«Комнатные растения»
план-конспект по биологии

Осколкова Людмила Александровна

Пояснительная записка. Система обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида предусматривает проведение внеклассных коррекционных занятий с учащимися. Работа с комнатными растениями оказывает положительное воздействие на исправление недостатков познавательной деятельности. Во время занятий у учащихся формируются умения целенаправленно и планомерно наблюдать, опираясь на разновидность представлять образ будущего растения, ориентироваться на ограниченной площади. Разумеется, учитель может организовать целенаправленное наблюдение, не подкрепляя его практической деятельностью. В подобных случаях перед учеником обычно ставится задача «внимательно рассмотреть, а потом рассказать». Однако для ребенка с интеллектуальной недостаточностью такая ситуация имеет более абстрактный характер, а следовательно и трудно выполнима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассные коррекционные занятия

по биологии

«Комнатные растения»

Учитель биологии: Осколкова Л.А/

Пояснительная записка.

Система обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида предусматривает проведение внеклассных коррекционных занятий с учащимися. Работа с комнатными растениями оказывает положительное воздействие на исправление недостатков познавательной деятельности. Во время занятий  у учащихся формируются умения целенаправленно и планомерно наблюдать, опираясь на разновидность представлять образ будущего растения, ориентироваться на ограниченной площади. Разумеется, учитель может организовать целенаправленное наблюдение, не подкрепляя его практической деятельностью. В подобных случаях перед учеником обычно ставится задача «внимательно рассмотреть, а потом рассказать». Однако для ребенка с интеллектуальной недостаточностью  такая ситуация имеет более абстрактный характер, а следовательно и трудно выполнима.

       В практической же деятельности с выращиванием и уходом за комнатными растениями проверка качества восприятия осуществляется непосредственно по её результатам и поэтому является объективной и убедительной: не только учителю, но и самому ученику понятно, что если работа не получилась, значит, он недостаточно внимательно рассмотрел этапы выполнения работы, детали, расположение, способы и т.д. Таким образом практика направляет и углубляет процесс восприятия, стимулируя ребенка рассматривать этапы работы более внимательно и вдумчиво.

         Работа с комнатными растениями связана с развитием моторики, зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта. Работа с комнатными растениями предполагает оперирование разнообразными  рабочими инструментами (ножницы, секатор, прививочный нож и т.д.), что заставляет школьников подчинять свои движения определенным траекториям, соподчинять действия правой и левой рук, приводить в соответствие работу зрительного анализатора и рук. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при уходе за комнатными растениями.

           Практические действия с мелкими предметами (всевозможные дренажи, компоненты почвы, части растений, семена) обеспечивают ребенку разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие мелкой моторики. Задача обогащения сенсорного опыта, как основного источника знаний об окружающей действительности, остается актуальной на протяжении всего периода обучения. Учителю приходится решать эту задачу на  базе многих учебных предметов, поскольку бедный запас жизненных впечатлений у детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняет их развитие. Коррекционные занятия с использованием комнатных растений как раз предоставляют для этого большие возможности.

    Так выполняя работы с использованием комнатных растений, школьники учатся:

  • анализировать объект, актуализируя при этом  и свой прошлый опыт;
  • устанавливать логическую последовательность отдельных действий;
  • определять приемы работы и инструменты, необходимые для ее выполнения;
  • отчитывать о проделанной работе, определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы.

          В последнее время логопеды, психологи, педагоги, врачи-психотерапевты, психиатры отмечают, что поведение многих детей с нарушением развития характеризуются неуверенностью в себе, робостью. Эти проявления являются следствием заниженной самооценки и низкой мотивацией интеллектуальной и познавательной деятельности.

      Все это свидетельствует о необходимости поиска путей, способствующих как коррекции эмоционально-поведенческих расстройств, так и развитию интеллектуальных и творческих способностей, укреплению адаптационных механизмов личности ребенка.

Работа с использованием комнатного цветоводства:

  • помогает освободиться от внутреннего эмоционального напряжения;
  • учит решать проблемы, возникающие в данный момент, то есть «здесь и теперь»;
  • адаптации ребенка к окружающему миру.

