Экологическое воспитание школьников
материал по биологии

Осколкова Людмила Александровна

Введение Основная часть 1. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. 2. О содержании экологического образования в начальной школе. 3. Общение с природой - как средство экологического воспитания школьников. Заключение Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_referat.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа - интернат

 №2 VIII вида

Тема доклада:

«Экологическое воспитание школьников».

Выполнила: Осколкова Л.А.,

учитель естествознания

2016 год

Введение

      Основная часть

  1. Начало экологической культуры: возможности  ребенка, идущего в

           школу.

  1. О содержании экологического образования в начальной школе.
  2. Общение с природой - как средство экологического воспитания школьников.

       Заключение

       Приложение

 

Введение

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Уровень экологической культуры во многом определяется
качеством экологического образования и воспитания. Состояние же
образования молодежи в области окружающей среды в нашей
стране пока не соответствует международным требованиям, что
вызывает серьезную озабоченность и тревогу общества. В решении
задач экологического воспитания подрастающего поколения в
настоящее время включаются образовательные учреждения разных
уровней, начиная с детского сада, что позволяет осуществлять
непрерывное     экологическое     образование.        Предпосылками

правовой базы для формирования непрерывного экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.), в XI разделе которого «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Теоретические основы экологического образования определены в исследованиях И.Д. Зверова, А.Н. Захлебного, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной (концепция и программа деятельности школы по экологическому образованию). Д.Н. Ковтарадзе, В.Г. Брудного (основы экологического мировоззрения как задача народного образования) и мн. других ученых.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников нашли отражение в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е. Тихоновой и др. авторов.

В эпоху ускорения темпов научно - технического прогресса, быстрого роста производительных сил проявляется все возрастающее антропогенное воздействие на природную среду. При этом неизменно возросли возможности как положительного, так и пагубного влияния на природу даже одного, отдельно взятого человека. Кому не известно, какой вред лесу приносят пожары, вызванные неосторожным обращением случайного прохожего или туриста с огнем ? Так не редки случаи, когда иные «любители» природы начисто вырывают цветы, обламывают кусты черемухи, из-за березового сока губят рощи ?

Проблема охраны природы имеет ряд аспектов: естественно -научный, идеологический, экономический, юридический, оздоровительно - гигиенический; нравственно - эстетический и научно - познавательный.

При этом особенно большое значение приобретают вопросы экологического воспитания - целенаправленного формирования у подрастающего поколения сознательного, бережного отношения к природе, высокой экологической культуры.

Необходимо, прежде всего, вооружить учащихся знаниями научных основ природопользования и практических умений и навыков по охране природной среды. Важно сформировать у молодежи социально - ценные потребности и мотивы, побуждающие к активной работе по охране окружающей среды, стремления к общению с природой, к познанию ее тайн, способности испытывать глубокие нравственные и эстетические чувства при этом.

Одна из задач экологического воспитания - познакомить учащихся с проблемами природопользования в своем крае, привлечь их к практической деятельности по охране природы. Далеко не каждый ученик принимает участие в мероприятиях по охране природы - в озеленении населенных пунктов, изготовлении гнездовий, охране памятников природы и других подобного рода работах.

Тревожит развитие потребительского отношения у детей к природе.

Вот почему давно назрела необходимость планомерной и системной работы школы, семьи и всей общественности по экологическому воспитанию молодого поколения.

I.   Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу

В решении экологических проблем страны важное место занимает формирование экологической культуры у населения, начало становления которой падает на первые семь лет.

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой.

с.Поиск путей решения актуальной задачи требует социального рассмотрения       вопросов,       содержания       воспитательной образовательной работы с детьми.

Экология -        это      раздел      биологии,      изучающий

взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ: биотические (растения, животные, микроорганизмы, которые так или иначе оказывают влияние на существование организма), абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха и пр.) и антропогенные (воздействие человека на природу).

Таким образом, среду обитания любого живого существа составляет все то, что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, возможность выживания и размножения.

Факторы среды действуют на организм в неразрывной связи друг с другом. Именно поэтому центральным в экологии является понятие геобиоценоза (экосистемы), которое отражает связь компонентов природного сообщества.

Одним из глобальных экологических факторов является деятельность человека в природе, которая имеет двухстороннее значение: она влияет на условия жизни растений и животных, изменяет состояние экологической обстановки, в которой живую люди. Зависимость прямая: чем больше разрушается и гибнет биоцинозов, тем хуже становится физическая среда для жизни человека.

Таким образом, стержнем экологической науки являются различного типа связи и зависимости, существующие в едином комплексе   «природа  -   общество».   Этот   стержень   становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей уже на этапе дошкольного детства. Конечно же, детям дошкольного возраста трудно понять и осмыслить сведения о грандиозном масштабе деятельности человека в природе. Да это им и не нужно ! В этом должны быть осведомлены взрослые, их воспитывающие. Тем не менее в микроокружении дошкольника взрослые люди очень часто выступают в роли средообразующего фактора по отношению к растениям и животным, находящимся под их опекой.

