Интегрированный урок по биологии и географии
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Кузьмёнко Мария Владимировна

Урок экскурсия. 

Тема: "Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Природный комплекс.

Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь.

 

Здесь выделяют травы, кустарники, деревья, животный мир, который представлен различными птицами, и третья группа – это бактерии, они обитают повсюду, мы их определим к группе – разрушителей. 

В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).

Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir.bio_i_geo.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - экскурсия

Конспект интегрированного урока по биологии  6 класс

Тема: Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Природный комплекс.

Цель:  обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

  • формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах.
  • ознакомить с характерными признаки различных сообществ;
  • развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, самостоятельная работа, ролевая игра.

Базовые термины и понятия: растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, фитоценоз, агроценоз.

Место проведения: парк

Оборудование: компас, планшет, блокнот, ручка, цветные карандаши, газеты (для растений)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

І. Организационный этап урока проводится на территории парка.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

 Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь экскурсию нам начинать пора. 

Природа – это путь к раскрытию качеств души человека, ее гармонии. Давайте окунемся в мир природы и по наблюдаем за ее красотой.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1) Беседа.

1) Докажите, что растение живой организм.

2) Какие условия необходимы растениям для жизни?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

2) Импровизированная ролевая игра  «Путешествие по парку»

На территории парка росли мох, лишайник, ель, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее.

Ребята в группах, рассказывают о данных растениях.

Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг.

Лишайник. Я – самый мудрый и красивый. Я самый полезный, так как являюсь индикатором чистого воздуха. А не севере мной лакомятся голодные олени. Если бы ни я, то он погибли бы от голода и холода.

Ель. Куда вам всем до меня. – Лесного дива? Ведь я являюсь индикатором очищения воздуха, при помощи особых веществ - фитонцидов.

Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются».

Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко.

- На территории парка тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит нашу сегодняшнюю экскурсию.

IV. Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами.

Учитель: Но сначала подумаем, что называют: «растительным сообществом», выслушивает мнения.

Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.

3) Рассказ учителя

Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь.

Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим на обитающие здесь флору и фауны, и выделим основные взаимосвязи на территории парка.

Обучающиеся: здесь выделяют травы, кустарники, деревья, животный мир, который представлен различными птицами, и третья группа – это бактерии, они обитают повсюду, мы их определим к группе – разрушителей.

Схема № 1. Взаимосвязи организмов.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ


СОЛНЦЕ

ПОТРЕБИТЕЛИ


             ПОТРЕБИТЕЛИ

Органические вещества
образуются из неорга-
нических за счет энергии
Солнца или энергии хи-
мических реакций (расте-
ния, бактерии)


Живые организмы пи -
таются живым органи-
ческим веществом рас-
тительного происхож-
дения (растительноядные)

Мертвое органическое вещество
(умершие животные и растения)


Живые организмы
питаются органичес-
ким веществом жи-
вотного происхожде-
ния (плотоядные)

РАЗРУШИТЕЛИ                                                                              ПОТРЕБИТЕЛИ

Организмы, обеспечивающие                                          Живые организмы питаются мел-разложение органических ве-                                           кими остатками умерших живот- ществ до неорганических (бак-                                        ных, растений и грибов (падаль-терии, грибы)                                                                     щики, насекомые)

Учитель: Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата. 

Ребята, а теперь, опираясь на представленные виды растительности, давайте попробуем составить ярусность на территории парка.

Ярусность – это горизонтальные слои, расположения растительности в определенном порядке. Начнем с наименьшего, и продолжим по возрастанию.

Сегодня мы с Вами будем работать в трех группах. Данное задание выполнит каждая группа, и посмотрим, что у Вас получится.

ЯРУСНОСТЬ в сообществе

http://cdn01.ru/files/users/images/ce/5e/ce5e4ac8dd44360198e94c243284bd66.jpg

Учитель: В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).

Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).

Динамическая пауза №1

Определить стороны горизонта по компасу.

