Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"
план-конспект урока на тему

Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"

 

Цель:  Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_b_klass_zimuyushchie_ptitsy_nashey_mestnosti.docx54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                 «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Урок по предмету

 «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

в классе для детей со сложной структурой дефекта шестого года обучения

Тема: Зимующие птицы нашей местности

                                                                     Составила  учитель 6 «Б»   класса                                                            

                                                                                    Мокрякова Т. Я.

Рубцовск – 2016

29. 02. 2016        План урока по предмету  «развитие устной речи»

в классе для детей шестого года обучения

Тема:   Зимующие птицы нашей местности 

Цель:  Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц

Образовательные задачи:

- уточнить понятия «зимующие»;

- побуждать детей принимать участие в составлении рассказа, договаривать отдельные слова и фразы;

- активизировать словарь детей.

Коррекционные задачи: 

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать координацию речи с движениями;

- развивать устную связную речь, слуховое внимание;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;

Воспитательные задачи: 

- воспитывать интерес к окружающему миру, заботливое отношение к птицам

- эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.

Словарь:  зимующие  птицы, синица, воробей, ворона, снегирь, дятел, декабрь, январь, февраль

Методы и приемы:

- моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;                                                                                                                                            

- использование дидактических пособий и наглядного материала;

- использование литературных произведений в динамических паузах, физминутках, пальчиковых играх;

- наглядно-действенный;

- приём игрового взаимодействия с взрослыми;

- словесный – активизация речи детей, диалог;

Оборудование: 

У учителя:

- рисунок зимнего дерева,

- картинки птиц,

- серия картинок (3 рисунка)

- карточки с изображением корма для птиц,

- натуральные предметы: зёрна, еловые шишки, ягоды рябины.

- карточки со словами: сне-гирь, си-ни-ца, во-ро-на, во-ро-бей, дя-тел.

У детей:

- натуральные предметы: зёрна, еловые шишки, ягоды рябины,

- серия картинок (3 рисунка)

Предварительная работа: 

- наблюдение за изменениями в природе на экскурсии,

-  наблюдение за зимующими птицами в школьном саду,

- разучивание упражнений для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

Литература:

1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.

2. Вохринцева С. Познавательно-речевое развитие детей. Птицы. Тетрадь общения и развития детей. Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2012 – 17с.

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. М.: ВАКОЛ, 2010. – 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Автор- составитель В.Н.Иванкова. - М.; ООО «Аквариум-Принт, К.: «Дом печати-ВЯТКА», 2006.-256с.

Ход урока

I. Организационный  момент

-  Какой по счёту урок мы начинаем?

- Как называется наш урок? (Наш урок называется развитие речи.)

- Чему вы учитесь на уроках развития речи? (Мы учим наблюдать за погодой, правильно составлять предложения, рассказы.)

- Какое время года идёт? (Время года зима.)

- Какой месяц зимы идёт? (Месяц зимы февраль.)

- Какой он по счёту? (3-й месяц зимы)

- Назовите сегодняшнюю дату (29 февраля)

- Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая  погода, безветренная)

(Слава отмечает погоду в календаре природы)

II.  Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о… .

- Кто изображён на доске? (зимующие птицы)

- Покажите и назовите этих птиц (снегирь, синица, ворона, воробей, дятел)

- Так о ком мы с вами будем говорить? (О зимующих птицах)

III. Работа по теме

- Почему этих птиц называют зимующими? (Потому, что они остаются на зиму у нас)

1) Ира «Отгадай птицу»  Загадки

(Дети отгадывают загадку , находят изображение данной птицы и «садят» её на зимнее дерево)

1. Всё время стучит, деревья долбит,        

    Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

   Любит зёрнышки клевать,

   С первым снегом на рябине

   Он появится опять. (Снегирь.)

3. Спинкою зеленовата,
  Животиком желтовата,
  Чёрненькая шапочка
  И полоска шарфика.  
(Синица)
 4. Носят серенький жилет,
      Но у крыльев чёрный цвет.
      Видишь - кружат двадцать пар кричат:
      - Карр! Карр! Карр          (ворона)
5.  Чик-чирик!
    К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это?    
(Воробей)

- Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось.

- Кто украсил наше дерево? (зимующие птицы)
 2) Игра «Подпиши картинку и опиши птичку»

 На доске карточки с названием птиц.

- Прочитаем слова хором.

- Подпишите картинку (глобальное чтение) и опишите птичку, которую подпишите.

Например, дети описывают: «Это маленькая птичка с красной грудкой», «Это большая птица. У неё чёрные  крылья» и т.д.

- Давайте ещё раз прочитаем, какие птицы прилетели на наше дерево. Читаем хором.

Физминутка                           «Серенькие пёрышки»

Воробьи – воробышки,

(Похлопывание руками по бокам)

Серенькие пёрышки!

(Махи руками вверх – вниз)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучим кулачками перед собой один о другой)

У меня с ладошки!

(Дуем на раскрытые ладони)

Нет, с лошадки не клюют

(Развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают.

(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши)

3). Беседа

О ком мы сегодня говорим? (О зимующих птицах)

Зима очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

- Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы?

- Я вам сейчас расскажу по секрету, какая птица, чем питается. Слушайте внимательно.

Учитель  рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками.

- Найдите у себя на парте и рассмотрите зёрнышки и т. д.

