Конспект урока по биологии "Медоносная пчела" (корр. школа 8 класс)
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

Коррекционно-образовательная: формировать знания о биологических особенностях медоносных пчел, раскрытие практического значения пчеловодства, усвоение знаний о роли пчел в природе.

Коррекционно - развивающая: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medonosnaya_pchela.docx24.33 КБ
Файл medonosnaya_pchela.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

Биология.

Тема урока: «Медоносная пчела».

Цель урока: познакомить обучающихся с домашним насекомым – медоносной пчелой.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная: формировать знания о биологических особенностях медоносных пчел, раскрытие практического значения пчеловодства, усвоение знаний о роли пчел в природе.

Коррекционно - развивающая: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  рабочие  тетради, насекомое из коллекции, иллюстративный материал.

 Ход урока.

1.Организационный момент:

Биологию учить интересно,

Всего нового узнать всем полезно.

Ребятишкам надо знать очень много,

Ведь на то она и знаний дорога.

Действительно, биология очень увлекательная наука, на каждом уроке вы открываете для себя мир животных заново.

2.Проверка домашнего задания по теме: «Майский жук».

Беседа по вопросам:

  1. Как выглядит майский жук?
  2. Как летает майский жук?
  3. Почему майские жуки плохо видят?
  4. С помощью чего майские жуки ориентируются в пространстве?
  5. Когда и где можно увидеть майских жуков?
  6. Чем по внешнему строению майский жук отличается от уже изученных бабочек?
  7. Чем и как питаются майские жуки?
  8. Где происходит развитие личинок майского жука? Чем они питаются?
  9. Сколько времени длится развитие майского жука от яйца до взрослого насекомого?
  10. Какой вред наносит майский жук лесному хозяйству?

3.Изучение нового материала.

Рассмотрите рис. 31. Сравните матку, рабочую пчелу и трутня.

Чем сходны между собой пчелиные семьи.

По каким признакам можно отличить каждого члена семьи  от других членов?

Рассказ учителя:

        Мы сегодня познакомимся поближе с пчелой медоносной – представителем общественных пчелиных, живущих большими семьями. А поскольку человек давно приспособился использовать труд медоносных пчел, то познакомимся и с историей пчеловодства.

        Сегодняшний урок посвящен одному из двух одомашненных человеком насекомых – медоносной пчеле и отрасли хозяйства, возникшей благодаря этим насекомым – пчеловодству.

        Медоносные пчелы живут семьями. Домашние медоносные пчелы живут в ульях, дикие поселяются, в дуплах деревьев. В каждом улье живет от 40 до 70 тысяч пчел. Не все пчелы в улье одинаковы. Как по строению, так и по жизненным функциям различают три формы особей в семье пчел. В каждом улье имеется одна матка, несколько сотен самцов – трутней – и до 40 – 70 тысяч (иногда больше) рабочих пчёл.

         Матка крупнее рабочей пчелы и трутня и имеет более длинное брюшко. Это самка с развитыми органами размножения. Ее роль в семье состоит в откладывании яиц.

         Трутни меньше матки, но крупнее рабочих пчел. Их большие глаза сходятся на темени.

         Рабочие пчелы составляют основное население улья. Это самки с недоразвитыми органами размножения. Рабочая пчела выполняет различные функции, связанные с уходом за личинками, охраной улья, постройкой сотов и заготовкой корма для всей семьи.

         На зиму в улье остается матка и 10 – 15 тысяч рабочих пчел. Трутней, пчелы осенью выгоняют из улья.

        А что еще знаете о пчелах? Давайте поиграем. Я буду быстро задавать вопросы. А вы поищете в своей памяти на них ответы. Только слушайте внимательно, дважды вопросы не повторяются.

Вопросы:

 – Кто видел этих животных в природе?

Что собирает пчела на лугах, в садах? (пыльца)

Какое значение в жизни растений имеют пчелы? (опыление)

Кто испытывал на себе действие пчелиного яда?

Пчела жалит или кусает?

Поднимите руку, кто не пробовал основной продукт пчеловодства?

Как называется этот продукт?

4. Физкультминутка.

5.Закрепление.

1.Работа с учебником.

Чтение текста учебника, стр. 52-55, ответы на вопросы:

  1. Где живут дикие пчёлы; домашние пчёлы?
  2. Каково значение в семье пчелиной матки?
  3. Каких пчёл больше в улье?
  4. Почему пчела погибает, если жалит человека?

