Самоанализ профессиональной деятельности
занимательные факты по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

С введением   ФГОС ООО  изменилась роль учителя- предметника. Теперь учитель-консультант, который знает готовое решение или владеет способами деятельности, учитель- модератор, деятельность которого направлена на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей,  учитель-тьютор, который осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

            На сегодня  отсутствует структура урока в классическом понимании.  На первый план выходит свободная самостоятельная деятельность учащихся, в ходе которой, с учётом собственного опыта принимаются решения. Считаю важной задачей учителя - воспитание мотивации ученика к самостоятельным поискам знания. Применяя педагогические инновации, я считаю главным в работе учителя  – добиваться того, чтобы у ребёнка возникла потребность в познании уже с первых лет школьной жизни, поэтому необходимым условием для успешного обучения является атмосфера всеобщей доброжелательности, уважение к ученику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx80.45 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности.

С введением   ФГОС ООО  изменилась роль учителя- предметника. Теперь учитель-консультант, который знает готовое решение или владеет способами деятельности, учитель- модератор, деятельность которого направлена на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей,  учитель-тьютор, который осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

            На сегодня  отсутствует структура урока в классическом понимании.  На первый план выходит свободная самостоятельная деятельность учащихся, в ходе которой, с учётом собственного опыта принимаются решения. Считаю важной задачей учителя - воспитание мотивации ученика к самостоятельным поискам знания. Применяя педагогические инновации, я считаю главным в работе учителя  – добиваться того, чтобы у ребёнка возникла потребность в познании уже с первых лет школьной жизни, поэтому необходимым условием для успешного обучения является атмосфера всеобщей доброжелательности, уважение к ученику.  

ФГОС ООО устанавливает  требования к результатам обучающихся:

Личностные - готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные – освоение учащимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.

 Предметные – освоение учащимися в ходе изучения предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих  элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии  и  воспитании  подрастающего  поколения:   в   формировании  их общей   культуры,   воспитании   творческой   личности,   осознании   своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.

Я считаю, что в обучении мы должны исходить из того, что биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы: как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о себе, но и об окружающей среде.

С учётом изменения приоритетов в школьном образовании, а так же достижений биологической науки я ставлю перед собой следующую цель биологического образования:

•        Создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • формировать у школьников положительную мотивацию обучения к  предмету;
  • активизировать познавательную деятельность с помощью привлечения интересной и занимательной информации, проведения различного рода игр, активных форм обучения;
  • организовать индивидуальную работу с учащимися на уроках и во внеурочное время с целью ликвидации пробелов в знаниях;
  • организовать процесс обучения с учётом особенностей личности учащегося;
  • способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  •  научить   детей ставить  перед собой цели, не бояться  ошибок и неудач, идти вперед;
  • поддерживать постоянный  интерес к деятельности ученика и его  успехам;
  • учить  детей  самостоятельно делать научные  открытия;
  • воспитывать свободную  личность, имеющую право  на  свободный выбор.

     При постановке целей обучения, воспитания и развития руководствуюсь тем, что выявляю наиболее действенные мотивы активной познавательной деятельности учащихся, которые способствуют вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность. В качестве внешнего воздействия, обуславливающего возникновение такого рода мотивов, в  своей  работе я  использую следующие  средства:

  • увлекательное изложение нового материала с привлечением исторических  знаний;
  • акцентирование  внимания учащихся на важности данной темы в  плане дальнейшего изучения раздела, курса и т.д.;
  • задания, выполнение которых требуют активной работы мысли учащихся;
  • выявление практической значимости изучаемого материала.

     Особое значение в  этом  случае имеет создание на  уроке атмосферы доброжелательности  и веры в познавательные возможности каждого учащегося.

     Я считаю, что для  реализации поставленных на  уроках задач обучения, воспитания и развития важную роль играет организация межличностного общения: «ученик-учитель», «учитель-ученик». Я заранее планирую свою коммуникативную  функцию на  уроке: как начну  урок, как буду поощрять деятельность, как организую взаимообмен  знаниями. Моя  задача так организовать общение, чтобы испытывать удовлетворенность от совместных действий с детьми, обеспечивать реализацию резервов партнера, создать  ему психологическую безопасность, ситуацию комфорта и  как  итог, ситуацию успеха на уроке. Поэтому наряду  с познавательными мотивами  обучения широко использую социальные, особенно  социального сотрудничества.

 Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов.

