Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рейн Елена Арбитовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь" рассчитана на учащихся 5-9 классов. Цель данного курса - формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklyuchis_v_druguyu_zhizn.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБОУ «Средняя школа № ___»

Протокол № 8 от 29.08.2018г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № ___»

от 01.09.2018г. № 244 - п

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Включись в другую жизнь»

общекультурное направление

5-9 классы

г. Дзержинск

Нижегородская область

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5-9 классах.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь» рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков – обучающихся 5-9 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный  и интегрированный характер.

Актуальность программы. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

При создании программы учитывались потребности современного российского общества во всесторонне развитом человеке со сформированной у детей активной жизненной и гражданской позицией, основанной на готовности помогать людям с ограниченными возможностями. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – дать возможность почувствовать и понять на собственном опыте, как живут люди с ограниченными возможностями. Участвуя в программных упражнениях и  мероприятиях, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь»: формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

   Задачи курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь»: 

  • развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
  • дать возможность почувствовать и понять на собственном опыте, как живут люди с ограниченными возможностями;
  • формировать у детей активную жизненную и гражданскую позицию, основанную на готовности помогать людям с ограниченными возможностями

Программа построена с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

Ценностные ориентиры:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить достижение основных целей:

  1. Развитие личности школьника, его творческих способностей.
  2. Формирование способности осознания целей социальной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение; креативных качеств (толерантность, эмпатия, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения);
  3. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  4. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

 В рамках данной программы уделяется внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание.

Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, с ограниченными  возможностями, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Формы и методы проведения занятий:

-индивидуальная и групповая работа,

- практическая работа,

- квесты,  игровые программы

-познавательные игры,

- встречи с интересными людьми;

Планируемые  результаты реализации внеурочной деятельности:

Личностными результатами обучения являются:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям с ограниченными возможностями;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

- умения работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умения организовывать волонтёрскую деятельность;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

          СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           1 модуль: «Мир темноты»:

- Вводное занятие. Кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья.

- Мир слепых людей. Что значит зрение для человека. Особенности жизни слепого человека. Помощь людям , потерявшим зрение.

- Игры на ощупь. Мир без света. Ориентация в пространстве с завязанными глазами.

-  Прогулка в темноте. Мир, который не увидеть глазами. Знакомства  в темноте, умение узнавать друг друга без слов.

2 модуль: «Жизнь в тишине»

- Значение слуха в жизни человека.

- В мире тишины: как жить без звуков. Практические занятия, упражнения.

- Игротека в тишине: подвижные игры, лепка, рисование, аппликация и др.

- Квест «Комната без звуков»

- Мир искусства в жизни глухого человека. Мим-театр, мини-постановки.

- Мир без звуков. Знакомства  в темноте, умение узнавать друг друга без слов, умение представлять себя.

 3 модуль: «С высоты инвалидной коляски»

- Инвалидность – это не приговор. Жить инвалидом, но не быть им. Психотехническая игра «связанные руки».

- Физическое  развитие людей с ограниченными возможностями здоровья. Прохождение «Полосы препятствий»

- Встреча с творческой группой «ДНК» и активистами общественной организации «Параплан».

4 модуль: «Умей помочь»

- Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями здоровья. Интерактивные занятия по пониманию инвалидности.

- Благотворительная акция «Эстафета доброты».

5 модуль: «Спортивные достижения»

- История паралимпийского движения в мире и в России.

- Герои российского паралимпийского спорта. Изготовление листовок, буклетов о героях спорта.

- Спортивные достижения  Дзержинцев- паралимпийцев, встреча со спортсменами. Оформление стенда о достижениях паралимпийцев.

- Посещение стадиона Капролактамовец. Совместные тренировочные занятия.

- Совместное участие в различных благотворительных акциях, марафонах.

- Проведение  «Уроков доброты», «Уроков толерантности» для учащихся младших классов с целью формирования у детей активной жизненной и гражданской позицией, основанной на готовности помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.

Тематическое планирование по программе  «Включись в другую жизнь»

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1 модуль: «Мир темноты»

1

Вводное занятие

1

-

2

Упражнение «Поводырь - Слепец»

1

3

Игры на ощупь

-

2

4

Квест  «Темная комната»

1

1

5

«Мир прекрасного в мире темноты» - виртуальное посещение музея

1

1

6

«Мимолетные свидания» - узнавание друг друга без слов, умение знакомиться, представлять себя

-

1

2 модуль: «Жизнь в тишине»

7

«Что слышно?». О значении слуха в жизни человека.

1

8

Упражнение. «Двойки, тройки, четверки».

1

9

Игротека в тишине

-

2

10

Квест «Комната без звуков»

1

1

11

«Театр мим» - постановка мини пьесы

1

1

12

«Мимолетные свидания» - узнавание друг друга без слов, умение знакомиться, представлять себя

-

1

3 модуль: «С высоты инвалидной коляски»

13

Психотехническая игра «связанные руки»

1

14

«Полоса препятствия»

1

1

15

Встреча с творческой группой «ДНК» и активистами общественной организации «Параплан»

-

1

4 модуль: «Умей помочь»

16

Интерактивные занятия по пониманию инвалидности

-

2

17

Итоговое занятие «Эстафета доброты»

-

1

5 модуль: «Спортивные достижения»

18

История паралимпийского движения

1

19

Герои российского паралимпийского спорта

1

1

20

Встреча с Дзержинцами- паралимпийцами

1

21

«Совместные тренировочные занятия»

2

Участие в благотворительных акциях, марафонах, волонтерских акциях

3

Итого:

9

22+3

Литература

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд. - М.: Педагогика, 2017. - 871 c

2. Благодир, А. Л. Комментарий к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. - М.: Деловой двор, 2017. - 272 c.
3. Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам конвенции о правах инвалидов / И.В. Ларикова и др. - М.: Теревинф, 2015. - 224 c.
4. Голиков, Н. А. Ребенок-инвалид. Обучение, развитие, оздоровление / Н.А. Голиков. - М.: Феникс, 2015. - 428 c.

5. Малинина-Федькина, Татьяна Разговор с бедой. Размышления инвалида (+ CD) / Татьяна Малинина-Федькина. - М.: Музыка, 2017. - 700 c.
6. Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Реабилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь,
2015. - 128 c.

7. Федеральный закон от 11августа1995 г . No 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

8. Матвеев О. Паралимпийские игры: от Рима до Солт-Лейк-Сити //ФиС. 2007. № 5. С.27-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Театр отношений:. Ты, я и другие"  для 6 класса  Ильинова Н.В....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана    на учеников 7-х классов. Она    базируется    на обя...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....