Занятие "Внешние факторы и резервы здоровья"
план-конспект занятия по биологии (8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Методическая разработка занятия "Внешние факторы и резервы здоровья" включает в себя теоретическое обоснование основных биологических терминов: физиологический резерв, переутомление, генетическая предрасположенность, биологический возраст.

Пратическая часть занятия включает в себя тест на определение здорового образа жизни учащихся старших классов, разработанный и рекомендованный к использованию Министерством Просвещения Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_chel._zanyatie_3._rezervy_zdorovya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Внешние факторы и резервы здоровья»

Цель занятия: познакомить обучающихся с основными методами укрепления здоровья человека.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: гигиенический режим труда и отдыха, планирование физической и умственной нагрузки, ритмы жизнедеятельности человека;
  2. формирование навыков работы с информацией;
  3. воспитание интереса к биологическим особенностям организма человека.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. дополнительная литература по теме занятия.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

Для того, чтобы полноценно трудиться, надо полноценно отдыхать. Одним из основных видов отдыха является сон. Сон восстанавливает энергетические запасы нервной системы, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна происходит согласование физиологических, биохимических и обменных процессов. Сон         освежающий, успокаивающий – непременная составляющая часть бодрости и здоровья, высокой профессиональной активности.

        Первый признак переутомления нервной системы – появление сонливости, ощущение постоянной усталости. Даже незначительные нарушения сна у практически здоровых людей резко снижают функциональные возможности организма. Человек все больше ощущает дневные перегрузки, и это отражается на его отдыхе. Возникает замкнутый круг. На нарушения сна жалуются довольно часто. По статистике к специалистам обращается каждый четвертый. Популярность снотворных препаратов не падает, а имеет тенденцию к росту. В то же время, по мнению специалистов, у большинства людей, употребляющих снотворные препараты, нарушения носят психогенный характер и их можно лимитировать простыми средствами, доступными каждой семье. Нарушения сна могут быть не только у взрослых, они наблюдаются и у детей при высоких эмоциональных или учебных нагрузках.

        Сон является естественной потребностью человека, и на сон уходит около трети времени жизни человека. Сколько же времени требуется для сна? Цифра эта для взрослых и детей неодинакова. Английский биоритмолог А. Уэбб в своих исследованиях выяснил, что нормальная продолжительность сна у новорожденного – от 11 до 23 часов. С возрастом эта потребность во сне уменьшается, но колеблется в значительных пределах у разных людей.

        У детей до двух лет время сна может колебаться в пределах 10-12 часов, а у детей от 2 до 4 лет – в пределах5-6 часов, у школьников – 4-6 часов. У 20-30 летних потребность во сне  различается в пределах 2-5 часов. А в 60 лет нормальный сон может продолжаться и 5, и 13 часов. Таким образом, существует индивидуальная норма часов сна. Считается, что если человек спит на свежем воздухе, то продолжительность сна сокращается приблизительно на один час.

        Встречаются люди, которым для сна необходимо совсем мало времени. Петр I на сон тратил не более 5 часов сутки, Т.Эдисон – чуть более 2 часов в сутки, Наполеону – от 20 минут до 4 часов.

        Установить индивидуальную норму продолжительности сна несложно. Норма определяется следующим образом. Человеку (ребенку) дают уснуть в привычные для него часы. Проснуться он должен самостоятельно, так, чтобы его никто не будил. Средняя продолжительность сна определяется за период не менее 5-7 дней. Средняя продолжительность сна определяется не реже, чем раз в два-три года.        

        Каждому человеку независимо от возраста присущ свой ритм деятельности. Одни любят рано вставать и рано ложиться, другие ложатся спать поздно, засиживаясь за книгой или компьютером, третьи спокойно могут ложиться спать чуть раньше или чуть позже. Вы, конечно, догадались, что речь идет о «жаворонках», «голубях» и «совах». Жаворонки и совы очень болезненно относятся к смене привычного распорядка и режима сна. Беспорядочный образ жизни на протяжении длительного времени приводит к нарушениям сна. А это означает перенапряжение нервной системы. Возникает такая ситуация, когда для того, чтобы избавиться от сонливости, обращаются к возбуждающим средствам (чай, кофе, сигареты) и этим еще больше нарушают сон, и для его восстановления начинают употреблять снотворное.

        В подобной ситуации надо постараться строго соблюдать режим труда и отдыха, чтобы выработался устойчивый стереотип. Не следует перед сном заниматься делами, способными вызвать эмоциональные нагрузки: не читать «ужастики» или детективы, не смотреть триллеры, избегать ссор и споров в семье, не играть перед сном в компьютерные игры, стараться не думать о неприятностях. Пищу принимать не позднее чем за 2-3 часа до сна.

        Для того, чтобы добиться глубины сна, необходимо приучать себя (ребенка) к свободной позе. Многие люди (дети) любят спать «калачиком». Такое положение сближает точки прикрепления мышц-сгибателей. Специалистами установлено, что если ребенок, лежа на спине, кладет руки за голову, то ноги свободно выпрямляются. Если прижать руки к груди, то ноги подтягиваются к животу. Вот почему детям и взрослым перед сном рекомендуется руки класть за голову – это позволяет воспитывать навык свободной, развернутой позы во время сна.

        Как для детей, так и для взрослых существуют физиологические «снотворные» средства, которые желательно чаще применять в повседневной жизни. Преимущество их состоит в том, что они не вызывают физиологического привыкания в отличие от фармакологических средств.

