Специальные коррекционные школы VIII вида как одна из моделей эффективной социализации детей с ОВЗ.
статья по биологии

Осколкова Людмила Александровна
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальные коррекционные школы VIII вида как одна из моделей эффективной социализации детей с ОВЗ.

Осколкова Л.А.

учитель естествознания

ГБОУ С(К)ОШИ № 2.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации .[1]  

Право родителей, выбирать школу, закреплено в положениях действующего российского законодательства, начиная с Конституции Российской Федерации. Главным документом, определяющим организацию образования в России, является Закон РФ «Об образовании», который определяет принципы государственной политики, устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников. [2]   Государство обеспечивает гражданам право на образование, причем получение общего образования является обязательным, в связи с чем на родителей (законных представителей) возлагается обязанность обеспечить получение этого образования детьми. В свою очередь родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. Международные документы, принятые и ратифицированные государственными органами власти Российской Федерации, также провозглашают право каждого человека на образование.[3]   запрещают дискриминацию в сфере образования (Конвенция ЮНЕСКО – 1969г.) и говорят не только о равном доступе инвалидов к образованию, но и о равном доступе в системе общего образования (Стандартные правила ООН), а также закрепляют руководящий принцип политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, который заключается в том, что «обычные школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности» и «создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей»… Однако, пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Сегодня далеко не все участники образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги, готовы принять в свое сообщество ребенка с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации, и особенно это касается детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. На сегодняшний день еще не отработана система и механизм включения в массовую образовательную среду детей с нарушением интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Эта неготовность имеет психологическую, морально – этическую, да и материально – техническую основу. При этом и сами родители таких детей предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

Между тем, в нашей стране создана великолепная система коррекционной педагогики. Она включает в себя подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, а главное — профессию. Разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т.д.

Специальные (коррекционные) образовательные школы VIII вида  являются одним из звеньев общей системы образования. Контингент учащихся таких школ характеризуется сложной структурой дефекта, сочетанные формы олигофрении, отягощаются множественными хроническими сопутствующими заболеваниями.

Содержание программы, темп обучения,   используемые приемы и методы работы в массовых школах не всегда соответствуют возможностям ученика с ОВЗ. Ребенок оказывается лишенным систематической логопедической помощи, занятиям по социально-бытовой ориентировке, ритмике, трудовой подготовке, необходимых ему для социальной адаптации. Его пребывание в среде нормально развивающихся сверстников и не подготовленных в дефектологическом плане учителей, часто оказывается резко дискомфортным. Это приводит к девиантному поведения, нервным срывам, формирует стойкое отрицательное отношение к школе. В условиях коррекционной школы, благодаря психологической и практической службам школы, происходит коррекция поведения, коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся, среда в которой находятся дети благоприятно влияет на их адаптацию в социум. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и социализации осуществляется специалистами школы: психологами, дефектологами, логопедами, социальный педагогом, медицинскими работниками.

Одним из приоритетов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является вовлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями и внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан.[6]  И надо не забывать о том, что в специальных коррекционных школах учащиеся получают профильное трудовое образование, а после окончания школы продолжают образования в лицеях и трудоустраиваются, получив образование.С каждым годом увеличивается число учащихся в нашей школе - это именно те дети, которым сложно адаптироваться в общеобразовательных школах.

Литература:

1.Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.

2.Закон РФ «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка – 1989г.

4. Конвенция ЮНЕСКО – 1969г.

5. Стандартные правила ООН

6.Пункт 52 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2444.

7.Жаворонков Р. Н.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2012 г.

8.Алехина С. В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции М.: МГППУ, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

 Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цель социального взаимодействия:  всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечени...

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

В данной статье приведены эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов п...