        2. Работа с рабочими тетрадями:

Выполнить задание 7,8 на стр.9.

       3. Работа с тетрадями:

 Записать в тетради состав пчелиной семьи и количество пчёл в каждой группе.

            4.Обобщение.

6.Итог урока.

7.Задание на дом: стр.52-55


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Медоносная пчела

Слайд 2

Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала Работящая ... пчела

Слайд 3

Жизнь пчел очень многогранна, со своими особенностями и тайнами. Пчела может лететь без груза со скоростью 65 км/час. Нагруженная нектаром и пыльцой пчела летит медленнее - 18-30 км/час, в зависимости от силы и направления ветра. Причем они могут не только зависать в воздухе, но и летать задом наперед. Зрение пчелы в 150 раз лучше чем у человека. На расстоянии в 1 см пчела способна различить объект размером в 8 микрон. Для сравнения – красные кровяные тельца человека (эритроциты) имеют диаметр 6-8 микрон. http://www.itar-tass.com/data/Newses/MainPhoto/255520.JPEG http://newfact.ru/priroda/157-zrenie-pchely.html

Слайд 4

Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как к ней добраться. Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам. Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи танцев. деталь танца пчёл. http://ethology.ru/library/?id=360 http://www.dobraya-pchela.ru/photo.php?id=33

Слайд 5

Танцы пчел можно разделить на два вида: «танец по кругу» и «танец-колебание». Если пчела танцует первый танец, то это значит, что найденная полянка находится близко, а если второй – то далеко, но при этом в танце она передает точный маршрут, как добраться до вожделенной поляны. http://gawker.com/Dance/ http://www.photostart.info/showphoto.php?category=5&code=313

Слайд 6

Пчелиная семья А) матка — пчелиная самка, не участвующая в процессе производства мёда, выполняющая функцию размножения. В семье находится в единственном числе; Б) трутни — пчелиные самцы. Выполняют исключительно функцию оплодотворения матки. После выполнения этой функции трутни изгоняются из улья и погибают от голода; В) рабочие пчёлы — основная масса пчёл семьи, участвующая в обеспечении семьи питанием и заботе о потомстве. Рабочие пчёлы разделены по выполняющим видам работ (пчёлы-сборщицы, пчёлы – кормилицы, пчёлы- охранники). http://www.medomir.ru/o-pchjolakh/opisanie/

Слайд 7

Матка откладывает за сутки от 1500 до 2000 яиц. Она засевает ячейки сотов яйцами. В каждой семье бывает лишь несколько сот трутней, а рабочих пчел, этих неудавшихся самок, — тысяч сорок-пятьдесят. http://www.pchela-bee.info/pages-view-64.html http://muz4in.net/news/trutni_ili_bezvolnye_samcy_ pchel/2011-05-24-19285#axzz1agab8cbF http://www.membrana.ru/particle/12705 Пчелиная семья Трутни. Рабочие пчелы.

Слайд 8

Рабочие пчелы http://fermer02.ru/honey/ Пчелиная семья в основном состоит из рабочих пчел. В хорошей семье зимой их насчитывается обычно 20—25 тыс., а летом до 60—80 тыс. и больше. Поведение рабочих пчел определяется их возрастом и теми условиями, которые складываются в гнезде и природе. Молодые пчелы в первые два дня жизни никаких работ не выполняют. Они еще очень слабы и сами нуждаются в уходе. В возрасте 3—4 суток приступают к чистке ячеек, затем к кормлению личинок, а с начала функционирования восковых желез (от 5 суток жизни), особенно когда они действуют в полную силу (в двенадцатидневном возрасте), — к строительству сотов. Рабочая пчела живет в среднем 6 недель.

Слайд 9

http://lifeglobe.net/media/entry/631/beebiglittle8_5.jpg На сбор меда пчелы переключаются обычно в возрасте 18—20 суток. Перед этим они несут службу по охране гнезда. Пчелы-сборщицы посещают цветки не всех растений, встречающихся им на пути, а преимущественно одного какого-нибудь вида, на который у них благодаря кормовому раздражителю образовался условный рефлекс.