         При проведении занятий обязательным является:

  • создание условий для освоения основных цветов, форм, фактур, величин предметов в процессе действий с ними, соотнесение их по этим признакам;
  • обучение установлению местоположения предметов в пространстве;
  • обучение восприятию и воспроизведению сложных форм;
  • стимулирование развития зрительного внимания;
  • поддержание и развитие интереса к окружающему миру;
  • воспитание у детей желания приносить пользу свои  трудом;
  • создание условий для развития предметной деятельности.

        Уход за комнатными растениями укрепляет здоровье и улучшает самочувствие.  Растения и работа с землей способствует улучшению социальной, образовательной, психологической и физической адаптации.

        Таким образом, совершенствуются тело, разум и дух. Терапия подразумевает различные работы с комнатными растениями, в том числе и продажу выращенных экземпляров. Выращивание растений способствует развитию познавательных  навыков и кругозора, улучшает психологическое состояние, способствует социальной адаптации детей с интеллектуальной недостточностью.

        Развитие познавательных навыков. Выращивание комнатных растений формирует новые умения и навыки, учит концентрировать внимание, развивает самостоятельность.

        Психическое развитие. Так как растения зависят от людей, то уход за ними воспитывает чувство ответственности. Удачи в работе стимулируют творческие способности и укрепляют чувство собственного достоинства, помогают снять чувства агрессивности, гнева, напряжения и стресса.

      Социальная адаптация. Коллективная работа с комнатными растениями помогает научиться находить компромиссы и правильно распределять работу для достижения желаемой цели, усиливает общественные связи и помогает познавать природу.

      Физическая реабилитация.  Работы с комнатными растениями можно рекомендовать для детей, имеющих ограничения движения. Баланс напряжения и расслабления способствую укреплению здоровья учащихся.

       Комнатные растения оказывают огромное положительное влияние на энергетику помещения. Многие растения обладают прекрасной способностью очищать от вредных примесей воздух, повышать содержание кислорода, увлажнять и заряжать положительными ионами. О пользе комнатных растений пишут многие ученые и практики.

      Цветотерапия (хромотерапия). Зеленый цвет растений, цвет жизни, возрождения и успокоения. Он связующий, мирный, пассивный, создает хорошее настроение. Благотворно влияет на соматически ослабленных детей, при воспалении, ослабленном зрении. Действует успокаивающе на средний мозг, ускоряет формирование и рост клеток, способствует регенерации тканей и образованию мышечных волокон, повышает защитные функции организма, успокаивающе действует на психику детей. Активная работа на этом этапе и созданная положительно-мотивационная атмосфера способствует возникновению у учащихся на подсознательном уровне смысловой основы здорового образа жизни, ответственного отношения к себе и к своим обязанностям, что обуславливает его поведение в социуме и является профилактикой девиантного поведения.

        В процессе выполнения заданий в специально подготовленных условиях у учащихся формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности, а активное отношение ребенка к действительности развивает его любознательность.

Таким образом, занятия комнатным цветоводством дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников. При создании благоприятных условий учащиеся овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения.

Коррекционная

 работа

кол-во

часов

Форма

Виды практических работ

Форма

контроля

Коррекция и развитие мыслительных навыков

1ч.

Беседа

Беседа, нацеленная  на пробуждение интереса к комнатному цветоводству.

Тест

Анализ и выделение главного и сравнение

Беседа

Нацеливание учащихся на работу над проектом «Зеленая школа»

Опрос

Развитие мелкой моторики

2ч.

Практическая работа

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

Коррекция и развитие устной и письменной речи учащихся

2ч.

Беседа

Можем ли мы своими руками озеленить коридор в школе

Тест

Коррекция мыслительной деятельности: доказательство, опровержение, умение видеть противоречия

2ч.

Беседа

Обсуждение задач и ресурсов по озеленению кабинета, спален, школьных коридоров

Тест

Развитие самостоятельности

2ч.

Экскурсия

Подбор и обсуждение растений

Опрос

Развитие мелкой моторики

4ч.

Практическая работа

Подбор и составление почвенных смесей

Тест

Развитие мелкой моторики, устной и письменной речи учащихся

2ч.

Практическая работа

Виды дренажа

Опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"

Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями.     Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

«Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»

Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавлива...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...