Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Линия жизни"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Сагайдак Юлия Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Линия жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская основная общеобразовательная школа №21

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ИООШ №21

______________/ Гамов А.А../        

Приказ   от 31.08.2020 №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

внеурочная деятельность

«Линия жизни»

                       Уровень общего образования - основное  общее  образование

Класс                                              9  класс

Количество  часов                       34  часов

Учитель:                                        Сагайдак  Юлия  Владимировна

Программа внеурочной деятельности по биологии для 9 класса разработана на основе      программы Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011г.

2020-  2021 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Линия жизни» для 9 класса составлена на основе документов:

1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ Ст.28

2.Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010)

3.Письмо от 18.08.2017г. №09-1672 Минобразования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.

4.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях от 24.11.2015г. №81

5.Основная образовательная программа основного общего образования  МБОУ ИООШ №21.

6.Образовательная программа внеурочной деятельности обучающихся школы в соответствии с ФГОС на 2020-2021 учебный год.

7.Учебный план МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год.

8. Учебное пособие Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011г.

9. Приложение к рабочей программе, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ ИООШ №21

10. Календарный график школы на 2020-2021 учебный год.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.

        

Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

      Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

      Внеурочная деятельность «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии  как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

      Преподавание внеурочной деятельночти предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

     Внеурочная деятельность рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

2.Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и  изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.  Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.  Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания  (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).  Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ  (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.

3.Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Сроки изучения

1.

Введение

1

4.09

2.

Признаки живых организмов

4

11.09-2.10

3.

Система, многообразие и эволюция живой природы

7

9.10-27.11

4.

Человек и его здоровье

16

4.12-9.04

5.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

16.04-7.05

6.

Решение демонстрационных вариантов

2

14.05

Итого:

34

4.Календарно – тематическое планирование

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

План

Факт

1.

Введение (1 час)

1.

1.

Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам:

«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

4.09

2.

Признаки живых организмов (4часа)

2.

1.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. 

11.09

3.

2.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и  изменчивость – свойства организмов.

18.09

4.

3.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

25.09

5.

4.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

2.10

3.

Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

6

1.

Царство Бактерии.

9.10

7

2.

Царство Грибы

16.10

8

3

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

23.10

9

4.

Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

30.10

10

5.

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

13.11

11

6.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

20.11

12

7.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

27.11

4.

Человек и его здоровье (16 ч)

13

1.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план

строения и процессы жизнедеятельности человека.

4.12

14

2.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2016 год

«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция

организма»

11.12

15

3.

Железы внутренней секреции. Гормоны.

18.12

16

4.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

25.12

17

5.

Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам:

«Система пищеварения, дыхание»

15.01

18

6.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

22.01

19

7.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

29.01

20

8.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:

«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен

веществ»

5.02

21

9

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. 

12.02

22

10

Покровы тела и их функции.

19.02

23

11

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам

«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

26.02

24

12

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

5.03

25

13

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:

«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

12.03

26

14

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение

19.03

27

15

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание

2.04

28

16

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:

«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

9.04

5.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

29

1.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

16.04

30

2.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.

23.04

31

3.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

30.04

32.

4.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

7.05

6

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)

33-34

1.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

14.05

Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты обучения.

- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;

 - формирование целостного научного мировоззрения;

- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;

- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;

 - формирование экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения.

- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- участвовать в совместной деятельности;

- оценивать свою работу и работу одноклассников;

- выделять главные и существенные признаки понятий;

- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;

- выявлять причинно-следственные связи;

- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;

 - работать с текстом и его компонентами;

- создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.

- организовывать свою учебную деятельность;

- ставить учебные задачи;

- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;

- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

- сравнивать и классифицировать объекты;

 - определять проблемы и предлагать способы их решения;

- применять методы анализа и синтеза;

- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;

- представлять информацию в различных формах;

- составлять аннотации, рецензии, резюме;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

-определять роль различных веществ в природе и технике;

-объяснять роль веществ в их круговороте;

-приводить примеры химических процессов в природе;

-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

-перечислять отличительные свойства химических веществ;

-различать основные химические процессы;

-определять основные классы неорганических веществ;

-понимать смысл химических терминов;

-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

-различать опасные и безопасные вещества.

В результате изучения курса ученик должен научится понимать :

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Педагогические технологии, используемые в обучении

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

     «Рассмотрено»

Протокол      заседания

                      ШМО естественнонаучного

                                 цикла

                       методического     совета

                         МБОУ    ИООШ  №21

                                     от  26.08.2020  № ___

______________/Максименко В.И./

«Согласовано»

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ИООШ  №21

28. 08.2020г

______________/Вербицкая Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Книга в моей жизни"

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы дл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь" рассчитана на учащихся 5-9 классов. Цель данного курса - формирование толерантного отношения к людям с ограниченными...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана    на учеников 7-х классов. Она    базируется    на обя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика - часть нашей жизни 5 кл 2022 г

Программа внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирова...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический образ жизни»

Рабочая программа «Экологический образ жизни»  по внеурочной деятельности  поможет ребёнку:            -  в фор...