Слайд 10

Перед наступлением осенних холодов пчелы убивают или просто выгоняют из улья самцов, матка перестает откладывать яйца и вся семья собирается в плотный клуб, в котором даже во время морозов температура будет держаться на уровне 12—15°. Терморегуляция действует безотказно до тех пор, пока в сотах есть мед. Н а зиму в улье оставляют соты, в которых содержится не менее 2 кг меда. http://medinfo.ua/news/00014e19108d4d90665c349b95ad4aa6/displayarticle http://foto.lib.ru/k/korbolin_j_s/alb_0080/pict2317.htm http://img-fotki.yandex.ru/get/4610/43407173.7/0_5f0d6_bc2b9cb3_XL

Слайд 11

Роение пчел К концу лета семья пчел сильно увеличивается. В это время в улье появляется молодая матка. Перед ее выходом из ячейки старая матка с частью пчел покидает улей. http://www.banka-meda.ru/honey/6-molochko.html http://fotki.yandex.ru/users/nik-likholetov/view/378445/?page=4 Этот процесс называют роением . Вылетевший рой обычно садится где-нибудь на ветке или у основания ствола дерева. http://zoo-farm.ru/paseka/roenie-pchel/

Слайд 12

Пчеловодство Разведение пчел называют пчеловодством. Мед. Воск. http://www.rid.su/frontpage?page=5 http://beefd.ru/vosk Прополис. http://nyam-nyam.org/interesno/propolis Справка. Прополис - пчелиный клей , уза — тёмное смолистое вещество, вырабатываемое пчелами для замазывания щелей и изоляции от посторонних предметов в улье. Прополис — это клейкие вещества, которые пчёлы собирают с весенних почек деревьев и изменяют своими фермента ми. . Пчелы дают Пчелиный яд.

Слайд 13

Знаете ли Вы… что в России есть музей пчелы . Он находится в поселке Сандово Тверской области. http://tverskie.livejournal.com/6427.html Неспроста музей расположился именно здесь. В этом районе Тверской области уже очень давно и плодотворно жители занимаются пчеловодством. Об этом свидетельствует даже герб района, на котором, конечно же, изображена труженица мира насекомых. http://familypedia.wikia.com/wiki/Tver_Oblast Так встречают в музее пчелы организованные экскурсии. Один из уголков экспозиции Музея пчелы. Экспонат музея. http://www.tverlife.ru/news/56395.html Основа экспозиции музея – это всевозможные пчелы. Из бисера и из глины, из пластика и из дерева, маленькие и большие… Большинство приехали из разных регионов России, но есть среди пчелок и заграничные гостьи – экспонаты из Германии и Македонии.

Слайд 14

В музее открыт дегустационный зал, где можно попробовать и разнообразные сорта меда, и легендарную русскую медовуху, и сладости на меду… И отведать медовой каши, рецепт которой жители Сандово держат в секрете! Летом при музее работает летнее кафе, оригинально оформленное в виде пчелиных сот под широкими зонтами. http://blog.holidaykey.ru/?p=1016 http://veganov.blogspot.ru/2010/08/virtualnoe-puteshestvie-v-gosti-k.html http://esprute69.livejournal.com/pics/catalog/1891/30888 http://tver.livejournal.com/631350.html

Слайд 15

Ежегодно в Сандове проводится праздник Медовый Спас. http://www.sandvest.ru/229-medovyj-spas-v-sandovo.html

Слайд 16

Сладкий мед привлекает немало лакомок, и поэтому хищные насекомые вроде муравьев и ос , частенько пытаются проникнуть в улей. Если пчелы заметят захватчика, они закусают его до смерти. Крупные вражеские трупики, которые невозможно убрать из улья, пчелы бальзамируют с помощью пчелиного клея прополиса, чтобы избежать гниения. Это интересно Каждая пчела имеет 5 глаз. По бокам головы располагаются 2 больших подвижных фасеточных глаза, которые обеспечивают пчеле круговой обзор. На лбу находятся ещё 3 маленьких простых глазика, они различают только свет и темноту. У пчел развита гиперчувствительность к наличию сахара. Они более разборчивы, чем люди. Их не одурачить заменителями сахара . В природе существуют пчелы-кукушки. Они откладывает свои яйца в гнезда других пчел, предоставляя выращивать их ничего не подозревающим хозяевам. Пчелы-кукушки –одиночный вид, который не строит ульев и не собирает пыльцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

План-конспект урока по английскому языку в 4 классе по теме "Школа"

План-конспект урока английского языка в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. по теме "Школа"...

Конспект урока по английскому языку в 7 классе по теме "Школа" по УМК Биболетова М.З. "Enjoy English 7"

конспект урока в 7 классе "Школа" по УМК Биболетова М.З. "Enjoy English 7"...

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы (4 класс массовой школы)

            Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой  «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: ...