       Отбор учебного материала веду в соответствии с уровнем  сформированности  знаний учащихся с учетом уровня  обучаемости, при этом определяю границы обязательного уровня учебной  информации, которую сообщаю всем учащимся для формирования соответствующей системы знаний по теме, и максимума, обеспечивающего более глубокое изучение этого материала учащимися  с высоким уровнем обучаемости с  целью структурирования.

Школа, в которой я работаю, в феврале  2014 г.  отметила 115-летний юбилей. В текущем учебном году в школе был произведен косметический ремонт.  В школе имеется приспособленный кабинет биологии, установлен компьютер,  переносной проектор.

Информационное обеспечение можно назвать удовлетворительным.  Методические руководства и электронные учебники для учителя есть по всем курсам, обеспеченность учащихся учебниками  составляет 100%.

В классах, где я работаю, нет возможности широкого применения рабочих тетрадей по предмету, и задания в них даются детям индивидуально.

Учебная нагрузка в межаттестационный период следующая.

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

8а -2 часа

9а -2 часа

10 – 2 часа

11 – 2 часа

5а-1 час

8б- 2 часа

9б- 2 часа

5б-1 час

5а -2 часа

6а- 2 часа

7а-2 часа

5в-1 час

5б -2 часа

6б-2 часа

7б-2 часа

8а-2 часа

8б-2 часа

ИТОГО: 4 часа

ИТОГО: 8 часов

ИТОГО: 6 часов

ИТОГО: 6 часов

ИТОГО: 7 часов

Мною созданы и постоянно применяются различные задания для контроля, тесты, в том числе разноуровневые, разнообразный раздаточный материал по всем курсам биологии.

В работе использую модифицированные рабочие программы в 5-11 классах.

Разработаны рабочие программы по элективным курсам «Я и мое здоровье» для учащихся 8 класса, «Животный мир Бурятии» для учащихся 7 класса, которые в 2011-2012 учебном году прошли апробацию внедрения в условиях нашей школы.

 Использую электронные учебники: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Уроки биологии в 6 – 10 классах», «Птицы города Улан-Удэ»; мультимедийные учебные  пособия: «Биология животных», «Анатомия и физиология человека»; интерактивную энциклопедию «Мое тело»; мультипедиа энциклопедии «Целебные клады Сибири», «Птицы Прибайкалья».

Собрана и применяется на уроках в рамках реализации регионального компонента видеопродукция по Байкальскому региону.

В текущем году работаю над созданием электронного пособия по предмету Экология человека «Я и мое здоровье».

Администрация школы создает необходимые условия для деятельности учителя, по мере возможности делает все необходимое для повышения качества образовательного процесса.

По всем правилам дидактики, биология как и все другие учебные предметы, должна быть целостным учебным предметом по содержанию и структуре, личностно-ориентированным на учащегося; распределенным по разделам таким образом, чтобы учащиеся по ступеням от первого урока до завершающего постепенно расширяли, углубляли и систематизировали свои знания, совершенствовали умения, развивали  мышление, кругозор, самостоятельно применяли теоретические знания и умения.

Анализ 24-летней  педагогической деятельности, а также педагогической литературы и Интернет-ресурсов позволил мне выбрать направления организации образовательного процесса по биологии, которые направлены на улучшение качества знаний обучающихся, на повышение их интереса к предмету.

 Уроки представляют собой целостную систему, особенностью которой является грамотное определение цели, содержание обучения, оптимальный выбор методов и форм организации учебного процесса, умело связанное воедино изучение нового и контроль за его усвоением, высокая  коммуникативность, уважение к личности ученика. При этом  большое внимание  уделяется вопросам мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, сведения  к минимуму фронтальных форм работы, организации самостоятельной работы школьников в парах и группах на различных уровнях.

В своей работе использую разнообразные приемы, методы и средства обучения, элементы современных педагогических технологий и прежде всего, технологии развивающего обучения.  

Ее сущность состоит в создании системы учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Здесь важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика работой, отслеживая ход решения  проблемы. В процессе такой деятельности учащиеся развивают познавательную активность, творческое мышление, приобщаются к решению проблемных вопросов, используя различные источники, находят связь между прошлыми и настоящими событиями.

Теоретическая база данного опыта опирается на работы ряда ученых и авторов, работающих над технологией развивающего обучения. Достаточно подробно теория проблемного обучения рассмотрена в работе Л.М. Фридмана и В.И. Маху «Проблемная организация учебного процесса». Я согласна с авторами теории в том, что организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется и форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет научить учащихся учиться.

