программа курса по выбору
элективный курс по биологии (10 класс)

Шахова Виктория Владимировна

Программа курса по выбору для учащихся 10-11 класса "Хромосомы и пол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_10-11klass.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
  • примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов.

       Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

В связи с переходом  на новую форму аттестации учащихся 11 классов  в форме государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).  На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, внеурочной деятельности,  обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно.     В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать наследственность организмов   на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.

    В 10 классе, прежде всего,  необходимо систематизировать знания,  полученные в 6- 10 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.

    Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и  в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной  итоговой аттестации выпускников  11 класса по биологии,  состоящей из пяти содержательных блоков «Менделевской генетики», «Взаимодействие генов», «Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола»,  «Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты»,  «Родословная человека»  был составлен план   курса по выбору  «Хромосомы и пол».

      Курс «Хромосомы и пол» составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

      Курс «Хромосомы и пол» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных законов наследственности растений, животных, человека.

      Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

     Курс  по выбору рассчитан на 34 часа  учебных занятий по 17 часов в 10 и 11 классах средней школы.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).

        Задачи курса:

   1. Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом коде, родословной живых организмов.

   2. углубление теоретических знаний по генетике;

      3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе    изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения;
  • Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике,
  • Научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике;
  • Составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно – популярной литературой.

Учащиеся должны уметь:

  • Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Тема 1. Введение(1 ч)

Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка.

 Тема 2. .Генетика и современность (5 ч.)

  1.  «Международный проект «Геном человека».
  2. «Методы изучения генетики человека».
  3. «Механизмы наследования различных признаков у человека».
  4. «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
  5. «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».

Тема 3. Менделеевская генетика (10 ч).

Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.

Практические работы:

  1. Решение задач на моногибридное скрещивание.
  2. Решение задач на Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Тема 4. Взаимодействие генов (4 ч).

Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.

Практическая работа:

  1. Решение задач на взаимодействие генов.

Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).

Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа:

  1. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Тема 6. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).

Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.

Практическая работа:

1.  Решение задач на сцепленное наследование генов.

Тема 7. Анализ родословных (6 ч).

Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.

Практическая работа:

  1. Решение задач по теме: «Анализ родословных».

Темы проектов:

  • «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
  • «Родословные древа известных людей».

Тема 8. Заключение (1 ч).

Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.

Оценка знаний

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

  1. Защита практических работ.
  2. Защита рефератов и творческих проектов.

Календарно – тематическое планирование 10 класс

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Практические работы, защита проектов

Введение (1 час)

1.

1.

Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка. Генетика и современность.

Генетика и современность (5 ч.)

2.

1.

«Международный проект «Геном человека».

3.

2.

«Методы изучения генетики человека».

4.

3.

«Механизмы наследования различных признаков у человека».

5.

4.

«Достижения и перспективы развития медицинской генетики».

6.

5.

«Генотип как целостная система взаимодействующих генов».

Менделеевская генетика (10 ч).

7-8

1.-2

Моногибридное скрещивание.

Практическая работа № 1 Решение задач по моногибридному скрещиванию

9-10

3-4.

Полное и неполное доминирование.

Практическая работа № 2 Решение задач «Полное и неполное доминирование».

11-12

5-6

Анализирующее и возвратное скрещивание.

Практическая работа № 3 Решение задач по анализирующему скрещиванию

13-14

7-8.

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Практическая работа № 4 Решение задач по теме «Дигибридное и полигибридное скрещивание»

15-16

9-10.

Статистический характер наследования.

17

11

Решение генетических задач. Подведение итогов курса 10 класса.

Календарно – тематическое планирование 11 класс

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Практические работы, защита проектов

Взаимодействие генов (4 ч).

1.

2.

Взаимодействие аллельных генов.

Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия,

2.

3.

Модифицирующее действие генов.

3.

4.

Практическая работа:

Решение задач на взаимодействие генов.

Практическая работа № 5

Решение задач на взаимодействие генов

 Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).

4.

1.

Варианты определения пола.

5.

2.

Хромосомное определение пола.

6.

3.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

7.

4.

Практическая работа:

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа № 6

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).

8.

1.

Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения.

9.

2.

Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций.

10.

3.

Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.

11.

4.

Практическая работа:

  Решение задач на сцепленное наследование генов.

Практическая работа № 7

  Решение задач на сцепленное наследование генов.

Анализ родословных (6 ч).

12.

1.

Генеалогический метод и его этапы.

13.

2.

Правила составления графического изображения родословной.

14.

3.

Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.

15.

4.

Решение задач по теме: «Анализ родословных».

Темы проектов:

«Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

Проект №1

«Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

16.

5 -6.

Решение задач по теме: «Анализ родословных».

Практическая работа:

 «Родословные древа известных людей».

Практическая работа № 8

 «Родословные древа известных людей».

Заключение (1 ч).

17.

1.

Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Компьютерная графика"

Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий....

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"

Приказ Управления образования  "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...

Программа курса по выбору: «За страницами учебника биологии» 9 класс. Курс по выбору :«Основные закономерности живой природы» 10-11 класс

В программу данного курса включены вопросы, ботаники, зоологии, микологии,микробиологии, экологии. Основная концепция курса заключается в комплексномподходе при изучении живых организмов на разных уро...

Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой  деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...