Главные вкладки

    Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Интегрированный урок69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                 Учитель биологии: Малюгина Н.Ф.

                                                                                 Учитель  географии: Лебедева С.Г.

    Интегрированный урок естественнонаучного цикла

    Предметы: география и биология.  6 класс. /VII вид/

    Тема урока: Реки нашей местности.

    Цель урока: познакомить учащихся с реками нашей местности.

    Задачи урока:

       -   познакомить учащихся с главной рекой нашей местности- Нева;

       -  закрепить понятия:«река», «исток», «устье»; «дельта»; «притоки»; «речная система»;

          «фауна реки»; «хозяйственное значение реки»;

       -  продолжать развивать умения работать с текстом, с картами, схемами;

       -  развивать познавательную активность учащихся;

       -   развивать логическое мышление, внимание, память, связанную речь;

       -   формировать любовь к своему городу;

       -  воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и фауне рек;

       -   воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности.

    Оборудование:

    -  физическая карта Ленинградской области, схема реки Невы, карта Санкт- Петербурга, электронная презентация, проектор, наборы с заданиями.

    Форма урока: работа в группах.          

    Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

    Ход урока:

    I.  Организационный момент. 

        Прозвенел звонок, начинается урок.

        Введение.

     -  Сегодня у нас будет необычный урок- географии совместно с биологией.

    Говорить мы будем о реках нашей местности.

    Мы научимся составлять их описание; узнаем кто там живет;, какая в них вода,; как человек их использует; вопросы экологии воды.

     II   Повторение пройденного материала

    - Работать мы будем в группах. Выбор командиров групп.

    - Для того чтобы сделать правильное описание реки, нужно знать определённые термины. И сейчас мы проведем небольшую разминку:

    - Решить кроссворд на тему  «Части реки» (ключевые слова указаны).

    Запишите по вертикали: 1.Площадь, с которой собирает воду река. 2.Ежегодно повторяющийся весенний подъем воды. 3.Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.  4.Форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.  5.Реки, скорость которых быстрая, характер течения бурлящий, пенящийся.  6.Река, впадающая в главную реку.

     7.Место, где река впадает в море или океан.  8.Граница, разделяющая бассейны двух рек.  9.Не конь, а бежит, не лес, а шумит.  10.Как называется самый низкий уровень воды в реке, чаще летом.  11.Внезапный подъем воды в реке во время дождей.  12.Место, где река начало берет.

    На экране соревнования отражаются данные выполнения заданий по группам.

    III  Работа по теме урока

    -  Ни один город мира не может жить без воды, однако, далеко не многие города считают воду одной из главных своих достопримечательностей. СПб, как и Венеция, без воды не мыслим.

    Задание 1.

    -Наш город - один из наиболее «водных» городов мира.

    -Какая наша главная река?

    -Кто может сказать, почему эта река так названа?

    Обсуждение в группах учащихся и ответы их.

    Учащимся даны тексты с содержанием понятий слова «Нева» - у каждой группы свой вариант ответа (1группа - Высказывалось мнение о родстве этого названия с финским  словом «Нёва» (болото, топь, трясина);

    2 группа - Нередко относили его к древнему финскому названию Ладожского озера, а именно к «  Нёво» (море);

    3 группа - Но в шведских документах встречается другое название нашей Невы-«Ню» (Новая река).

    Задание 2.

    Сейчас вы получите информационную карту и различные топографические карты.

     Вы должны с ними познакомиться, чтобы потом ответить на вопросы:

    1. Откуда Нева берёт начало?
    2. Куда впадает Нева?
    3. Какова длина? Какова ширина?
    4. Какова глубина? Каков возраст?
    5. Какие реки впадают?
    6. Насколько рукавов делится Нева  

                    в своей дельте?

    1. Какие  города находятся на Не

                   ве?

    1. Назовите протоки реки

    (Раздаточный материал на столе у каждой группы)

    Ответы на вопросы:

    1   .Ладожское озеро.

    Шлиссельбург.

    Крепость Орешек.

    2.  Финский залив.

    3.  74 км.  Средняя ширина-200-400м.

    самая широкая часть-1000-1250м в дельте у Невских ворот Морского торгового порта, самая узкая 210м напротив мыса Святка в начале Ивановских порогов.                

    4.глубина -4м у Ивановских порогов  и 24м у Литейного моста.

     2500лет.