Метод проблемного обучения, который я применяю, творческий, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

На своих уроках  использую элементы технологии перспективно-опережающего обучения. Это одна из развивающих технологий, которую можно применять в средней и старшей школе в преподавании разных дисциплин. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся дает возможность заниматься на более высоком уровне сложности. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. В своей работе стараюсь по мере возможности использовать перспективно-опережающее обучение. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий по предмету, в рамках проведения  предметной недели.

 В последние годы в работе с учащимися стараюсь все больше применять технологию проектной деятельности. Эта универсальная технология, помогает поставить цель, определить задачи, наметить поиск эффективных способов осуществления  учебной деятельности, оценить свои возможности и ресурсы, представить  презентацию и сделать анализ результатов собственной работы. Особенно помогает применение данной технологии при подготовке к научно-практическим конференциям.

Мои уроки, благодаря ресурсам Интернет, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.

Применяя новые информационные технологии, ставлю перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать в ходе учебной работы.  Важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий.

Для учащихся, которые интересуются биологией, предлагаю занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления, кроссвордов, сканвордов,  презентаций  по изученной теме.

Начиная с 6 класса,  внедряю в процесс обучения электронные учебники: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», «Уроки биологии 6-10 классы»,  которые являются хорошим пособием для преподавания уроков биологии  и подготовки учащихся к экзаменам.

Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов по определенной теме курса.

         Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. К настоящему моменту мною создано некоторое количество  уроков-презентаций по биологии животных, где используются иллюстрации, фотографии, таблицы, характеристики, схемы, интерактивные рисунки и т.д. с учетом регионального компонента.

В 2015-2016 учебном году я работала над проектом  «Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в ОУ», которую успешно защитила на секции заместителей директоров по УВР на августовской конференции 23 августа 2016 года.

Работая в течение  2015-2016 учебного года в 5-х классах, на уроках биологии  в рамках реализации ФГОС ООО, применяла различный диагностический материал для определения уровня УУД учащихся 5-х классов.

При выборе диагностического инструментария возникли  определенные сложности.

В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики УУД, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей.

Я  применяла экспресс-методику, карты наблюдений, конечно, они не заменяют полной, подробной  диагностики УУД специально разработанными психологическими или педагогическими методами, но, на мой   взгляд, могут использоваться как вспомогательное средство.

На мой  взгляд, для осуществления мониторинга целесообразно использование методики: «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М.Ступницкой. 

Данная методика позволяет оценить сформированность универсальных учебных действий по трем направлениям:

  • Познавательные УУД,
  • Регулятивные УУД,
  • Коммуникативные УУД.

Методика не требует дополнительной организации работы с детьми. Из числа учителей, работающих в 5-х классах, были выбраны по 5 человек (классный руководитель и 3 учителя-предметника -учитель математики, русского языка и литературы, учитель биологии) и  педагог-психолог), которым было предложено  принять участие в экспертном опросе. После заполнения опросных листов дальнейшая обработка и анализ результатов проводились психологом. Обработка заключается в вычислении среднего результата каждого ученика  по трем видам  УУД.  Мы обследовали 56 учащихся 5-х классов. По нашим данным:

Уровень  овладения учащимися метапредметных УУД на начало 2015-2016 учебного года  

Стартовая метапредметная контрольная работа

( математика, литература, русский язык, биология)

Низкий

Базовый

Высокий

13%

69%

18%

Сформированность метапредметных  универсальных учебных действий                                 обучающихся 5 а класса

Ф.И уч-ся

Общее кол-во

оценка

Баллы

Уровень сформированности УУД

Аминев Руслан Аврикович

21

58%

4

6

7

8

Б

Б

В

Арефьева Екатерина Васильевна

10

27%

3

7

2

1

Б

Н

Н

Аюева Светлана Базыровна

10

27%

4

0

7

3

Б

В

Б

Барышников Никита Вадимович

15

41%

4

5

4

6

Б

Б

Б

Вяткина Ольга Алексеевна

20

55%

4

7

10

3

В

В

Б

Воронин Дмитрий Викторович

20

55%

4

6

8

6

Б

Б

Б

Жамсаранов Артем Юрьевич

19

52%

4

6

8

5

Б

В

Б

Игумнов Никита Владимирович

15

41%

3

5

4

6

Б

Н

Н

Комогорцев Никита Евгеньевич

20

55%

3

7

10

3

Н

Б

Н

Краснопеева Рената Викторовна

20

55%

4

6

8

6

Б

В

Б

Краснопеева Карина Викторовна

19

52%

4

6

8

5

Б

В

Б

Надмитов Бимба Мункуевич

10

27%

3

7

2

1

Б

Н

Н

Примак Алексей Николаевич

10

27%

2

0

7

3

Н

Б

Б

Панова Анастасия Андреевна

15

41%

5

5

4

6

В

Б

В

Соловейкина Кристина Андреевна

20

55%

4

7

10

3

Б

Б

Н

Сагдиев Кирилл Михайлович

10

27%

3

0

7

3

Н

Б

Б

Трубников Павел Олегович

15

41%

5

5

4

6

В

В

В

Шаханов Егор Андреевич

20

55%

3

6

8

6

Б

Б

Б

Ярин Никита Дмитриевич

19

52%

3

6

8

5

Н

Н

Б

**Б- базовый, В- выше базового, Н- низкий

Стартовая диагностика. Биология.5 класс.

Высокий-14%

Средний-43%

Низкий-43%

Основные проблемы в 5 классе по биологии:

  • выдвижение гипотезы;
  • выводы по эксперименту;
  • сравнение, анализ, классификация

В целом  учащиеся продемонстрировали средний и низкий уровни сформированности УУД в области биологии (43%).

Уровень сформированности универсальных учебных действий :

УУД

Низкий (не сформированы)

Базовый (достаточный)

Высокий

(творческий)

Познавательные УУД

14%

58%

28%

Регулятивные УУД

14%

14%

72%

Коммуникативные УУД

28%

58%

14%

 Сформированность метапредметных УУД показана на диаграмме

Сформированность   УУД    у  учащихся 5 класса по отдельным  параметрам:

УУД

                      Планируемые результаты

Сформированы

Не сформированы

Познавателные

работать с текстом при решении текстовых задач, извлечение из него   данных

сравнение, анализ, синтез  классификация

извлекать   информацию из окружающего мира как источника информации

конструирование и создание (моделей,  выражений, схем)

включение содержания обучения    в контекст решения значимых жизненных ситуаций

установка причинно-следственных связей

Регулятивные

самостоятельная работа с текстом ,поиск и выделение необходимой информации

составление плана , в оценке работы другого учащегося.

оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).

умение принимать и сохранять учебную цель

коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном);

Коммуникативные

работать в парах

 стремятся к сотрудничеству

формулировка своего собственного мнения и позиции

 задавать вопросы

Строить речевые высказывания в письменной форме

владение монологической и диалогической формами речи

Мониторинг сформированности  познавательных УУД показал, что 58% учащихся имеют базовый уровень сформированности,14% учащихся имеют низкий  уровень сформированности, 28% учащихся имеют высокий уровень сформированности.

Учащиеся   затрудняются  устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать,   использовать  знаково-символьные средства, проводить анализ, сравнение по диаграммам, таблицам, схемам, искать и извлекать нужную информацию. Учащиеся затруднились  в постановке гипотезы.

Регулятивные УУД  сформированы: 14%- базовый (достаточный) уровень сформированности, 72%- высокий уровень сформированности, 14%- с низким уровнем сформированности УУД. Учащиеся затруднились  в  составлении плана действий, в оценке работы другого учащегося.

По результатам    мониторинга    коммуникативных УУД   у   58%  учащихся сформированы. Таким образом,  дети умеют слушать и понимать речь других, стремятся к сотрудничеству, умеют  взаимодействовать друг с другом, соблюдают простейшие  нормы речевого этикета. 28% -коммуникативные УУД имеют низкий уровень.

Вывод:  Анализ результатов сформированности метапредметных УУД показал, что   56%  - базовый уровень сформированности УУД учащихся, 16% -высокий уровень сформированности  УУД, 16% -низкий (не сформированный)уровень сформированности УУД

Рекомендации: Поддерживать стремление  учащегося к познавательной деятельности, к участию в творческой деятельности, к развитию кругозора.

Вывод:

1.      Практика показала, что в 5-х классах методику корректно применять не ранее ноября для того,  чтобы учителя смогли понаблюдать и адекватно оценить особенности детей. Сравнивая результаты диагностики в 4 и 5 классе, мы увидели снижение количества детей, отнесенных к группе с высоким уровнем познавательных УУД. Это может быть связано с тем, что дети не успели проявить свои способности в течение первой четверти.  Или, имея высокий уровень развития операций мышления, не умею применять свои способности для решения учебных задач.

2.      Методика может применяться неоднократно для оценки динамики сформированности УУД у школьников, но не чаще двух раз в год: в начале и в конце года.

3.      Привлечение  к оценке сформированности УУД учителей повышает уровень ответственности  за результат обучения и осознанности в части применяемых методов работы.