  • Благотворное влияние на сон оказывает чистый, прохладный воздух. Он действует на человека успокаивающе. Поэтому перед сном рекомендуется проветривать помещение.
  • Эффективным средством расслабления является 30-минутная вечерняя прогулка.
  • Легкие физические упражнения без интенсивных нагрузок.
  • Интенсивная тренировка за 4-5 часов до сна.
  • Баня, сауна один раз в неделю.
  • Массаж головы, ног, тела.
  • Водные процедуры
  • Аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка – это способ регуляции своего эмоционального состояния, доступный каждому человеку. Овладеть им можно за 2 недели, занимаясь по 15 минут ежедневно. Однако, не всем людям удается быстро добиться нужного результата – многие люди не умеют расслабляться.  Полное расслабление мышц тела (релаксация) лучше всего достигается в лежачем состоянии. Не следует думать ни о чем постороннем. Каждую фразу словесного внушения произносят по несколько раз. Все внимание сосредоточено только на смысле произносимых слов.

Примерный тест для проведения аутогенной тренировки:

  1. Я успокаиваюсь. Я совершенно спокоен.
  2. Ноги тяжелеют. Руки становятся тяжелыми.
  3. Приятное тепло разливается от кончиков пальцев по левой ноге, теперь оно движется по правой ноге, левой руке, левой ноге, охватывает все туловище.
  4. Все тело становится теплым.
  5. Сердце бьется спокойно.
  6. Дыхание успокаивается. Дыхание спокойное.
  7. Дышится легко.
  8. Тело полностью расслаблено. Оно отдыхает.
  9. Появляется чувство сонливости. Оно нарастает все больше и больше.
  10. Веки слипаются.
  11. Я засыпаю. Я сплю.

Все фразы повторяют до тех пор, пока не начинают ощущать необходимый эффект. Последние фразы повторяют монотонно по 15-20 раз. Первые 8 позиций аутотренинга можно использовать как успокаивающее словесное внушение для восстановления сил, для углубления кратковременного отдыха. В этом случае заключительная часть формулы будет такой: «я отдохнул, полон энергии и полностью мобилизован».

Людям, страдающим бессонницей и другими нарушениями сна, нелегко бывает вернуться к состоянию нормального полноценного отдыха. Чтобы нарушить сон, нужны месяцы, но и для его восстановления может потребоваться такое время. Нарушения сна могут возникнуть и в результате болезней, и тогда только врач может определить метод восстановления сна.

        Для оценки своего уровня здорового образа жизни необходимо выполнить тест «Будьте здоровы!», рекомендованный Министерством здравоохранения для детей школьного возраста.

Тест «Будьте здоровы!»

  1. Как часто ты моешь руки?

А) около 10 раз в день (0 баллов);

Б) только перед едой и после туалета (5 баллов);

В) когда сильно в чем- либо испачкаю (20 баллов).

2. Сколько раз в день ты чистишь зубы?

А) два раза: утром и вечером (0 баллов);

Б) один раз в день (5 баллов);

В) вообще не чищу (15 баллов).

3. Как часто ты моешь ноги?

А) каждый вечер перед сном (0 баллов);

Б) когда заставит мама (10 баллов);

В) только когда купаюсь целиком (20 баллов).

4. Как часто ты делаешь зарядку?

А) ежедневно (0 баллов);

Б) иногда (15 баллов);

В) никогда (25 баллов).

5. Как часто ты болеешь простудой?

А) один раз в два года (0 баллов);

Б) два раза в год (5 баллов);

В) несколько раз в год (15 баллов).

6. Как часто ты ешь сладости?

А) по праздникам и воскресеньям (0 баллов);

Б) почти каждый день (20 баллов);

В) когда и сколько захочу (30 баллов).

7. Как часто ты плачешь?

А) не могу вспомнить, когда это было в последний раз (0 баллов);

Б) иногда (15 баллов);

В) часто (25 баллов).

8. От чего ты плачешь?

А) от боли (0 баллов);

Б) от обиды (10 баллов);

В) от злости (20 баллов).

9. Сколько ты гуляешь?

А) каждый день 1.5 – 2 часа (0 баллов);

Б) каждый день меньше часа (10 баллов);

В) иногда (20 баллов).

10. Когда ты ложишься спать?

А) в 21.00. - 21.30. (0 баллов);

Б) после 22.00. (10 баллов);

В) после 24.00. (35 баллов)

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту?

А) соответствует или чуть меньше (0 баллов);

Б) немного больше (10 баллов);

В) превышает норму (50 баллов).

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора или компьютера?

А) не больше 1,5 часов в день (0 баллов);

Б) больше трех часов (10 баллов);

В) смотрю по телевизору все, что нравится и сколько хочется (30 баллов).

13. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

А) около 1,5 часов в день (0 баллов);

Б) два часа (10 баллов);

В) больше трех часов (50 баллов).

14. Можешь ли ты взбежать на пятый этаж?

А) с легкостью (0 баллов);

Б) под конец устаю (15 баллов);

В) с трудом и одышкой (25 баллов);

Д) не могу (35 баллов).

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок?

А) да (0 баллов);

Б) нет (15 баллов).

Результаты.

0 - 20 баллов: ты в полном порядке. 

20 – 70 баллов: у тебя появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.

70-110 баллов: ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья.

От 110 баллов и выше: можешь даже считать! Как? Ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет!

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой.

Заключительная часть: подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование здоровье сберегающего безопасного пространства школы как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

«Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности»

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме образовательного  учреждения.Различают несколько видов деятельности, которые в той или иной степени ...

Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»

Тема:  «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...

«Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»

laquo;Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...

Рабочая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "ГТО-резервы здоровья".

Рабочая программа  дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "ГТО-резервы здоровья"....