    5.основные притоки Невы:  

    Слева -Мга, Тосно, Ижора, Славянка, Мурзинка.

    Справа - Охта ,Черная речка.

    6. дельта Невы имеет рукава: Большая   Нева , Малая и Средняя Невка.

    7.Шлиссельбург, Отрадное, Кировск, СПб.

    8.Стихотворение о протоках Невы В.Кушнера

    Работа в группах продолжается.

    Условие: каждая команда отвечает по очереди.

    За правильные ответы выдаются «капельки».                            

    Стихотворение В.Кушнера, посвящённое протокам Невы в исполнении учащегося:

    Привели меня к дому сперва, где жил Пушкин.

    Сказали: «Постой –ка.». Я спросил: «Это речка Нева?»

    Мне сказали: «Ты что,это Мойка!»

    А потом вроде узкого рва

    Видел речку свинцового цвета.

    Я спросил: «Неужели Нева?»

    Нет, канал Грибоедова это

    А потом шелестела листва.

    Сколько статуй ,какая прохлада!

    Я спросил : « Это речка Нева?»

    -Нет, Фонтанка, у Летнего сада.

    А потом синева, синева,

    Шпиль, и солнце, и  волны, и ветер.

    Я не спрашивал: «Это Нева?»

    Я и сам бы любому ответил!

    Здоровьесберегающая  пауза.

    Задание 3.     

    Учитель:

    - А сейчас мы совершим экскурсию по берегу   Невы:  

    -Какие достопримечательности вы увидели?

    Ответы учащихся по группам  (Ростральные колонны,

    Адмиралтейство, Кунсткамера, Летний сад, Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость).

    Задание 4.

    -  Наш следующий слайд называется «Несчастья Невских берегов»

    - Как вы думаете, о чём пойдет речь?  (О наводнениях).

    Задание 5.

    -  А сейчас попробуйте угадать, какая рыба живёт в Неве?

       Задание 6.

    - А теперь поговорим о том, как человек использует реку и какие опасности ей угрожают?

    - Как можно помочь Неве?

    Учащиеся вспоминают основные проблемы.

    Предлагают свои решения.    Делают выводы: Необходимо беречь воду!

    Задание 7.

    - Практическая работа: Найдите на карте Ленинградской области, какие ещё реки находятся на этой территории? Сделайте описание этих рек (описание по плану).

    Учащимся выдаются тексты с содержанием описания рек.

    Прослушивание ответов учащихся групп.

    IV. Закрепление.

     Тест – закрепление «Вода Санкт- Петербурга»:

    1.На сколько рукавов делится Нева перед впадением в Финский залив?

    а)  2                      б ) 5                      в)  3                       г ) 7

     2. Самый многоводный приток Невы

                  а)  Ижора        б)  Мга        в) Охта        г) Славянка

     3. Самый длинный приток Невы

                 а) Мга        б) Мойка          в)  Тосна    г) Фонтанка

     4. Самая загрязненная река города?

                а) Фонтанка        б) Охта        в) Обводный канал         г) Мойка

     5. Какой статус по индексу загрязнения воды  имеет Нева?

    а) « чистая» б) « загрязненная»  в) « умеренно загрязненная»  г) « очень загрязненная»

     Подведение итогов  работы по группам.

     Оценки всем за участие в работе на уроке.

    V.  Итоги урока.

    1. Что нового узнали?

    3. Хотелось бы вам еще раз работать на таком уроке?

    4. Как изменилось ваше настроение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)

    Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....

    Интегрированный урок по биологии и географии "Северная Америка.Животные и растения"

    Интегрированнй урок подготовлен для коррекционной школы VIII вида. Урок проводится в 8 классе. На уроке рассмотрены географические особенности Северной Амеики. Животный и растительный мир. Использовал...

    Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ

    Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ по теме «Моделирование и формализация. Создание и разработка моделей на компьютере». «Основы генетики»....

    Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».

    Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация....

    интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

    Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

    Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"

    Интегрированный урок  по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока:   сравнить сердечно...

    Рабочий лист к интегрированному уроку по биологии и физике на тему "Движение крови по сосудам" Авторы: Шамсиев Артур Бахтиярович - учитель биологии; Мачульская Людмила Васильевна - учитель физики.

    Рабочий лист к интегрированному уроку по биологии и физике на тему "Движение крови по сосудам" Авторы: Шамсиев Артур Бахтиярович - учитель биологии; Мачульская Людмила Васильевна - учитель физики....