Особо важное значение приобретает показ дошкольникам конкретных фактов воздействия человека на природу: усвоение систематизированных знаний и применение их в практической повседневной деятельности станет основой формирования у детей правильного отношения к ближайшему природному окружению, что и будет началом становления экологической культуры.

Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе?

Практика дошкольного воспитания показывает: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Так же исследования показывают, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага, свет, тепло, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явления приспособленности диких животных к среде обитания. Труд детей в уголке природы и на участке, забота воспитателей о животных и растениях, поселившихся в детском саду.

Стержнем экологического воспитания является процесс формирования у дошкольников представлений о различных взаимосвязях в природе: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий людей. Следует отметить, что формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. В младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать единичные связи.

При последовательной и систематической работе в старшем дошкольном возрасте, дети могут понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда факторов (например, растению, кроме воды, нужно тепло, свет, питательная почва; рыбы в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей, грязной воде, без света, растений, корма и т.д.). Дети, которые регулярно ухаживают и наблюдают за растущем на окне огурцом, за появлением и развитием потомства у канареек, хомяков, могут понять, какие факторы внешней среды обеспечивают хорошее состояние растения (своевременное появление новых листьев, бутонов цветов, огурчиков), относительно быстрые темпы его роста. Дети могут терпеливо ждать выхода из гнезда хомячат, вылета птенцов, эмоционально и осознанно относиться к объяснениям и требованиям воспитателя по поводу необходимости создания особых условий в период появления у животных малышей: спокойной обстановки, проявления повышенной осторожности при уходе, разнообразие кормов, специального корма для малышей и т.д. Совершенно очевидно: выращивание небольшого количества растений и животных способствует появлению у дошкольников особо бережного, заботливого, даже нежного отношения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, практическая готовность прийти на помощь и сделать все необходимое для выживания молодых организмов. На конкретных примерах дети осмысливают средообразующую роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего взаимодействия с объектами природы.

Из области природопользования на уровень дошкольного возраста могут выйти лишь те знания, которые сопряжены с практической деятельностью детей и их повседневными наблюдениями. Например, в практике ребенка - дошкольника хорошо представлено использование воды, бумаги, изделий из дерева (игрушки, мебель, предметы). Поэтому не только допустимы, но и целесообразны беседы со старшими дошкольниками о бережном отношении к воде, бумаге, дереву материалам и их экономичном расходовании. Начало экологической культуры, рассматривается как становление у детей осознанного и правильного отношения к объектам природы, составляющим их непосредственное окружение, в большой степени зависит от экологической грамотности и педагогического мастерства взрослых, воспитывающих дошкольников.

Содержательным стрежнем наблюдения всегда является взаимосвязь живого организма со средой обитания. С наблюдением связана экологически грамотная организация зоны природы в детском    саду,    фиксация    явлений    в    календарях    природы, организация труда детей, проведение прогулок, экскурсий, походов.

Новым видом деятельности, при этом имеющим общественную значимость, является проведение силами дошкольного учреждения (взрослых вместе с детьми) некоторых акций, направленных в защиту окружающей среды. В одном из детских садов г. Москвы была осуществлена акция «Зеленая елочка - живая иголочка», цель которой - сбережение еловых насаждений. Этот опыт показывает возможность и целесообразность проведения подобного рода мероприятий: нет сомнения, они позволяют затронуть чувства и сознание людей, втянуть в практическую деятельность педагогический коллектив дошкольного учреждения, детей и их родителей, население близлежащей территории.

И так, возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велики, их реализация целиком связаны с содержанием и методами экологического воспитания детей.

2. О содержании экологического образования в начальной школе

В период перехода на новые учебные планы и программы, осуществляемого в нашей стране, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становление и формирование ответственного отношения к ней.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников.

В отечественной педагогике еще на рубеже XIX - XX столетий возникла идея создания интегрированного курса по ознакомлению младших школьников с природным окружением, что связано с именами А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, А.П. Павлова, они настаивали на введение в начальную школу неразделенного курса об окружающем неорганическом и органическом мире.

В основу построения современных отечественных курсов с экологической направленностью должны лежать следующие целевые установки:

-        формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

-        воспитание эстетического и нравственного  отношения к
среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в
соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Разработка новых учебных курсов должна проводиться с учетом отражения в них всех аспектов содержания образования: научно - познавательного, ценностного, нормативного, практически-деятельностного.

Научно - познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с унитарно -практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижала их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.

Нормативный аспект содержания образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основы экологической культуры, как и любые другие, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Практически - деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом воспитании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей необходимо учить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и человеком), где живут, какое влияние на них оказывает человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно - гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека (сахарная свекла - сахар; деревья - древесина, предметы из древесины; глина - кирпич - дома и т.д.), со средой населенных мест, что позволяет показать роль труда в преобразовании природного    окружения,    как    с    положительной,    так    и    с отрицательной сторон, и на основании этого наметить путь гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно не
знают        достаточно        глубоко        промышленного        и

сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды. Отдельные элементы таких знаний должны иметь место в содержании программ.

Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в городе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье детей (шум, выделение вредных газов, травматизм); при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей: при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите и т.п. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха, городской среды, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качество, важные для жизни организмов, в том числе и человека.

Таким образом, в содержании экологического воспитания в начальной школе могут быть прослежены несколько содержательных линий:

  • человек - природное существо и член общества;

- многообразие природного и социо-культурного окружения  человека;

- экологические    взаимодействия    живых    организмов    с окружающей средой;

- труд и поведение человека в окружающей среде.

3. Общение с природой - как средство

экологического образования школьников

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой. Речка и берег, моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины.

Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу своей родной природы - одна из важных задач сегодняшнего дня в выполнении приумножения природных богатств.

Пропаганда экологических знаний становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания в детских садах, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом», овладевать знаниями о нашем «доме» необходимо начинать с самого детства. Хозяйское, рачительное использование естественных ресурсов, забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, о растительном и животном мире - все это наше кровное дело. Мы должны научить сохранить и украсить нашу землю для нынешних и будущих поколений людей.

"Бурятия богата лесами. Невозможно не любить свой край, его неповторимую природу, которая является не только объектом восхищения, источником радости и вдохновения, творческих сил и здоровья, но и огромной важности природным ресурсам -источником богатства нашей Родины.

На территории нашей республики имеются уникальные заповедники и «жемчужина» нашей республики - Байкал. Охранять природу Байкала - значит охранять и его берега, природу всей Байкальской впадины, весь водосборный бассейн. Байкал дарит нам великую радость и огромное наслаждение. Он обладает замечательным свойством - чем больше сближаешься с ним, чем глубже познаешь его природу, тем заманчивее он становится и тем яснее понимаешь, что он совершенно уникален и чарующе неповторим.

В нашей школе - интернате № 2 сложилась практика проведения экскурсий в природу. При изучении природоведения многие разделы программы изучить без них невозможно. Можно ли сформировать у детей осознание знания, например о лесе без непосредственных выходов в природу? Нет! Сколько бы учитель ни говорил о нем, показывая рисунки и картины, он не может создать у учащихся правильных и точных представлений. Только после того, как ученик побывает в лесу, пронаблюдает за деревьями, кустарниками, травами, прочувствует свежесть, чистоту, аромат лесного воздуха - только тогда он запомнит лес. Поэтому - осенью, зимой и весной водим детей на экскурсии, даем им возможность увидеть красоту природы. Во время экскурсий учим детей различать деревья, кустарники и травы, а также лиственные и хвойные деревья. По рисункам и заданиям учебника учащиеся   уже   получили   некоторые   представления   об   этих растениях.

Во время экскурсии дети на практике учатся отличать деревья от кустарников и трав. Для этого проводится игра. Раздаю детям опавшие листья разных деревьев, по сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву. Угадывание предмета по их признакам проводятся и в классе.

При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу охраны природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

*В 4 классе ребята уже более сознательны, они не ломают деревья, не стреляют из рогаток в птиц (если есть такие, то это исключение).

В беседах с детьми говорю, что природу надо охранять. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. И каждый из вас многое может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира, если поможем стрекозе, станем на защиту ландыша или кувшинки.

После проведения экскурсии появилась мысль более целенаправленно формировать экологическое воспитание учащихся начальных классов. Мы оформили на стене страницу Красной книги. Это те растения и животные, которые находятся под охраной нашего государства, занесены в Красную книгу. Изучив каждый вид подробно, дети будут знать , как выглядят эти растения и животные, где они обитают, каковы их отличительные особенности и чем важны и интересны этот вид для человека. Показываю и рассказываю детям подробнее о Красной книге, образно сравнив ее с красным сигналом светофора - сигналом, оповещающим об опасности, требующим предельного внимания и осторожности в данной ситуации. Опасность эта не только для растений и животных. Это прежде всего сигнал об опасной ситуации человека, поскольку он в своей жизни неразрывно связан с растительным миром.

На лето детям даются задания по возможности увидеть в природе названные растения, каждый учащийся потом рассказывает о выбранном им виде на «Празднике цветов».

Свое отношение к природе дети выражают в сочинениях и рисунках, любовно изображая различные растения и животных, диковинных птиц и желтое солнце с удивительными лучами. У нас в интернате традиционная форма трудовой деятельности учащихся, в процессе которой формируется ответственность отношения к природе. В классе много комнатных растений, дети изучают их родословную, запоминают названия, и с увлечением ухаживают за ними.

Практическая работа - важнейший этап формирования ответственного отношения учащихся к природе. Здесь обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде, происходит становление ответственности как черты личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для осуществления стоящих перед нашей школой задач, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защитить себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной и внеучебной деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями нашего общества.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью культуры молодого человека.

Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе.

Литература

1. «Экологическое и эстетическое воспитание школьников» под ред. Л.П. Печко М. 84

2. Костенков П.П. - «Экологическое воспитание школьников»,

Барнаул, 1990 г.

3. «Начальная школа» 10/2000 г. 12/1999 г.

4. «Воспитание школьников» № 7 - 2000 г. №7-2001 г.

5. «Читаем, учимся, играем» №5-1999г.

6. Моисеев - «Экология и образование» М,96

7. Дерябо С.Д. - «Экологическая педагогика и психология» Ростов-на-Дону, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...