Мастер-класс "Исследование состояния сердечно-сосудистой системы валеологическим методом"
методическая разработка по биологии

Тарасова Евгения Михайловна

Проведён в рамках участия в уонкурсе "Учитель года" муниципальный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_meropriyatie_master-klass.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное мероприятие мастер-класс

Подготовила учитель биологии Тарасова Евгения Михайловна

В человеке всё должно быть прекрасно

                                                                                                        И лицо, и одежда, и душа, и мысли

(хочется добавить и здоровое тело)

Вступительное слово:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Одним из методов, который я использую в своей работе является исследовательский, поэтому сегодня на моём мастер-классе я предлагаю выполнить работу по оценке состояния сердечно-сосудистой системы. Почему именно эту систему органов я выбрала для исследования?

- сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма. По теории Р.М. Баевского (Баевский Роман Маркович, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии астронавтики.), она определена как индикатор состояния всего организма, ее параметры являются ведущими для оценки его функционального состояния.

- Сердце –это главный орган кровообращения. Долгое время сердце считали вместилищем души, не зря наука «кардиология» переводится как наука о душе (Cardios – душа). В древности племена канибалов считали, что если съесть сердце врага, то в человека перемещается сила и разум. Греки говорили, что сердце – это вместилище духа. Китайцы верили, что сердце – это сосредоточение счастья. Египтяне считали, что сердце – это интеллект, и именно он зарождается там.

По-русски сердце не зря зовется так, поскольку находится оно где? Весит примерно 250-300 г, но это жизненно-важный орган.

Частота сердечных сокращений - важная характеристика, многосоставная компонента, ее динамика позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма.

Частота сердечных сокращений зависит от возраста и индивидуальных особенностей типа регуляции. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к высокой ЧСС (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции - к редкой ЧСС (брадикардии).

Другим важным параметром сердечно-сосудистой системы является артериальное давление. В практической деятельности валеолога измерение давления проводится непрямым методом.

- Уважаемые коллеги, я предлагаю сегодня вам поработать в группах и исследовать состояние своей сердечно-сосудистой системы валеологическим методом.

1 группа

Таблица 4

Показатели артериального давления у взрослых

(старше 18 лет)

Степень

Систолическое давление,

мм рт. ст.

Диастолическое давление,

мм рт. ст.

Норма

менее 130

менее 85

Пограничное

давление

130 - 139

85 - 89

Задание 1. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Ход выполнения работы.

Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 с (ЧСС 1).

В течение 90 с сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

Повторно сосчитать пульс за 10 с сразу после выполнения наклонов (ЧСС 2).

Сосчитать пульс за 10 с через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС 3).

Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:

ПР = (ЧСС 1 + ЧСС 2 + ЧСС 3 - 33) : 10

Оценить полученные результаты по табл. 5.

Таблица 5

Оценка показателей реакции

сердечно-сосудистой системы

ПР

Оценка

0 - 0,3

Сердце в прекрасном состоянии

0,31 - 0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61 - 0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91 - 1,2

Сердце в посредственном состоянии

Более 1,2

Следует срочно обратиться к врачу

2 группа

Задание 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

Ход выполнения работы.

Сидя в спокойном состоянии измерить пульс за 10 с (ЧСС 1).

Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например, 3 из 777) в течение 30 с.

Сразу же повторно сосчитать пульс за 10 с (ЧСС 2).

Рассчитать и оценить показатель реакции сердечно-сосудистой системы (ПРЭ) на психоэмоциональный стресс:

ПРЭ = ЧСС 2/ЧСС 1

ПРЭ больше 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

3 группа

Задание 3. Определение кардиореспираторного

резерва.

Ход выполнения работы.

Сидя в спокойном состоянии измерить частоту сердечных сокращений за 10 с (ЧСС).

После глубокого вдоха задержать дыхание. Измерить время максимальной задержки (МЗД).

Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС за 10 с (ЧСС 2).

Оценить свой кардиореспираторный резерв по табл. 6.

Таблица 6

Оценка кардиореспираторного резерва

МЗД

Кардиореспираторный резерв

40 - 49

Удовлетворительный

Менее 40

Неудовлетворительный

Оценить показатель реакции сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания (ПРД):

ПРЭ = ЧСС 2/ЧСС 1

ПРД более 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

- Пригодятся ли вам полученные знания?

- Готовы ли мы помогать нашему сердцу? Нужен ли ему покой?

- Какая профессия предполагает высокую стрессоустойчивость? (учитель)

- Уважаемые коллеги, будьте стрессоустойчивыми, берегите себя и своих близких. Я искренне желаю вам и вашим близким здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."

Тип  урока: КомбинированныйМетоды обучения:  обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,  выполнение...

«Изменение показателей сердечно сосудистой системы в предстартовых состояниях»

исследовательская работа с учеником 10 класса Сатюковым Владимиром, в которой сравнивается изменение показателей ССС в предстартовых состояниях....

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС). УРОК-ПРАКТИКУМ для учащихся 8- классов Учитель Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209

Здоровьесбережение и формирование ЗОЖ - важнейшая задача родителей, учителей, самих учащихся. Этот материал позволит сформировать навыки самооценки состояния своей сердечно-сосудистой системы....

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего  школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...