4.      Для получения объективных данных необходимо провести инструктаж для учителей по работе с методикой, обозначить цели и задачи.

5.      Данные опросных листов могут быть положены в основу психолого-педагогической  характеристики ученика.

        Для тематической проверки знаний учащихся в процессе экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною составлены тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.

В 2012 учебном году я создала банк тестовых заданий  для работы в программе СМ – Тест для учащихся 8 класса. Данный образовательный продукт содержит тестовые задания закрытого и открытого типа. Вопросы составлены с учетом пяти уровней сложности:

  • Узнавание, распознавание и различие основных биологических понятий по курсу биологии человека;
  • Воспроизведение материала по памяти;
  • Воспроизведение материала на уровне понимания;
  • Установление причинно- следственных связей в стандартной ситуации, решение задач по образцу;
  • Работа в нестандартной ситуации.

Работа в среде М-Тест ведется индивидуально.

На мой взгляд создание  системы индивидуальных занятий по биологии -  это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами. Помимо этого, школьники приобретают навыки выполнения исследовательских проектов.

 Я  убеждена, что  именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии. 

Ученик, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны учителя, по моему мнению, не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, не раскроет свою собственную природу и на самом уроке. Для того, чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды я и вижу главную цель гибкого управления процессом самообразования.

    Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

        Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А, так как, ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  

На уроке учу детей выделять главное  в излагаемом материале. Для реализации  этой задачи  анализирую  содержание раздела. При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские.

Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является  урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие, конференция. урок- лекция, урок- семинар,  диагностико-коррекционный урок, творческие мастерские; подбираю интересный познавательный учебный материал, обеспечивающий полное усвоение темы.

 Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины.

 Мною разработаны и проведены в межаттестационный период  открытые  уроки и занятия по внеурочной деятельности. :

  • Открытое заседание НОУ «Совенок» в рамках 1 районной образовательной экспедиции
  •  «Живая крепость. Лейкоциты. Иммунитет» в рамках семинара ШМО учителей биологии, химии, географии.2013-2014 учебный год
  • Викторина «Своя игра»  8 класс – в рамках проведения месячника борьбы со СПИДом. Декабрь 2013-2014 учебный год.
  • «Общая характеристика грибов» 6 класс – в рамках недели биологии.

2013-2014 учебный год

  • «Многообразие пресмыкающихся» 7 класс – в рамках проведения семинара РМО

 2014-2015 учебный год.

  • «Выставка исследовательской деятельности» - 7-11 классы в рамках проведения РМ семинара.2014-2015 учебный год.

С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, обобщающие таблицы. Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную.  

      В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, целью которой является усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоничное развитие, создать условия для самореализации личности.        Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация,  качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности. (приложение 2)

Преподавание биологии в пятых классах осуществляю по учебникам  полностью соответствующим  требованиям ФГОС,  которые содержатся в Федеральном перечне учебников для общеобразовательных учреждений:

 Для преподавания биологии  выбрана вся линия под редакцией И.Н. Пономаревой, так как УМК  имеет материал, помогающий более качественно подготовить  обучающихся к сдачи  государственной итоговой аттестации. А так же имеет хорошую рабочую тетрадь с различными видами заданий.

           Большое значение в углублении и систематизации знаний учащихся имеет правильно подобранный дидактический материал. В последнее время имеется  большой выбор контрольных и самостоятельных работ, различных тестов, лабораторных и развивающих работ для учащихся, изучающих биологию - это дает учителю отличную возможность отбора необходимого материала для проведения уроков и для использования во внеклассной работе. При отборе дидактического материала пользуюсь рекомендациями Министерства  Образования  и обязательно учитываю возможности детей конкретного класса.

Анализ выполнения учащимися 5  класса

 итоговой контрольной работы по биологии.

Цель работы: проверка достижения учащимися 5 класса уровня базовой подготовки за  2015-2016 учебный год.

Предметными знаниями и умениями:

 -  Определять  признаки  живой природы;

- Различать   основные органоиды клетки.

- Определять принадлежность биологических объектов  к одному из царств живой природы;

- Устанавливать  соответствие  между организмами  и науками;

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Общеучебные :

- Сопоставлять свойства живых организмов;

- Проводить  простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- Самостоятельно ставить цели;

Логические:                                                                                                                                                              

- Находить и использовать причинно- следственные связи;

- Анализировать, сравнивать, сопоставлять.

       Регулятивные УУД:

-  Планирование этапов выполнения работы;

- Осуществлять проверку, вносить исправления

Характеристика  работы.

