"Лишайники" конспект урока
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Бахтигареева Фанузя Хусаиновна

Тип урока- комбинированный.

Методы обучения: фронтальная беседа, рассказ, самостоятельная работа с учебником

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii_v_7_klasse_po_teme_lishayniki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 7 класс                Тема «Лишайники»

Цели:

  1. Обучающая – знать особенности строения, питания, приспособления к симбиозу  и практическое значение лишайников;
  2. Развивающая – формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и другими источниками информации;
  3. Воспитательная - воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: фронтальная беседа, проблемная беседа, рассказ, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: таблица «Лишайники», компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 1 минута

  1. Проверка знаний: одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам, выполнение теста, фронтальный опрос. (8  минут)

Тестовое задание проецируется на экране: (работают ученики первого варианта  первого ряда)

  1. Грибы схожи с растениями, так как:

А) способны к фотосинтезу                                                        Б) способны неограниченно расти

В) потребляют готовое органическое вещество                     Г) содержат целлюлозу

  1.  Грибы схожи с животными, так как:

А) неподвижны                                     Б) поглощают воду путем всасывания

В) являются гетеротрофами              В) содержат хитин

3. К трубчатым грибам относятся

А) волнушка                 Б) опенок                   В) рыжик                      Г) подосиновик

4. К пластинчатым грибам относятся

А) белый

Б) сыроежка

В) масленок

Г) подберезовик

5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?

А) трутовик          Б) сыроежка                   В) сморчок                       Г) вешенка

6. Вегетативное тело гриба образует:

А) микоризу                      Б) шляпку                   В) мицелий                Г) ножку

7. Фитофтора относится к классу:

А) несовершенные грибы             Б) оомицеты         В) базидиомицеты   Г) сумчатые грибы

Индивидуальные задания на карточках (работают ученики второго варианта третьего ряда): вписать в таблицу особенности царства грибов

Царство Грибы

Сходство с растениями

Сходство с животными

(фронтальный опрос изученного материала)

-как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (микология),

-к какой группе живых организмов по способу питания относятся грибы? (гетеротрофы),

-из чего состоит вегетативное тело гриба? (из гифов, которые формируют грибницу-мицелий),

- что такое микориза? (симбиоз корней деревьев и нитей грибницы, дается пояснение,  что такое симбиоз),

-что такое базидии? (органы спороношения, при прорастании споры образуется гаплоидный мицелий-грибница),

- как размножаются грибы? (спорами или частями мицелия).

Итог:  1- индивидуальные карточки задания сданы;  на экране таблица с правильными ответами;

Сходство с растениями

Сходство с животными

Неограниченный рост

Гетеротрофный способ питания

Пищу всасывают, а не захватывают

Наличие среди продуктов обмена-мочевины

Неподвижны

Запасной продукт-гликоген

В оболочке клеток имеется углевод хитин

           2 – на экране ответы на тестовое задание - ученики проводят самопроверку и выставляют себе отметки:  одна ошибка –«5», две ошибки – «4», три – «3».

1-Б

2-Б, Г

3-Г

4-Б

5-А

6-В

7-Б

К уроку подготовились хорошо, однако знаем мы о царстве грибов еще очень мало.

В царстве грибов существуют изумительные выдумки природы, которые поражают человека с древнейших времен и до сегодняшнего дня.

III. Изучение нового материала. (25 минут)

Существует библейская легенда о том, как  пророк Моисей водил еврейский народ по пустыне Сахара 40 лет в поисках земли обетованной. Люди, истощенные голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой о пище. Тогда с небес на землю посыпалась масса мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Отсюда и пошло выражение «манна небесная». Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие закончить путь.

Что это могло быть?

Предполагают, что, крупинки, о которых идет речь в легенде, это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки и Азии.

В далекие  времена  эти организмы называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали «хаосом природы». В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много их заинтересовало название лекции. А Тимирязев рассказывал…

Что вы знаете о лишайниках?

