Методическая разработка по теме: "Деятельностный подход в обучении".
методическая разработка по истории по теме

Жмеренюк Людмила Николаевна

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podkhod_v_obuchenii_-_kopiya.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Исторический процесс развития школы можно наглядно представить в виде следующей схемы:

Мы находимся на этапе перехода от школы объяснения или, как теперь ее принято называть, «традиционной» школы, к школе развивающего обучения. По целям образования, которые сегодня научно обоснованы, социально значимы и нормативно закреплены законом «Об образовании», каждая школа должна стать школой развивающего обучения.

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельность. Единицей деятельности являются отдельные действия. Действия понимаются как процесс, направленный на реализацию цели. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе и совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Механизмы организации учебного процесса в школе традиционного обучения и развивающего.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Компоненты учебной деятельности

Деятельностный метод обучения

Цель задается педагогом.

1. Цель.

Философ А.Спиркин удачно назвал цель «моделью желаемого будущего». В этом плане цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, а с другой программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Марк Твен писал: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».

Совместная постановка цели.

Внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности обеспечивается в процессе проблематизации. В основе процедуры проблематизации лежит постижение учеником собственного незнания, а далее активизация усилий, направленных на устранение этого незнания. Г.Ю.Кзензова, автор учебно-методического пособия «Перспективные школьные технологии» представила это в виде схемы «Выявление недостающего звена системы знаний».

Общая схема проблематизации определяется внутренним конфликтом между знанием и незнанием, психологическим напряжением, связанным с желанием и готовностью к решению задачи (проблемы), но не достаточной для реализации суммы знаний и естественным возникновением потребности их добыть.

Используются внешние мотивы.

В случае внешнего побуждения (стимулирования) человек приступает к работе под воздействием стимулов ради получения награды, поощрения, вознаграждения от окружающих людей.

2. Мотивы - побудители к деятельности. Как правило, учебная деятельность подкрепляется не одним, а несколькими мотивами как внешнего, так и внутреннего свойства. Однако характер деятельности, ее эффективность будут существенно меняться в зависимости от того, какая группа будет доминирующей.

Опора делается на внутренние мотивы деятельности.

Внутренняя мотивация связана с самим процессом получения знаний, их объемом, глубиной, прочностью, а также процессами, происходящими в самом человеке. Внутренними мотивами учебной деятельности могут быть:

  1. приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы
  2. ощущением собственной компетентности
  3. самоуважением от полученного индивидуального результата и др.

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем.

Выбираются учителем.

3.   Действия - основной элемент деятельности.

4.   Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность.

Вариативность действий.

     Создание учителем ситуации выбора  в соответствии с возможностями ученика. Ученик   делает выбор метода разрешения проблемной ситуации. Метод, который предполагает изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний, есть репродуктивный. Он используется чаще в традиционной школе. Все остальные методы – продуктивные, которые рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Эта деятельность проходит в разных направлениях, например:

  1. поиск нужной информации при работе
  • со схемами
  • с историческими картами                  
  • с документами
  • с таблицами
  • с иллюстрациями, картинами
  • с графиками и диаграммами

или при работе с разнообразными средствами.

Выбор разнообразных обучающих средств адекватных цели делает учитель совместно с учащимися.       Приложение №2, урок №3

  1. проведение научного исследования (доклады, рефераты)
  2. выполнение творческих задач

Например:

Представьте, что вы оказались в Константинополе в 1204 году.

Очевидцами каких событий вы могли стать?

Форма изложения учениками выбирается произвольно. Можно представить события и в виде драматизированных сценок.

      Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и ученика. Приемы – это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Материализованная сторона приема работы (учения) учащихся – это внешние проявления, когда школьники

  • читают
  • пишут
  • говорят
  • чертят
  • рисуют

За ними скрыты приемы умственной деятельности. К ним относятся:

  • анализ и синтез
  • сравнение и обобщение
  • доказательство
  • выявление существенного
  • формулирование выводов, понятий

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности

  • либо предметно – практическим действиям
  • либо умственным действиям

Прослеживается внешний результат, главным образом уровень освоения.

Оценка учителя. Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами.

5. Результат – полученный продукт либо духовный, либо материальный.

6. Оценка – критерий достижения цели.

Внешний результат

               +

Внутренние, позитивные, личностные изменения в процессе деятельности

(получил удовлетворение от выполненной работы).

Оценка учителя, т. е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку. Самооценка возможна на основе применения индивидуальных  эталонов.

Этапы структурной организации учебной деятельности.

Этапы

Название

Содержание

I

Ориентировочно-мотивационный

Он включает процедуры:

  • проблематизация
  • совместной с детьми постановки учебной цели
  • мотивации учащихся на предстоящую деятельность

II

Поисково-исследовательский

Его смысл заключается в подведении учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания и наращивания его в последующей работе.

III

Практический

На этом этапе учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных теоретических задач.

IV

Рефлексивно-оценочный

На данном этапе учащиеся могут выразить свои ощущения, свое отношение к происходящему, а также организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Заключение

Итак, обучение деятельности – это

  • учить ученика ставить перед собой цель
  • делать учение мотивированным
  • находить пути и средства ее осуществления
  • помочь ребенку сформировать у себя навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Чтобы этого добиться, необходимо личностное включение школьника в процесс.когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Еще древнегреческий философ Сократ писал:

«Научиться играть на флейте можно только играя самому».

    При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроке, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

Список литературы:

1).   Л.Г.Петросян Теория и практика построения непрерывного образования», М.: УМЦ «Школа 2000», 2001 г.

2).   Л. Г. Петерсон «Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования», М.: УМЦ «Школа – 2000», 2004г.

3).   В. Н.Полякова «Образовательные технологии», журнал «Завуч», № 5, 2005 г.

4).   Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Методическая разработка на тему:"КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА."

основной целью обучения иностранного языка в школе является «развитие личности школьника, способной участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке»...

Выступление на методическом объединении на тему: «Проблемный подход к обучению школьников в свете внедрения ФГОС»

Статья отражает принципы технологии проблемного обучения. Даёт рекомендации ( из опыта работы) по подготовке , проведению  проблемно- диалогических уроков и их анализу....

Методическая разработка "Технология личностно - ориентированного подхода в обучении"

Данная методическая разработка может быть полезна начинающему учителю, который знакомится с новыми образовательными технологиями. В ней раскрыта сущность личностно ориентированного подхода в образован...

Методический семинар по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Материал содержит опыт работы в данном направлении с использованием  различных приемов, методов, технологий, направленных на развитие познавательной активности школьников, поддержание интереса к ...

Презентация к методическому семинару по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Презентация содержит представление опыта на слайдах, включает фото, диаграммы, таблицы....

Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)

Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...