Главные вкладки

    Методическая разработка Мастер-класс "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"
    методическая разработка по биологии

    Потешина Евгения Анатольевна

    Презентационная аннотация методической разработки

    Методическое пособие «Практико – ориентированный подход в обучении биологии» 2018год

    Данная  разработка представляет собой мастер-класс по использованию практико-ориентированного подхода в обучении.

    Актуальность: В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Сегодня уже не достаточно дать  багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее - применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.

    Цель методической разработки: повышение качества биологического образования, через использование практико-ориентированного подхода в обучение. 

    Практико-ориентированный подход позволит  реализовать  следующие задачи:

    - обеспечить развитие личности ученика;

    -развитие  умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы;

    -развитие образного и аналитического мышления;

    -развитие  умений  применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;

    -раскрывать роль биологии в современной цивилизации;

    -помогать выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

    Суть концепции  практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Этот способ  прямо ориентирован на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:

    -на способы самостоятельного постижения знаний;

    -на развитие способностей в процессе осуществления  самостоятельной познавательной деятельности;

     -на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;

    - на гуманистическую направленность образовательного  процесса.

    Методическое  пособие было разработано в  2016-2017  учебном году,  с 2016-2018 год  апробировано в МОУ Школа с. Аксарка.

    В ходе апробации методического пособия получены положительные результаты:

    - повысилась мотивация к учебной деятельности, показывая стопроцентную успеваемость;

    - возросло качество биологического образования;

    - эффективно используются полученные  практические занятия;

    - повысилось качество выполнения домашних работ;

    Данная методическая разработка успешно прошла апробацию в педагогическом сообществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktiko-orientirovannyy_podhod.docx24.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

     «Практико – ориентированный подход в обучении биологии»

          Современному  обществу, все больше  нужны образованные,  инициативные и  предприимчивые люди, которые могут принимать  решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так  для общества.

       В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

    Сегодня уже не достаточно дать  багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее - применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.

            Исходя из сказанного, считаю, что методическая тема «Практико-ориентированный подход в изучении биологии», очень актуальна.      

      В своей педагогической работе  стремлюсь к реализации следующих целей:

    - обеспечить развитие личности ученика;

    -развитие  умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы;

    -развитие образного и аналитического мышления;

    -развитие  умений  применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;

    -раскрывать роль биологии в современной цивилизации;

    -помогать выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

    Суть концепции  практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Этот способ  прямо ориентирован на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:

    -на способы самостоятельного постижения знаний;

    -на развитие способностей в процессе осуществления  самостоятельной познавательной деятельности;

     -на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;

    - на гуманистическую направленность образовательного  процесса.

         Такой подход культивирует творческое, теоретическое мышление, а это, на мой взгляд, при сложившихся современных условиях главное.  

    Практико-ориентированный подход в обучении  направлен на приобретение не только знаний,  умений и навыков,  но и опыта практической деятельности. А как же еще можно изучать биологию?! Ведь ни чем не заменить «живого общения» с натуральными объектами (гербариями, муляжами, влажными препаратами и т.д.). Обучение не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности.

          На уроках для реализации практико-ориентированного подхода использую различные методы, в том числе и проблемное  проектное обучение. Практические работы, самонаблюдение и  эксперименты помогают преподать материал в активной форме, сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы, анализа, умения сравнивать, делать выводы. Практические и лабораторные работы есть в каждом школьном курсе  биологии. Особенно нравятся учащимся работы с микроскопом и  самонаблюдения.

    При изучении нового материала заинтересовать учащихся мне помогают проблемные вопросы.  Их можно ставить на любом этапе изучения темы:

    -при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

    -при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

    -при контроле знаний (творческое применение знаний).

       Проблемное обучение заставляет моих учеников самостоятельно искать варианты их решения. Они мотивируют учащихся на глубокое изучение материала. Учащиеся понимают важность знаний.

    Примеры используемых проблемных вопросов:

     Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу,

    прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук?

       Одной из ведущих целей обучения биологии является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативность является методическим содержанием современного урока биологии.

    Коммуникативное обучение мною реализуются через использование заданий коммуникативного характера, которые стараюсь выстраивать на основе игрового, имитационного и свободного общения. В этой связки как одна из форм организации деятельности учащихся среднего школьного возраста выступает игра.

       Я считаю, что через игру, имитацию и поиск нового формируются, личностные и познавательные УУД учащихся.

       Так, при закреплении какой – либо темы или проверке домашнего задания я использую игры  «Третий лишний», « Счастливый случай», «Ты мне, я тебе» и другие. В старших же классах организую деловые игры, которые представляют собой практическое занятие. Примерами используемых деловых игр являются «Журналист»,  «Телемост» и т.д.