V. Закрепление изученного материала

4) Работа в группах

Задание для I группы:

Составить план местности, используя условные обозначения.

План местности

Вопросы по биологии

Вопросы по географии

Нанести условными обозначениями биологические объекты (травы, деревья, кустарник, муравейник и т.д.)

Выделить типичные формы рельефа: овраги, неровности, дорожки, просеку и т.д.)

Задание для II группы:

Описать климат на данной территории

Задание для III группы:

Описать жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Используя памятку по описанию растений на пробной площадке. Собрать данные растения, представить в виде гербария.

Приложение №1

Учитель: После выполнения данных заданий, каждой группе нужно ответить на вопрос:

Как рельеф территории парка связан с основными компонентами природного сообщества. Установить на участке следы воздействия человека на рельеф. (То есть, расположение карусели, детской площадки, фонтана, играют положительную или отрицательную роль)

5) Динамическая пауза №2

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. 
(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. 
(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,
Только это не беда. 
(Махи руками)

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. 
(Наклоны)

А потом опять встают.

И по-прежнему цветут.

VI. Обобщение и систематизация знаний

6) Решение проблемной ситуации

Учитель:  Могут ли люди жить без природы?

 На этот вопрос один ученик ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?

Обучающиеся высказывают свои мнения.

источник

7) Вопросы для закрепления

  • Как влияют друг на друга растения в сообществе?
  • Какое влияние на растения в сообществе оказывают животные и микроорганизмы?
  • Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
  • Как меняется внешний вид растительного сообщества в разные времена года?

VII. Подведение итогов экскурсии

Выводы

  1. Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определенных растительных сообществах.
  2. Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории.
  3. Для каждого растительного сообщества характерен свой состав и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между собой.
  4. Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.

- В начале экскурсии мы разыграли спор растений, растущих на территории парка. Так кто же из них был прав? Кто из них полезнее и нужнее? (Ответы учащихся.) Сейчас мы можем с уверенность сказать, что все растения в сообществе нужны и важны, все они взаимосвязаны. Эти растения приспособились к совместному произрастанию на определенной территории. При этом одни виды растений создают условия для существования других.

8)  Рефлексия (отчет каждой группы по экскурсии , проводится в классе)

- Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желая охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я научился …

Продолжите любое из этих предложений.

Отчет каждой группы о проделанной работе.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой флорой на уроках и внеклассных мероприятиях.

VIIІ. Домашнее задание

  1. Выучить § 30,
  2. Ответить на контрольные вопросы
  3. Составить синквейн со словом «парк»; сочинить сказку «Приключения в парке» нарисовать любое природное сообщество, с использованием условных обозначений.

Приложение №1

Правила описания растений на пробной площадке. 

1.Начните описание видового состава растений, с какого – нибудь угла площадки, не сходя с места. 

2.Перепишите все растения, которые находятся в поле зрения. 

3.Опустивнись на колени, дополните список теми видами, которые становятся заметными лишь при более внимательном анализе травостоя. 

4.Далее, медленно идите вдоль одной стороны площадки, останавливаясь время от времени и отметая вновь попадающиеся растения. 

5.Дойдя до второго угла, задержитесь, а затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта. 

6.В заключении пройдите площадку еще раз, но по диагонали. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Интегрированный  урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции». Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное ...

Интегрированный урок по биологии и географии "Северная Америка.Животные и растения"

Интегрированнй урок подготовлен для коррекционной школы VIII вида. Урок проводится в 8 классе. На уроке рассмотрены географические особенности Северной Амеики. Животный и растительный мир. Использовал...

Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"

Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла....

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе

         Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Проект интегрированного урока по биологии и географии на тему "Феномен австралийской природы"

Урок знакомства с природой Австралии предназначен для обучающихся 7-х классов. Снабжен презентацией. Содержит элемент игры - лото для запоминания представителей австралийской флоры и фауны....