Рабочая программа 5 класс биология. Линейный курс (В.В.Пасечник).
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа 5 класс биология. Линейный курс (В.В.Пасечник).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_klass.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:
- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;
- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества;
- интереса к самопознанию;
- к творческой деятельности;
- готовности к саморазвитию и самообразованию;
- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде;
- освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности;
-сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);
5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
- познавательными универсальными учебными действиями:
- переводить практическую задачу в учебную;
-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;
-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
-умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;
-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-умение распознавать ложные и истинные утверждения;
-умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
-умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2) овладение навыками работы с информацией:
-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);
- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;
-сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;
-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями;
3) овладение регулятивными действиями:
-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
-овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;
-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:
-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
-владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
-умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
Предметные:
Первый год обучения.
Учащиеся должны:
- перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и
- энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность);
- по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни;
- по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;
- перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);
- называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология);
- описывать значение биологии для повседневной жизни;
- перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент);
- приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;
- различать приборы и лабораторное оборудование;
- называть и показывать части светового микроскопа;
- описывать принцип работы светового микроскопа;
- настраивать микроскоп для работы;
- соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;
- называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);
- приводить примеры клеток;
- указывать, что новые клетки появляются в результате деления;
- называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот);
- называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);
- называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);
- описывать главные функции органических веществ клетки;
- указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;
- описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);
- различать формы клетки бактерий;
- описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;
- приводить примеры бактерий;
- описывать значение бактерий в природе и жизни человека.
- называть принцип строения тела гриба;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;
- описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
- приводить примеры грибов;
- описывать значение грибов в природе и жизни человека;
- описывать особенности строения клетки растений;
- по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»;
- описывать особенности проявления признаков жизни у растений;
- описывать значение растений в природе и жизни человека;
- описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях;
- описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека;
- описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные группы позвоночных животных;
- называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;
- приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;
- различать представителей основных групп беспозвоночных животных;
- описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
- описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;
- перечислять основные группы беспозвоночных животных;
- называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;
- приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;
- различать представителей основных групп позвоночных животных;
- описывать особенности проявления признаков жизни у животных;
- описывать значение животных в природе и жизни человека.
- перечислять среды жизни организмов;
- называть особенности условий каждой из сред жизни;
- приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;
- различать приспособления животных к различным условиям среды;
- перечислять основные природные зоны Земли;
- называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;
- описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;
- называть основные экологические проблемы современности;
- описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;
- приводить примеры видов, уничтоженных человеком;
- приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;
- описывать значение биоразнообразия.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы 5 класс
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел/тема | Кол-во часов |
1 | Введение в биологию | 7 |
2 | Строение и многообразие живых организмов | 14 |
3 | Организм и среда | 13 |
4 | Обобщение пройденного за год | 1 |
Итого: | 35 |
Поурочно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Форма контроля | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата |
Введение в биологию (7ч) | |||||
1 | Введение в биологию. | 1 | текущий | Определяют роль биологии среди наук. | |
2 | Живая и неживая природа - единое целое | 1 | текущий | Объяснять, чем живое отличается от неживого. отличается отличается отлияается от неживого | |
3 | Биология-система наук о живой природе | 1 | текущий | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | |
4 | Методы исследования в биологии | 1 | текущий | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | |
5 | Измерения в биологических исследованиях. Лабораторная работа№ 1. «Измерение объектов». | 1 | текущий | Объяснять какие методы исследования и единицы измерения, применяются в биологии. | |
6 | Описание результатов исследований | 1 | текущий | Определяют понятия «описательный метод», «таблица», «схема», «диаграмма», «график», «анализ» | |
7 | Эксперимент в биологии | 1 | текущий | Объяснять особенности биологического эксперимента. | |
Строение и многообразие живых организмов(14ч.) | |||||
8-9 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №2. «Устройство увеличительных приборов» | 2 | текущий | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | |
10 | Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки | 1 | текущий | Выделяют существенные признаки строения клетки. | |
11 | Разнообразие клеток и их жизнедеятельность .Лабораторная работа№3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов» | 1 | текущий | Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. | |
12 | Организм – единое целое | 1 | текущий | Определяют понятия «организм», «одноклеточные», «многоклеточные», «неклеточные» .Выделяют уровни организации. | |
13 | Жизнедеятельность организмов | 1 | текущий | Объяснять свойства основных процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение , обмен веществ, рост, развитие. | |
14 | Разнообразие организмов | 1 | текущий | Объяснять принцип родства и его использование в биологических исследованиях. | |
15 | Царство Бактерии: многообразие и значение | 1 | текущий | Выделяют существенные признаки бактерий | |
16-17 | Царство Грибы: многообразие и значение | 2 | текущий | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | |
18 | Царство Растения. Характерные признаки растений | 1 | текущий | Характеризуют разнообразие и распространение растений. | |
19 | Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений | 1 | текущий | Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Находят информацию о растения. Красной книги | |
20 | Царство Животные: многообразие и значение | 1 | текущий | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных | |
21 | Охрана животного мира | 1 | текущий | Находят информацию о животных . Красной книги | |
Организм и среда(13ч.) | |||||
22 | Среды обитания организмов | 1 | текущий | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | |
23 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | текущий | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | |
24-25 | Сезонные изменения в жизни организмов. Экскурсия Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | 1 | текущий | Составляют творческий отчёт об весенних явлениях в жизни растений .Вести дневник фенологических наблюдений. | |
26 | Природные сообщества | 1 | текущий | Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. | |
27 | Взаимосвязи организмов в сообществе | 1 | текущий | Определять понятие «пищевая цепь». Различать понятия «продуценты»,» «консументы», «редуценты». | |
28 | Сообщества, создаваемые человеком | 1 | текущий | Сравнивать естественные и искусственные экосистемы. | |
29 | Экосистемы природных зон Земли. | 1 | текущий | Определять понятие «природная зона», «широтная зональность», « высотная поясность». | |
30 | Природные зоны России | 1 | текущий | Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством | |
31 | Хозяйственная деятельность человека в природе | 1 | текущий | Характеризуют понятия : -Хозяйственная деятельность. -Сельское хозяйство. -Лесное хозяйство. -Рыбное хозяйство | |
32 | Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. | 1 | текущий | Объяснять для чего создаются особо охраняемые природные территории | |
33 | Планета Земля - наш общий дом. | 1 | текущий | Объяснять роль человека в биосфере. | |
34 | Обобщение пройденного по теме: «Организм и среда» | 1 | Тематический контроль | ||
35 | Подведение итогов за год. Летние задания. | 2 | Тематический контроль | ||
ИТОГО | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...
Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7 классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...
Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника
Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....
Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник
Рабочие программы предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по биологии 6 кл - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В.Пасечника Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник / М.: Др...
рабочая программа по биологии для 8 кл по Пасечнику
8 класс «Человек и его здоровье»(68 ч/год, 2 ч в неделю)...