       Организация учебно-познавательной деятельности школьников на современном уроке невозможна без применения средств ИКТ. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по- настоящему, современным.   Использование ИКТ расширяет пространство урока. Можно увидеть то, что невозможно в реальности: познакомиться с новыми растениями и животными, заглянуть внутрь клетки, с помощью компьютерной модели, понять, как идут процессы в организме, и даже провести виртуальный эксперимент.

    Использования информационно-коммуникационных технологий в обучении -  это создание  и использование собственных образовательных ресурсов: презентации учителя к урокам и внеурочной деятельности по предмету, составление обучающимися собственных презентаций в создании ИКТ - проектов, использование электронных учебников, лабораторных практикумов и электронных альбомов, использование возможности сети интернет для получения информации .

       Глубже осмыслить изучаемую тему учащимся помогают практические и лабораторные работы. Через опыты и исследования учащиеся убеждаются в правильности научных теорий. Таким образом, научная теория легче усваивается и запоминается.  Практические и лабораторные работы, которых достаточное количество в любом учебном курсе «Биология», помогают преподать материал в активной форме, сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы и анализа, навыки умения сравнивать и делать выводы.

    Использование систематического контроля знаний учащихся способствует повышению познавательной активности школьников.    По результатам анкетирования учащихся отслеживаю интерес к предмету биология. Ситуативный интерес к предмету сформирован у 35 % - интерес к предмету у 54 % - повышенный познавательный интерес у 9 % учащихся.

           Активная практическая деятельность обучающихся проявляется не только на уроках, но и в участии в конкурсах,  проектах, акциях,  исследовательских работах.  Процесс совместной деятельности учащихся развивает инициативу и творчество,  социальную,  коммуникативную и предметную компетентность выпускников.  

               Таким образом, практико-ориентированное обучение складывается из урочной и внеурочной деятельности при изучении биологии (таблица 1).

            Таблица 1.

    УРОЧНАЯ деятельность

    ВНЕУРОЧНАЯ деятельность

    Практические работы на уроках.

    Участие в 9 научно-практической конференции Малой Сельскохозяйственной академии.

    Участие в окружном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ «Тропой открытий В.И. Вернадского»

    Различные методы обучения.

    Внеурочная деятельность «Школа проектов»

    Элективные предметы в 8 классах.

    Внеурочная деятельность «Занимательная  зоология»

    Использование различных элективных предметов  и курсов по биологии способствует профориентации учащихся, приобретению новых знаний.  Внеурочная деятельность осуществляется в виде исследовательской и проектной работы. Я являюсь руководителем внеурочной деятельности «Школа проектов». «Занимательная зоология».

              Практико-ориентированный подход я реализую в работе и в качестве классного руководителя. Темы классных часов и бесед, отбираю такие, которые живо интересуют моих учеников: «Новое поколение выбирает…», «Использование компьютера: плюсы и минусы», «Честность и порядочность: нужны ли в наше время?» и др. На примерах из жизни, личного опыта, совместной деятельности  пытаюсь сформировать понятия о доброте, взаимовыручке, терпимости, уважении. Часто организовываю совместные мероприятия с родителями: классные часы, экскурсии, прогулки. Тесно сотрудничаю со школьным психологом, соцпедагогами, школьной медсестрой.

       На основании проведённой работы прихожу к выводу: чем лучше сформирована учебно-познавательная компетентность учащихся, тем выше и прочнее их знания по предмету, повышается общая успеваемость.   Для отслеживания результатов развития навыков  течение года у учащихся класса оцениваю в баллах степень развития умений работать по алгоритму, сравнивать, обобщать, делать выводы и т. д.

        Проанализировав результаты, планирую дальнейшую работу с учащимися по развитию тех или иных умений, индивидуальную работу с учащимися, совершенствую используемые при обучении методы и приёмы, ищу новые формы работ. 

       Вся описанная система работы позволяет мне положительно решить целый ряд проблем, стоящих перед каждым учителем-предметником, а именно: сформировать конкретные знания, необходимые для применения в практической деятельности и для получения высшего образования, сформировать у учащихся прочные осознанные знания.

               Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-ориентированного подхода в обучении биологии приводит к лучшему усвоению материала, применению биологических знаний  в реальной жизни. Все это позволит сделать биологию интереснее, доступнее для понимания, тем инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “Мир вокруг нас”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

    «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

    Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

    Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

    Методическая разработка по теме: "Деятельностный подход в обучении".

    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории...

    методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

    материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

    методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

    материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

    Методическая разработка на тему:"КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА."

    основной целью обучения иностранного языка в школе является «развитие личности школьника, способной участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке»...

    Методическая разработка "Технология личностно - ориентированного подхода в обучении"

    Данная методическая разработка может быть полезна начинающему учителю, который знакомится с новыми образовательными технологиями. В ней раскрыта сущность личностно ориентированного подхода в образован...