Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологичный образ жизни"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Лахина Татьяна Васильевна

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения шукольников, воспитание ответственного отношения к здоровью, проироде, жизни.  Курс внеурочной деятельности "Экологичный  образ жизни"предназначен для учащихся 9 класса и   реализуется  из расчёта 1 час в неделю (34 часа в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eozh_9.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

 Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования по внеурочной деятельности:

Личностные результаты         

1) осознание адекватного понимания причин успешности (не успешности) творческой деятельности;

2)  проявление позитивного отношения к действительности;

3) формирование  целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

4) проявление устойчивого интереса к новым способам познания;

5) проявление готовности к сотрудничеству с другими людьми;

6) формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

7) проявление готовности выражать и отстаивать свою позицию;

8) критично относиться к своим поступкам;

9) формирование ответственности за окружающую природу как общечеловеческую ценность.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

- самостоятельно принимать и сохранять творческую задачу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

 объяснять живой мир с точки зрения биологии;  

- использовать методы и приёмы эколого-биологической  деятельности в творческом процессе и повседневной жизни;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  осознание роли жизни;

 использовать биолого-экологические знания в быту

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать биологическую  проблему, определять цель творческой деятельности;  

- выдвигать версии решения творческой проблемы, осознавать конечный результат;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- различать способ и результат действия;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- задавать вопросы;

- работать в малых группах;

- взаимодействовать со сверстниками;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • оценивать состояние своего здоровья;
  • устанавливать связь между биосоциальными факторами среды и своим здоровьем;
  • соблюдать гигиенические правила для ведения здорового образа жизни;
  • проводить наблюдения и самонаблюдения;
  • основам экологической культуры человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;  
  • устанавливать  взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни;
  • определять факторы, укрепляющие здоровье человека в процессе онтогенеза;
  • систематизировать  основные условия сохранения здоровья человека;
  • осознавать  необходимость своего участия в охране окружающей среды.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Введение  (1 ч.)

Место курса «Культура здоровья человека» в группе дисциплин естественно - научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

Окружающая среда и здоровье человека (7 ч.)

Что изучает экология человека. Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Экологические факторы.

Здоровье и образ жизни. Связь природной и социальной среды со здоровьем человека. Образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

Вредные привычки и здоровье человека.  

Практические  работы:

 «Оценка состояния физического здоровья».

Влияние факторов среды на функционирование систем органов (21 ч.)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Правильное дыхание.  Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.  

Рациональное питание и культура здоровья.

Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Биоритмы и причины их нарушения. Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблема взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.

Практические  работы:

 «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой»;

 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»;

 «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки»;

 «Острота слуха и шум». «Как проверить сатурацию в домашних условиях»

 «О чем может рассказать упаковка продукта».

 «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды».

 «Развитие утомления».

«Закаливание и уход за кожей»;

Проектная деятельность: «Здоровье как главная ценность для человека. Показатели состояния здоровья»;

 «Рациональное питание человека»;

Репродуктивное здоровье (4 ч.)

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблема взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли.

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.

Заключение (1 ч)

Подведение итогов по курсу внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.

Формы организации  занятий 

- практические работы;

- создание сообщений;

-мини-исследования;

- познавательные коллективные игры;

Виды деятельности  

-   игровая;

- познавательная;

- поисково-исследовательская;

- проектная;

- проблемно-ценностное общение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

тема

Количество

часов

в том числе

теория

практические  

работы

1

Введение

1

1

-

2

Окружающая среда и здоровье человека

7

6

1

3

Влияние факторов среды на функционирование систем органов

21

6

15

4

Репродуктивное здоровье

4

4

-

5

Заключение

1

1

-

Итого

34

18

16



ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

занятия

Наименование тем

Количество

часов

1

Т/Б в кабинете биологии. Что изучает экология человека

1

2

Здоровье и образ жизни.

1

3

П.р. «Оценка состояния своего физического здоровья»

1

4

История возникновения отдельных экологических проблем.

1

5

Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье

1

6

 Влияние различных факторов на здоровье человека.

1

7

Экстремальные факторы среды.

1

8

Вредные привычки и здоровье человека

1

9

Опорно-двигательная система. П.р. «Оценка подготовленности организма к занятиям физизической культурой».

1

10 –

11

Проектная деятельность «Формирование навыков активного образа жизни»

1

12

Иммунитет и здоровье. П.р. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

1

13

Кровообращение. П.р. «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки»

1

14

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.

1

15

П.р.  «Как проверить сатурацию в домашних условиях»

1

16

Показатели состояния здоровья»

1

17

Правильное дыхание. Горная болезнь

1

18

П.р. «Острота слуха и шум» «Как проверить сатурацию в домашних условиях».

1

19

Состав и значение пищи – как экологический фактор.

1

20

 П.р. «О чем может рассказать упаковка»

1

21 –23

Проектная деятельность «Рациональное питание человека»

3

24

Защита проектов

1

25

Кожа. П.р. «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

1

26

П.р. «Закаливание и уход за кожей»

1

27

Нервная система и высшая нервная деятельность. П.р.  «Развитие утомления»

1

28

Биоритмы и причины их нарушения.

1

29

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни

1

30

Особенности развития организма юноши

1

31

Особенности развития организма девушки

1

32

Биологические причины заболеваний, передающиеся половым путём

1

33

Социальные причины заболеваний, передающиеся половым путём

1

34

Круглый стол «Здоровье как одна из главных ценностей человека».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь" рассчитана на учащихся 5-9 классов. Цель данного курса - формирование толерантного отношения к людям с ограниченными...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана    на учеников 7-х классов. Она    базируется    на обя...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» для обучающихся 7 класса

Цель программы: формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности...