Самоанализ профессиональной деятельности
материал по теме

Бадардина Елена Петровна

 

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами

А. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Каргатского района Новосибирской области.

Аттестация педагогических работников

образовательных учреждений

Документы и материалы

учителя русского языка и литературы

МОУ Мусинская средняя общеобразовательная школа

Бадардиной Елены Петровны

2010 год

Самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ Мусинская средняя школа Каргатского района Бадардиной Елены Петровны.

Образование высшее  Новосибирский государственный педагогический институт, 1983 год, специальность – учитель русского языка и литературы.

 Общий стаж работы – 29 лет

 Стаж работы по специальности – 29 лет

 Стаж работы в МОУ Мусинская СОШ – 29 лет

 Квалификационная категория – первая

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами

А. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Несомненно,  в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда происходит переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступают лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

  Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Методическая тема, над которой работает коллектив школы,: « Внедрение современных  педтехнологий  в образовательный процесс на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода».

В соответствии с темой составлен учебно-воспитательный план работы школы, МО, методического совета. По данной теме проводятся педсоветы, семинары, организовано самообразование учителей. Моя профессиональная  деятельность напрямую согласуется с целями деятельности данного образовательного  учреждения.

Целями моей  педагогической деятельности являются:

  1. Формирование общеучебных умений, языковой, коммуникативной и культуроведческой компентеции обучающихся.
  2. Обучение умению самостоятельно выполнять задания по русскому языку и творческие задания по литературе.
  3. Формирование личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решение в условиях неопределенности и продуктивности, готовностью к творческой самостоятельности и совместной деятельности с другими людьми.

   

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно – ориентированного

                                                             1  

обучения, так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя  на личность обучающегося, что является условием  его развития. Следовательно, моя позиция предполагает несколько задач:

  1. Работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению.
  2. Выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося  через систему личностно – ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития.
  3. Относиться к ребенку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, при этом  ещё проявлять и активность.
  4. Развивать и укреплять интерес к предмету.
  5. Готовить обучающихся к осознанному выбору профессии, прививать навыки самостоятельной работы.
  6. Использовать новые педагогические технологии.

 Реализация данных задач и  наличие  эффективных  форм работы приводят к успешности обучения русского языка и литературы.

Мною продолжается работа по формированию понятия  ценности  личности через успешное применение  педагогических технологий, их элементов, методики управления и прогнозирования педагогического   процесса, создания оптимальных условий для реализации творческих возможностей обучающихся, организации их самообразования.

  Тема, над которой я работаю, - «Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку». Выбор темы для меня закономерен: считаю, что эффективное современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных, творческих способностей.

Моя задача – развивать на уроках эти качества, активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления моих учеников. По этой теме у меня подготовлен обширный методический и дидактический материал, который я использую как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять инновационные технологии, способствующие обучению с минимальными затратами здоровья и более эффективному овладению каждым учащимся системой знаний в области русского языка и литературы. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, дает возможность учащимся выбрать в обучении уровень, в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям,  а также образовательным потребностям при изучении отдельных тем и применению полученных знаний на практике и созданию проектов.

                                                              2  

Хотелось бы отметить такие проекты детей, как «Жаргонизмы в речи

школьников»,  «Язык рекламы», «Компьютерный сленг», «В чем опасность телефонной переписки», «Современные заимствования из английского языка».

Применение информационных технологий  позволяет формировать ключевые компентеции обучающихся.

 В своей работе я использую готовые программные продукты: «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»,  интерактивный курс «Русский язык. 10 - 11 классы» ( авторы О.Е. Ермакова, И.А. Букринская), «Интернет – ресурсы», текстовые материалы. Очень помогают в последнее время просмотры  кинофильмов и спектаклей.

Достичь  поставленных целей помогают разные формы работы. Высокие результаты дают уроки – презентации.( Приложение №1)

Учащиеся создают и применяют на уроках демонстрационные презентации (Приложение №2).

Мною создаются и применяются на уроках русского языка и литературы обучающие презентации (Приложение №3).

 В процессе преподавания русского языка стараюсь формировать у школьников бережное отношение к слову, прививать любовь к русскому языку. Считаю, что свободное владение русским языком – надежная основа человека в его жизни, творческой деятельности. А это требует тщательного обдумывания каждого урока, отбора экономных методов и видов работы, наиболее соответствующих возрастным особенностям учащихся.  

Так как успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, степени самостоятельности и творчества, то именно характер деятельности и степень самостоятельности должны служить важными критериями выбора метода.

Как увлечь школьника, заинтересовать его, с помощью каких методов сделать обучение увлекательным?

Для достижения целей обучения использую в работе различного рода релаксации (расслабления).

 Релаксопедия – обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей, боязни дать неверный ответ, заслужить низкую оценку. Особую роль отвожу созданию игровых ситуаций, имитационным,   познавательно – дидактическим и поисковым играм. В игровом образовательном процессе учителю необходимо и самому учиться, «выращивать» игровые формы совместно с детьми:

  1. Отгадывания шарад, метаграмм,  анаграмм.
  2. Аукционы, лото «Антонимы», «Синонимы».
  3. «Корректор», «Шеренга», «Переводчик», «Соколиный глаз».
  4. Эмоциональные зарядки, «Разминки».
  5. Творческие тренинги.

