Методический семинар по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Горюшко Людмила Александровна

Материал содержит опыт работы в данном направлении с использованием  различных приемов, методов, технологий, направленных на развитие познавательной активности школьников, поддержание интереса к изучению предмета и повышение эффективности обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Методический семинар по теме

«Творческий подход в

 обучении иностранному языку»

из опыта работы

Горюшко Людмилы Александровны,

учителя английского языка

МОУ СОШ № 3 с. Прасковея

Буденновского района

2017 год

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона,

создает интересные примеры нестандартных форм обучения...

                                                                                                                Аврелий Августин

В настоящее время большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, внимание методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, а,   следовательно, и повышение качества обучения. Возникает необходимость выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Мой собственный опыт в работе и исследования педагогов-новаторов показывают, что именно креативные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению, обеспечивают связи учебного материала с жизненными ситуациями, способствуют развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. В школах должен происходить постоянный поиск с целью найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и, в то же время, эффективными.

Итак, актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что для организации благоприятного климата, ориентирующего на познавательную деятельность, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулом школьников к работе, а также необходимостью проведения занятий нетрадиционной формы для повышения эффективности деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях повышения мотивации и эффективности познавательной активности учащихся, языковому и речевому развитию учащихся, а также развитию индивидуальных особенностей учащихся.

Цель  исследования: изучение творческого подхода в обучении иностранному языку. Выявление таких форм обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, интерес к изучению английского языка, формируют познавательную активность и поддерживают мотивацию к учебе.

Задачи  исследования:

1. Определить  роль творческой деятельности  в обучении иностранному языку.

2. Изучить  суть, типологию и структуру нетрадиционного урока.

3. Определить  значение творческого подхода  в обучении школьников иностранному  языку.

Объектом исследования является нетрадиционная форма урока как средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся.

Предметом исследования выступают особенности нетрадиционных форм, методов и приемов урока при обучении иностранному языку.

Ожидаемые результаты проведения креативных уроков в учебно – педагогическом процессе заключаются в следующих позициях:

  • Развитие интеллектуальной и творческой способности учащихся с учетом индивидуального подхода;
  • Совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • Стимулирование и мотивация развития способности ученика;
  • Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
  • Регулярные публикации в средствах массовой информации;
  • Наличие победителей конкурсов разного уровня;
  • Повышение качества обученности и отсутствие неуспевающих.

В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы, что до тебя существовало, но по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Учитель постоянно должен находиться в творческом поиске. Именно творческая  деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных  школ широкие возможности для  проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в развитии и формировании творческого потенциала личности. Творческий подход к овладению иностранным языком стимулирует дальнейшее познание мира и духовных ценностей народов других стран, их психологии, образа жизни. 

На мой взгляд, привить любовь к изучению иностранного языка можно с помощью нетрадиционных форм урока. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке и, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

а) осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

б) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

в) предусматривается максимальное участие в уроке всех учащихся без исключения и минимальное участие на уроке учителя.

 Высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:

  • урок – игра;
  • урок – экскурсия;
  • урок – презентация;
  • урок – путешествие;
  • урок – праздник;
  • урок – спектакль;
  • интегрированный урок;

На протяжении нескольких лет я практикую нетрадиционные  уроки в форме соревнований и игр. Это – конкурсы, турниры, эстафеты (лингвистические бои), КВН, деловые  игры: «Сто к одному», «Брейн – ринг», «Звездный час», «Счастливый случай». Стараюсь необычно подходить к формулировке названия уроков, и у меня получается нетрадиционно организованный урок под названием: «Урок мудрости», «Следствие ведут знатоки», «Живая газета», «Добро пожаловать в литературную гостиную». Подобные уроки вызывают у учащихся неподдельный интерес, они с удовольствием вовлекаются в различные виды деятельности. Дух соперничества и желание победить всегда одерживает верх над боязнью сделать ошибку в речи, и даже самые неактивные ученики стараются быть полезными в своей команде. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой, желание не подвести, не отстать от одноклассников, и, конечно, способствуют развитию коммуникативных навыков англоязычной речи.