Давайте познакомимся с еще одним отделом царства Грибов – лишайники. Что бы вы хотели узнать о лишайниках? (формулируем ключевые вопросы темы)

 Ответим на ключевые вопросы темы:

  • многообразие лишайников;
  • распространение лишайников;
  • строение лишайников;
  • питание лишайников;
  • размножение лишайников;
  • значение лишайников.

 (В тетради – дата. Тема «Лишайники»)

  1. (Рассказ учителя)

Лишайники - изумительная выдумка природы. Как их только не называют: «зеленые разведчики», «отважные первопроходцы», «долгожители Земли», лишайники появились на Земле более 200 млн. лет назад. Впервые о них упоминает один из основоположников ботаники Теофрат, живший еще до нашей эры. Он различал всего лишь два вида лишайников. В то время как Карл Линней в 18 веке различал уже 80 видов этих организмов. А свое русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлением некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи». Латинское название происходит от греческого  (Lichen) и переводится как бородавки. Наука, изучающая лишайники – лихенология (запись в тетрадь).

    Лишайники очень неприхотливы. Растут в самых бесплодных местах, на голых скалах высоко в горах, в тундре, пустыне. В жаркие дни лишайники высыхают и легко крошатся, после дождя вновь оживают. Растут лишайники очень медленно. Ягель вырастает за год всего на 1-3 мм.

(запись в тетради - среда обитания лишайников)

Сегодня лишайников насчитывают 26 тысяч видов, они разнообразны по внешнему виду, форме и окраске. Теперь, я думаю, самое время познакомиться с этими удивительными существами.

(Самостоятельная работа с рисунками и текстом учебника, стр.28)

По форме различают лишайники: (запись в тетрадь)

листоватая

накипная

кустистая

Бородач

Ягель

Кладония

Бацидия

Пармелия

Ксантория настенная

Используя рисунки таблицы и учебника, приведите примеры лишайников каждой формы.

2. (Рассказ учителя) Русские ботаники Фаминцин А.С. и Баранецкий И.Д. открыли, что тело лишайника состоит из двух организмов: гриба и водоросли.

(Самостоятельная работа с текстом учебника). Прочитайте внимательно текст учебника на стр.28-29. выясните строение лишайника, сформулируйте понятие симбиоз применительно к лишайникам. Вывод запишите в тетрадь.

  1. Исходя из строения лишайника, сделайте вывод об особенности питания лишайников (автогетеротрофное).
  2. (Рассказ учителя) Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, во множестве появляющихся внутри их тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.
  3.  (Самостоятельная работа) Работа с учебником (стр.31)  «Значение лишайников в природе и жизни человека». Предложите меры по охране лишайников.

Значение лишайников

В природе

В жизни человека

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

5.

Проверка (проецируется на экране):

Значение лишайников

В природе

В жизни человека

1.Разрушают горные породы

1.Корм для оленей

2.Образуют почву

2. Употребляют в пищу

3.Служат пищей животным

3.получают краску и лакмус

4.Используют в медицине и парфюмерной промышленности

5.Определяют степень загрязнения окружающей среды

Меры по охране лишайников:

-регулируемый выпас оленей;

-упорядоченное движение транспорта.

IV. Закрепление нового материала. (5 минут)

Допишите предложение:

Лишайники - это___________организмы. Они состоят из________ и зеленой_________, которая образует __________вещества. Гриб снабжает _________водой и растворенными в ней __________________веществами.

(текст пишется на доске заранее).

Вывод: лишайник – единый организм, состоящий из грибницы гриба и одноклеточной водоросли, живущих в симбиозе.

  1. Итоги урока. (3 минуты).

VI. Домашнее задание (3 минуты): стр.28-31. Работа с рубрикой «Проверьте свои знания», «Подумайте». Подумайте, сможет ли водоросль лишайника  жить без гриба?  а гриб – без водоросли? Подготовьте сообщение «Лишайники РБ» (1 человек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...