  •  Форма контроля: тестовая контрольная работа
  •   Количество вариантов -1
  •  Количество заданий в каждом варианте -14  
  • Распределение заданий по уровню сложности:

- заданий базового уровня – 6 (35% от общего количества заданий)

- заданий повышенного уровня -7 (50% от общего количества заданий)

- заданий высокого уровня -1 ( 15% от общего количества заданий)

Распределение     заданий по блокам         содержания программы

Блок содержания

Число заданий в работе

Наука о живой природе

2

Строение живых клеток

2

Признаки живых организмов

1

Строение живых  организмов

3

Многообразие растений, животных, грибов и процессы жизнедеятельности

6

Всего

14

5. Характеристика заданий. В работе используются задания: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов,  на соответствие,    с выбором верных суждений, с кратким ответом, с развёрнутым ответом.

Включенные в работу задания проверяют следующие виды познавательной деятельности :

  • Знание и понимание содержания понятий
  • Умение устанавливать соответствие
  • Способность анализировать , сопоставлять , выявлять
  •  Умение классифицировать организмы
  •  Владение  знаниями и  умением излагать свои мысли

Время проведения: май

Время на выполнение работы: 1 урок

Инструментарий: ручка, тетради, таблицы

            Количество  учащихся, выполнявших контрольную работу: 19 учащихся

  • В разрезе каждого ученика:

                                                    Фамилия, имя

                        учащегося (по списку в журнале)

Элементы

знаний, умений,

способов

деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Всего правильных

ответов

1.  определена наука биология

(1б)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

2.  дано понятие органоиды клетки

(1б)

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

14

3.  определено свойство живых организмов

(1б)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

4.  указаны особенности строения клетки    

(1б)

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

14

5.  указаны особенности строения растений  

(1б)

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

14

6.  названы  признаки покрытосеменных растений

(1б)

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

1

1

0

13

7. 1указаны  все объекты

науки «микологии»      

(3б)

3

3

3

3

3

3

6

7.2 указаны 2 объекта 

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

11

7.3 указан 1 объект)

(1б

1

1

1

3

8. определены все представители отдела Водоросли  :      

(3б)

3

3

3

3

3

3

6

8.1 определён  2 представителя  

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

11

-8.2 определён 1 представитель    

(1б)

1

1

1

3

9 . указано  3  признака  сходства голосеменных и покрытосеменных растений

(3б)

3

1

9.1 указано  2  признака

(2б)

2

2

2

2

4

9.2  указан 1  признак

(1б)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

10. установлено  соответствие между организмами и царствами :

- растений

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

- животных

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

- грибов

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

11.  выбрано 1 верное утверждение

(1б)

1

1

1

1

4

выбрано 2 верных утверждения

2

2

2

2

2

5

-   указаны  2предложения с

ошибками

(2б)

-   указаны  1предложение с ошибками

1

1

1

1

1

5

-   исправлено 2 ошибки

(2б)

2

2

2

12.   определено  понятие - Фотосинтез

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

13  дано определение понятия

(3б)

3

3

3

3

3

3

3

7

14.  ответ включает все названные элементы  

(4б)

4

1

-ответ включает 3 названных элемента

(3б)

3

3

3

3

3

5

- ответ включает 2 названных элемента

(2б)

2

2

2

2

2

2

2

7

-ответ включает 1 названный элемент

(1б)

1

1

1

1

1

1

6

Общее количество баллов: 36

32

27

29

28

25

19

23

15

17

28

21

16

19

30

20

18

34

18

17

оценка

5

4

4

4

3

3

3

2

3

4

3

2

3

4

3

3

5

3

3

Обобщенные результаты по классу:

Вывод об успешности овладения учащимися знаниями, умениями и способами деятельности

Количество

учащихся

 в классе

Выполняли

работу

Справились на

стандарт

КО

Средний балл

5

%

4

%

3

%

2

%

20

19

2

10,5

5

26,3

10

52,6

2

10,5

89,5

36,8

3,36

задания

Элементы знаний, умений, способов

деятельности

Выполнили правильно/

Количество

%

Допустили ошибки/

Количество

%

Не приступили к выполнению/

Количество

%

% успешности

выполнения

1

определена наука биология

19\100

0

0

100

2

дано понятие органоиды клетки

14\73,6

5\26,3

0

73,6

3

определено свойство живых организмов

19\100

0

0

100

4

указаны особенности строения клетки

14\73,6

5\26,3

0

73,6

5

указаны особенности строения растений

14\73,6

5\26,3

0

73,6

6

названы  признаки покрытосеменных растений

13\68,4

0

6\31,5

68,4

7

указаны  объекты науки «микологии»

