.

1

9

Экологические группы птиц

1

10

Знакомство с видовым составом птиц Калининградской  области

1

11

Редкие и исчезающие виды птиц. Охраняемые птицы Калининградской

1

12

Приспособительные особенности разных групп птиц: образ жизни и строение.

1

13

Зимующие птицы. Изготовление кормушек, подкормка птиц

1

14

Привлечение птиц. Изготовление кормушек. Подкормка птиц

1

15

Размножение птиц. Поведение птиц.

1

16

Гнездовой период. Определение птиц по голосам

1

17

Участие в Международном проекте «Весна идет!»

1

Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТУРНИР ЮНЫХ ОРНИТОЛОГОВ

Турнир юных орнитологов - урок-игра.  «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой в...

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог"

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог" может быть использована для проведения факультатива в 4-5 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"

Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произ...

Конкурс Юных орнитологов

Цель: обобщить знания о птицах.  Оборудование:  запись голосов птиц, компьютер, таблицы «Птицы» №36-39, «черный ящик» с яйцом и пером,  лозунги о птицах....

Буклет-программа "Форум юных орнитологов"

Буклет содержит программу проведения Международного дня птиц....

Рабочая программа: "Юные орнитологи"

Рабочая программа: "Юные орнитологи"  естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....

План досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»

План  досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»...