Рабочая программа 5 класс биология. Линейный курс (В.В.Пасечник).
рабочая программа по биологии (5 класс)

Сорокина Олеся Алексеевна

Рабочая программа 5 класс биология. Линейный курс (В.В.Пасечник).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:

- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества;

- интереса к самопознанию;

- к творческой деятельности;

- готовности к саморазвитию и самообразованию;

- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде;

- освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом;

-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и  участия в профориентационной деятельности;

-сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).

Метапредметные

Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

  1. познавательными универсальными учебными действиями:

- переводить практическую задачу в учебную;

-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;

-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;  умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;

-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;  

-умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;  

-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

-умение распознавать ложные и истинные утверждения;

-умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

-умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

2) овладение навыками работы с информацией:

-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);

- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;

-сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;

-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;

-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями;

3) овладение регулятивными действиями:

-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;

-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

-овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:

-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

-владение умениями участия в учебном диалоге  — следить за  соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;

-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;

-умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Предметные:

Первый год обучения.

 Учащиеся должны:  

  • перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и
  • энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность);
  • по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни;
  • по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;
  • перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);
  • называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология,   бактериология, физиология, протистология);  
  • описывать значение биологии для повседневной жизни;
  • перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент);
  • приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;
  • различать приборы и лабораторное оборудование;
  • называть и показывать части светового микроскопа;
  • описывать принцип работы светового микроскопа;
  • настраивать микроскоп для работы;
  • соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;
  • называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);
  • приводить примеры клеток;
  •  указывать, что новые клетки появляются в результате деления;
  • называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот);
  • называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);
  • называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);
  • описывать главные функции органических веществ клетки;
  • указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;
  • описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);
  • различать формы клетки бактерий;  
  • описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;
  • приводить примеры бактерий;
  • описывать значение бактерий в природе и жизни человека.  
  • называть принцип строения тела гриба;
  • приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;
  • описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
  • приводить примеры грибов;  
  • описывать значение грибов в природе и жизни человека;
  • описывать особенности строения клетки растений;
  • по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»;
  • описывать особенности проявления признаков жизни у растений;
  • описывать значение растений в природе и жизни человека;
  • описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших;  различать простейших на иллюстрациях;  
  • описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека;
  • описывать общий план строения тела позвоночных животных;  перечислять основные группы позвоночных животных;
  • называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;
  • приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;
  • различать представителей основных групп беспозвоночных животных;
  • описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
  • описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;
  • перечислять основные группы беспозвоночных животных;
  • называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;
  • приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;
  • различать представителей основных групп позвоночных животных;
  • описывать особенности проявления признаков жизни у животных;
  • описывать значение животных в природе и жизни человека.
  • перечислять среды жизни организмов;
  • называть особенности условий каждой из сред жизни;
  • приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;
  • различать приспособления животных к различным условиям среды;
  • перечислять основные природные зоны Земли;
  • называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;
  • описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;
  • называть основные экологические проблемы современности;
  • описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;
  • приводить примеры видов, уничтоженных человеком;
  • приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;
  • описывать значение биоразнообразия.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание программы 5 класс

Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология  — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм  — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в  природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и  др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие  — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование 5 класс

Раздел/тема

Кол-во часов

1

Введение в биологию

7

2

Строение и многообразие живых организмов

14

3

Организм и среда

13

4

Обобщение пройденного за год

1

Итого:

35

Поурочно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Дата

Введение в биологию (7ч)

1

Введение в биологию.

1

текущий

Определяют роль биологии

 среди наук.

2

Живая и неживая природа - единое целое

1

текущий

Объяснять, чем живое отличается от неживого.

  отличается    

 отличается отлияается от неживого

3

Биология-система наук о живой природе

1

текущий

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей

4

Методы исследования в биологии

1

текущий

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

5

Измерения в биологических исследованиях.

Лабораторная работа№ 1.  «Измерение объектов».

1

текущий

Объяснять какие методы исследования и единицы  измерения, применяются в биологии.

6

Описание результатов исследований

1

текущий

Определяют понятия  «описательный метод», «таблица», «схема», «диаграмма», «график», «анализ»

7

Эксперимент в биологии

1

текущий

Объяснять особенности  биологического эксперимента.

Строение и многообразие живых организмов(14ч.)

8-9

Увеличительные приборы 

Лабораторная работа №2. «Устройство увеличительных приборов»

2

текущий

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

10

Клетка - основная структурная и функциональная единица  живого организма. Строение клетки

1

текущий

Выделяют существенные признаки строения клетки.

11

Разнообразие клеток и их жизнедеятельность

.Лабораторная работа№3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов»

1

текущий

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

12

Организм – единое целое

1

текущий

Определяют понятия «организм», «одноклеточные», «многоклеточные», «неклеточные» .Выделяют  уровни организации.

13

Жизнедеятельность организмов

1

текущий

Объяснять свойства  основных процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение ,  обмен веществ, рост, развитие.

14

Разнообразие организмов

1

текущий

Объяснять  принцип родства и его использование в биологических исследованиях.

15

Царство Бактерии: многообразие и значение

1

текущий

Выделяют существенные признаки бактерий

16-17

Царство Грибы: многообразие и значение

2

текущий

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

18

Царство Растения. Характерные признаки растений

1

текущий

Характеризуют разнообразие и распространение растений.

19

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений

1

текущий

Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Находят информацию о   растения. Красной книги

20

Царство Животные: многообразие и значение

1

текущий

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

21

Охрана животного мира

1

текущий

Находят информацию о   животных . Красной книги

Организм и среда(13ч.)

22

Среды обитания организмов

1

текущий

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

23

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

текущий

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

24-25

Сезонные изменения в жизни организмов.

Экскурсия

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

текущий

Составляют творческий отчёт об весенних  явлениях в жизни растений .Вести  дневник фенологических наблюдений.

26

Природные сообщества

1

текущий

 Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

27

Взаимосвязи организмов в сообществе

1

текущий

Определять понятие «пищевая цепь».  Различать понятия «продуценты»,»  «консументы», «редуценты».

28

Сообщества, создаваемые человеком

1

текущий

Сравнивать естественные и искусственные экосистемы.

29

Экосистемы природных зон Земли.

1

текущий

Определять понятие «природная зона», «широтная зональность», « высотная поясность».

30

Природные зоны России

1

текущий

 Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

31

Хозяйственная деятельность человека в природе

1

текущий

Характеризуют понятия :

-Хозяйственная деятельность.

-Сельское хозяйство.

-Лесное хозяйство.

-Рыбное хозяйство

32

Охрана природы.  Особо охраняемые природные территории.

1

текущий

Объяснять для чего создаются особо охраняемые природные территории

33

Планета Земля - наш общий дом.

1

текущий

 Объяснять роль человека в биосфере.

34

Обобщение пройденного по теме: «Организм и среда»

1

Тематический контроль

35

Подведение итогов за год. Летние задания.

2

Тематический контроль

ИТОГО

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7  классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...

Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника

Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....

Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник

Рабочие программы  предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по биологии 6 кл - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В.Пасечника Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник / М.: Др...

рабочая программа по биологии для 8 кл по Пасечнику

8 класс «Человек и его здоровье»(68 ч/год, 2 ч в неделю)...