19\100

0

0

100

8

Определены  представители отдела Водоросли

19\100

0

0

100

9

Указаны  признаки сходства голосеменных растений

18\94,7

0

1\5,2

94,7

10

Установлено  соответствие между организмами и царствами

- растений

- животных

- грибов

19\100

0

0

100

11

- указаны  верные утверждения;

-   указаны  предложения с ошибками;

-  исправлены  ошибки;

12\63,2

6\31,5

1\5,2

63

12

   определено  понятие

19\100

0

0

100

13

 Дано  определение понятию

19\100

0

0

100

14

Дан  полный развернутый ответ

1\5,2

17\89,4

1\5,2

5\26,3

Одним из направлений работы с одаренными детьми является подготовка и участие ребят в олимпиадах школьного, муниципального, республиканского и международного уровней. Это дает возможность каждому ученику проявить себя, представить свои достижения.

Мои  ребята  участвуют в Муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам биология, экология (приложение 3)

Учебно-исследовательская работа – ещё один вид моей педагогической деятельности. Достоинство учебно-исследовательской работы состоит в том, что она развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и  радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени  становится не передатчиком знаний, а  партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной  проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и  в мнениях товарищей.

На протяжении многих лет во всех школах, где мне пришлось работать, я была руководителем кружка по основам исследовательской деятельности «Интеллект». Учила детей выполнять исследовательскую работу и позиционировать себя на конференциях: «Мои первые шаги», «Шаг в будущее», «Моя малая Родина», «Человек на Земле», «Созвездие» и другие.

Сборник исследовательских работ  учащихся опубликован на сайте http://www.proshkolu.

С 2009 года  я принимаю  активное участие во Всероссийском конкурсе знатоков биологии  - предметный чемпионат - в рамках работы с одаренными детьми:

За активное участие во всероссийских молодежных чемпионатах в мае 2013 года я награждена дипломом, за работу по организации Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатов в 2012-2013 учебном году».

Я участвую в разных мероприятиях, проводимых в районе и республике по вопросам охраны окружающей среды. Награждена дипломами. В рамках первого республиканского проекта «Спасем Байкал вместе», я разработала план мероприятий, который реализуется до 11 ноября 2016 года. В апреле 2016 года были организованы выезды в национальную библиотеку г. Улан-Удэ, на лектории по охране природы. В школе проходили различные мероприятия по плану проекта, организовывался просмотр видеофильмов «Животный и растительный мир Байкала», «У края чарующей бездны».

В мае 2016 года я участвовала во Всероссийской акции по экологии «Зеленая весна», организовала посадку деревьев и кустарников на территории школы. Данная акция продолжится в октябре текущего года, по плану будет организована аллея первоклассников по периметру здания начальной школы из рябины обыкновенной. С апреля по август 2016 года я с ребятами участвую в  Республиканском проекте «Чистые источники Бурятии». Подведение итогов муниципального этапа  состоится 10 сентября 2016 года.

Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану:

  • прохождение курсов повышения квалификации;
  •  изучение  нормативных документов по биологии,
  • Федерального компонента государственного стандарта образования, программ по биологии,  публикаций на страницах интернет- сайтов.(Завуч, Про школу)
  • самосовершенствование по владению ИКТ;
  • систематическое использование сайтов Интернета,
  • обмен опытом с коллегами - учителями.

Большую роль в своей педагогической деятельности я отвожу курсам повышения квалификации, которые позволили мне более полно познакомиться с содержанием новых педагогических технологий, методами и способами их внедрения, обменяться опытом с   коллегами республики. В феврале 2014 года на курсах повышения квалификации по теме «Инновационная деятельность ОУ» приняла активное участие в разработке инновационного проекта «Виртуальная экскурсия по просторам  Бурятии».

Считаю, что работа учителя является сложным процессом обучения и воспитания не только детей, но и родителей, а также самовоспитания и самообучения. Только совместная работа с детьми, родителями, коллегами, различными общественными институтами способна дать эффективные результаты.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, я включилась в работу Республиканской программы «70 добрых дел к 70-летию Победы» 2013-2015гг.

Совместно с родительской общественностью, учащимися МБОУ «Вознесеновская НОШ»,  разработали проект «Память поколений», который начал реализовываться с  2010 года.