(У детей на парте в ёмкости натуральные зёрнышки, крошки, ягоды рябины, еловые шишки, кусочек несолёного сала).

Давайте договоримся  их обозначать (выставляет карточку с моделью на доску, около той птички, о ком идёт речь)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/504059/img1.jpg

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/504059/img2.jpg

Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/504059/img3.jpg

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/504059/img4.jpg

Дятлы питаются семенами еловых шишек, их обозначим:

4) Игра «Накормите птиц»

- Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

(Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается).

Например, Снегирь питается ягодами рябины. И т. д.

Покормите птиц 


Покормите птиц зимой!                        
Изображают как сыплют крошки 
Пусть со всех концов                            Разводят руки в стороны 
К нам слетятся, как домой,                  Большие пальцы соединяют остальными машут, как        крыльями 
Стайки на крыльцо.                              Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома 
Сколько гибнет их – не счесть            Держатся за голову и качают ей 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть                 Прижимают руки к сердечку 
И для птиц тепло.                                 Обнимают и гладят себя 
Приучите птиц в мороз                       Изображают как сыплют крошки 
К своему окну,                                     Соединяют руки кольцом, над головой 
Чтоб без песен не пришлось              Пальцы щепоткой «открывают 
Нам встречать весну.                                     и закрывают клюв»

5) Составление рассказа по серии картинок.

На доске и у детей на парте серия картинок из трёх карточек.

1. Работа по серии картинок.

- Рассмотрите картинки по порядку.

а) - Что изображено на первой картинке? (зимующие птички у кормушки, которая засыпана снегом)

- Каких птиц вы видите?

- Как они себя чувствуют?

б) - Кто изображён на второй картинке? (Изображены дети)

- Что они делают? (Очищают кормушку от снега, насыпают корм птицам)

в )- Что вы видите на третьей картинке? (Птицы питаются кормом из кормушки)

- Как изменилось настроение у птиц?

- Что делают дети? (Дети наблюдают за птицами)

- Почему они отошли? (Чтобы не мешать птицам клевать корм)

- Как можно назвать детей? (Заботливые, добрые, любящие птиц)

2. Составьте рассказ по картинкам. (Предлагаю примерный рассказ детям)

- Например.  Была зима. Птицы: воробьи, синицы, снегири прилетели к кормушке. Кормушка засыпана снегом. Нечего птицам есть. Пришли дети. Очистили кормушку от снега, насыпали птицам корм. Прилетели снова птицы к кормушке и стали клевать корм.

(Каждый ребёнок подходит к доске и составляет свой рассказ)

Оцениваю.

V.  Итог

- О ком мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о зимующих птицах)

- Чем питаются птицы зимой?

- Хватает ли им корма?

- Чем мы можем помочь птицам?

- За хорошую работу на уроке. Птицы вам приготовили сюрприз из семечек и зёрнышек.

Угощаю детей кусочками козинаки из семечек.

1) Ира «Отгадай птицу»  Загадки

(Дети отгадывают загадку , находят изображение данной птицы и «садят» её на зимнее дерево)

1. Всё время стучит, деревья долбит,        

    Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

   Любит зёрнышки клевать,

   С первым снегом на рябине

   Он появится опять. (Снегирь.)

3. Спинкою зеленовата,
  Животиком желтовата,
  Чёрненькая шапочка
  И полоска шарфика.  
(Синица)

 4. Носят серенький жилет,
      Но у крыльев чёрный цвет.
      Видишь - кружат двадцать пар кричат:
      - Карр! Карр! Карр          (ворона)

5.  Чик-чирик!
    К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это?    
(Воробей)

                       «Серенькие пёрышки»

Воробьи – воробышки,

(Похлопывание руками по бокам)

Серенькие пёрышки!

(Махи руками вверх – вниз)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучим кулачками перед собой один о другой)

У меня с ладошки!

(Дуем на раскрытые ладони)

Нет, с лошадки не клюют

(Развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают.

(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши)

Покормите птиц


Покормите птиц зимой!                        
Изображают как сыплют крошки 
Пусть со всех концов                            Разводят руки в стороны 
К нам слетятся, как домой,                  Большие пальцы соединяют остальными машут, как        крыльями 
Стайки на крыльцо.                              Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома 
Сколько гибнет их – не счесть            Держатся за голову и качают ей 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть                 Прижимают руки к сердечку 
И для птиц тепло.                                 Обнимают и гладят себя 
Приучите птиц в мороз                       Изображают как сыплют крошки 
К своему окну,                                     Соединяют руки кольцом, над головой 
Чтоб без песен не пришлось              Пальцы щепоткой «открывают 
Нам встречать весну.                                     и закрывают клюв»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку"Наши питомцы"

На уроке активно использовались ИКТ в обучении учащихся английскому языку.Кроме ИКТ, были использованы и другие современные образовательные технологии:здоровьесберегающая,игровая,технология проблемног...

Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"

Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...

Разработка урока по биологии "Птицы нашего края"

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе на тему: " Птицы нашего края"...

Конспект открытого урока "Роль СМИ в нашей жизни"

Предлагаю коллегам план -конспект открытого урока немецкого языка с использовонием элементов Сингапурской методики для учащихся 9 классов....

открытый урок на тему: "Ориентирование на местности"

Тема занятия: «Ориентирование на местности»Цель  занятия: формирование навыков ориентирования на местности. Задачи:- Определять понятия стороны горизонта, ориентирование.- С...

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...