Другие виды нестандартных уроков, применяемые мной на практике, являются: урок – праздник, урок – спектакль. Они, как правило, являются весьма интересной и плодотворной формой работы, требуют особой подготовки и проводятся традиционно на неделе английского языка. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. При подготовке спектакля также работает весь состав класса. Помимо основных героев, назначаются режиссеры, гримеры, ответственные за декорации и костюмы. И, немаловажно, что все учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. В нашей школе часто проходят костюмированные праздники: «Рождество в Англии», «День Святого Валентина», ребята также с удовольствием разыгрывают сказки на английском языке: «Теремок», «Репка», «Три поросенка» и др.

Так как в наше время, все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Здесь имеет место быть урок – путешествие, к которому я часто обращаюсь при знакомстве с какой-либо страной, либо конкретным местом на карте. Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремлюсь развивать у учащихся познавательные потребности путем такого нетрадиционного проведения урока. 

Еще одна форма нетрадиционного урока, которая воплощает в себе творчество учеников – проектная деятельность. Мы начинаем делать проекты уже в начальной школе. Поначалу эта работа не обходится без помощи родителей, хотя состоит из одного или двух слайдов: «Моя любимая еда», «Мой питомец», «Мой дом». Затем, взрослея, ребята легко справляются сами, объединяясь в микро-группы, создают проекты по самым различным темам: «Музыка в моей жизни», «Мои права и обязанности», «Истории из прошлого» и многие другие. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Все выше перечисленные мною формы деятельности я активно использую и во внеурочной работе. С удовольствием преподаю британский курс по изучению английского языка на начальной ступени  для первоклассников: «Веселый английский с Куки», где авторы учебного пособия постарались воплотить разнообразные методы, формы, приемы для успешного усвоения материала: яркие постеры, флэш-карты, забавные мультфильмы с Куки в главной роли,  CD игры. На занятиях мы не только слушаем аудиозаписи, смотрим видео, играем, а также стараемся отобразить увиденное в нашей творческой мастерской с помощью кисти, красок, пластилина.

В заключении хочу заметить, что использование эффективных форм и методов нетрадиционных уроков дает положительные результаты в изучении моего предмета. На протяжении многих лет отсутствуют неуспевающие учащиеся, прослеживается стабильность  качества знаний, ребята с удовольствием участвуют в школьных и дистанционных олимпиадах по предмету, становятся победителями и занимают призовые места, а ученики, выбравшие английский язык для сдачи в форме ОГЭ имеют высокие результаты.

Итак, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий.

Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. Следовательно, творческий подход в обучении школьников иностранному языку играет неотъемлемую роль.                                                                                                                                                                              
        Меня по жизни ведут слова известного педагога-новатора Ш.А. Амонашвили: «Твори, если можешь, а не можешь, повтори то хорошее, что есть у других».

Список использованной литературы.

  1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. – М.: Астрель: ФСИ – 2004.
  2. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.
  3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М., 2004.
  4. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104 с.
  5. Левитан, К.М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып 2. 89-91 с.
  6. Соловова Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ. // Первое сентября, 17, 2005.
  7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций //Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. http//www.eidos.ru/journal/2005/1212.m/htm.
  8. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методические пособие -М.: АПКиПРО, 2006.
  9. Кузьминов, Я.И., Любимов, Л.Л., Ларионова М.В. Европейский опыт формирования общего понимания компетентностного подхода. //www/nnmama.ru/.
  10. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991.
  11.  Словарь иностранных слов, 1979. с.56
  12.  Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с. 2009, с. 102.
  13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе/Москва. Просвещение 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

методический семинар " Песня, как один из методов обучению иностранного языка".

Представление методического опыта на конкурс " Учитель года 2016"...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Презентация к методическому семинару по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Презентация содержит представление опыта на слайдах, включает фото, диаграммы, таблицы....

Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)

Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....