 Проект «Память поколений»  направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, в настоящее время является актуальным. (см. приложение)

Основной вклад школьной биологии и экологии в развитие личности непосредственно связан с развитием и формированием экологического мировоззрения  учащихся, а вслед за ним экологической культуры.    Программа содержания курса биологии и экологии углубляется и расширяется за счёт ведения элективного  курса. Мною была составлена и реализована  программа  элективного  курса по биологии и экологии для  8 классов  на 2014-2015, 2015-2016  учебные годы  «Я и мое здоровье».  

  Основной целью данного курса является  – формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья.

 Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

  • сформировать психологическую установку на здоровый образ жизни;
  • создать воспитательное пространство,  предметную среду направленные на формирование привычки быть здоровым;
  • познакомить с теоретическим материалом о здоровом образе жизни в сочетании с “минутками здоровья” (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные движения и т.д.);
  • использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов как: распространённость наркомании, токсикомании, алкоголизм, курение.

     В связи с этим, мною была пересмотрена  программа курса “Биология” с учётом валеологической направленности учебно-воспитательного процесса, которая призвана сформировать профилактическое мышление обучающихся на здоровый образ жизни.

   Предложены конкретные рекомендации по каждому классу, примерное планирование тем, интегрирующий материал по вопросам здорового образа жизни, а также методические рекомендации по интеграции вопросов здорового образа жизни и репродуктивного здоровья в содержании предметов биологического цикла, сгруппированные на модульной основе.

Для формирования здорового образа жизни дети изучают и на практике применяют знания по следующим темам:

  • Гигиена тела;
  • Гигиена труда и отдыха;
  • Профилактика инфекционных заболеваний;
  • Питание и здоровье;
  • Наследственность и здоровье;
  • Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня;
  • Природная среда как фактор здоровья населения.

     В ходе учебного процесса  учащимися были разработаны следующие проекты:

  • “Факторы, формирующие здоровье”;
  • “Факторы, разрушающие здоровье”;
  • «Режим труда и отдыха, профилактика переутомления”;        
  • “Среда обитания и здоровья”;
  • “Стресс, “болезни адаптации” и их предупреждение”;
  • “Вредные привычки и их предупреждения”.

 Работа над проектами показала, что большинство людей воспринимает жизнь как величайшую личную ценность. В тоже время ценность здоровья как полноценной жизни многими людьми нередко только декларируются, а на деле они ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно, в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей. Вследствие этого  учащимися были разработаны конкретные рекомендации по вопросам здорового образа жизни:

  • Чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни, который позволял бы постоянно поддерживать здоровье, иными словами, необходимо сформировать ЗОЖ.
  • Выработать собственный оптимальный, здоровый образ жизни может только культурный человек. Отсутствие же понимания значимости здоровья для полноценной жизни характеризует низкие уровень общей культуры человека.
  • Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания. А сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки ЗОЖ, можно дать и получить.

     Таким образом, курс «Я и мое  здоровье» способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющемся мире. В этом и заключается творческая задача педагога по реализации интеграции тематики формирования здорового образа жизни в дисциплины биологического цикла.

     Результатом усвоения данного курса стали исследовательские проекты учащихся: «Чистая вода-здоровье будущего», «Жевательная резинка полезная или вредная?», «Влияние никотина на работу головного мозга», «Антропогенные воздействия на окружающую среду», “Ожирение как следствие нерационального питания”, “Исследование микрофлоры воздуха класса и её влияние на состояние здоровья учащихся”.  В завершении данного курса в ноябре 2013 года  была проведена общешкольная конференция для среднего и старшего звена в рамках 1 районной образовательной экспедиции, где учащиеся выступили со своими проектами.

На 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы, на основе Сборника программ элективных курсов (Санкт – Петербург, СМИО Пресс. 2005г.) мною был разработан элективный курс «Решение задач по генетике». Программа элективного курса была разработана для обучающихся 10-11 классов и рассчитана на 35 часов. Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» — наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11-х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования,  кроме того такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.

Цель элективного курса:

  • Создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности.

Задачи:

  • Кратко повторить  материал, изученный  по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»;
  • Выявить и ликвидировать  пробелы в знаниях учащихся по темам школьной программы, а также в умениях решать задачи;
  • Обучить  учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся, которая позволит отследить развитие универсальных учебных действий как в урочной и внеурочной деятельности школьников.  На новый межаттестационный период определяю цель своей профессиональной деятельности  – создать систему компенсационных действий для успешной социальной адаптации обучающихся и их родителей в условиях  реализации нового образовательного стандарта по предмету «биология».

Общаясь со своими выпускниками, я вижу результат своей работы, чувствую удовлетворение и понимаю, что не зря выбрала эту профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....

Самоанализ профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...

Самоанализ профессиональной деятельности

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...