Очень важно, что иногда дается только установка на игру, а тексты, слова для игры подбирают сами ребята.

                                                        3

Во  внеурочной работе использую игры по форме известных и любимых детьми телепередач («Своя игра», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»). Активно участвуют ребята в праздновании Дней Славянской культуры и письменности,

готовят сообщения, ребусы, загадки, кроссворды, оформляют альбомы с высказываниями о русском языке. C  целью развития лингвистических навыков, привития интереса к родному языку, формирования навыков исследовательской деятельности, развития творческой самостоятельности учителя русского языка и литературы проводят Недели русского языка и литературы, в которых с интересом и активностью участвуют все учащиеся  со 2 по 11 класс.  (Приложение №4)

При рефлексии (переосмыслении и перестройке личностью своего опыта) ребята отмечают значимость не только познавательных процессов, но и возникающие ощущения совместной работы, объединяющей, сплачивающей участников действия.

  На уроке и вне  его современный учитель должен эффективно использовать своё время и время детей. Учителю следует стремиться, чтобы теоретический материал как можно прочнее был усвоен на уроке, теорию всегда подкреплять практикой репродуктивного и дедуктивного характера, объяснять выполнение домашнего задания, чтобы учащимся было легче его выполнить.

Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности.

 Возможность вызвать активность ученика на всех этапах урока представляют уроки разных типов: урок – практикум, семинар, зачет, деловая игра, урок – поиск, путешествие, ролевая игра.

Уроки разных типов позволяют избежать схематизации, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу учащихся, на деле осуществляя педагогику сотрудничества, гуманизацию процесса обучения.

 Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Их монологическая речь   чередуется с разными видами практической работы: диктанты, комментированное письмо, все виды грамматического разбора, сопоставительный анализ языковых явлений, работа с обобщающими таблицами, самостоятельная работа с разными видами проверки, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа, - все это позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.

     Важнейшим направлением в своей работе считаю формирование грамотного письма. Поэтому, когда школьники изучают орфографические и пунктуационные правила, добиваюсь не столько запоминания их, сколько понимания. А для    этого  обязательно использую зрительные опоры (схемы, рисунки, таблицы, карточки и т. д.)

 В словарно -  лексической работе использую тематические объединения слов, составление с ними словосочетаний, предложений. Это способствует прочному усвоению словаря – минимума, необходимого для грамотного человека.

                                                            4

На каждом уроке провожу диктанты: творческие, свободные, по аналогии,

 выборочные, распределительные и т. д. Основными приемами повышения лингвистического чутья, грамотности считаю не большие по объему

предупредительные и объяснительные диктанты, содержащие те слова, которые могут вызвать особые трудности и привести к ошибкам.

  Максимальная польза от проведения диктанта получается при соблюдении двух условий:

  1.  Учащиеся сдают работы, не проверяя их ( это воспитывает у них сосредоточенность и уверенность).
  2.  Оценки за диктанты сразу не выставляю ( это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся).

Использую идею ремикс – моменты ( от лат. Remiscere – «перемешивать») при проведении распределительных диктантов, в которых словосочетания делятся на группы по синтаксическим признакам и при этом содержат в своем составе слова с орфограммами. Ученики сдают работы, не проверяя их, учитель (или консультант) не исправляет ошибки в тексте, а только отмечает количество ошибок. Оценку выставляю тогда, когда ученик сам исправил все ошибки в своей работе, осмыслив и объяснив их. В дальнейшем сильные учащиеся сами приходят к необходимости  составлять текст диктанта и проводить ремикс – моменты. Их словосочетания иногда получаются интереснее, чем обычно, по значению и гораздо сложнее по насыщенности орфограммами, с большей долей юмора, что разряжает обстановку на уроке. Так осуществляется дифференцированный  подход к учащимся, стимулирование потребности в творческом самопроявлении.

   В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально – групповые занятия. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнения задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности.  Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась.

Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся я большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого

( дифференцированного)   обучения. Когда беру новый класс, то провожу психологическое тестирование (изучаю преобладание темперамента учащихся, вида, памяти, мышления). На основе результатов формирую группы внутри класса. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать  задания по сложности и объему. На всех этапах  урока стараюсь давать разноуровневые задания.

                                                           5

 Я считаю, что дифференцированный подход в условиях классно – урочной системы позволяет реализовать творческие возможности всех учащихся.

 При всех видах деятельности учащихся учитываю индивидуальные способности каждого.                                              

 В своей работе использую разнообразные модели уроков:

  1. линейный урок (с каждой группой по очереди);
  2. мозаичный урок (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи);
  3. активно – ролевой (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных – консультантов);

4)комплексный урок (совмещение вариантов,отдельных этапов уроков1-3)

Задания для учащихся дифференцирую по уровню сложности: минимальный, основной, продвинутый.

Развить творческое мышление учащихся мне помогает технология коллективно – мыслительной деятельности учащихся (КМД). Сущность её заключается в том, что на уроке я создаю 3 пространства:

  1. Целевое (где создаётся проблемная ситуация).
  2. Поисковое (где обсуждается проблема в микрогруппе, состоящей из

 3-4 человек).

  1. Рефлективное (где происходит осознание собственной деятельности).

Таким образом, каждый ученик имеет возможность развиваться как творческая личность в мыслительной и поисковой деятельности.

Развивая творческие способности, я четко знаю, что я хочу от ребят и зачем я этого хочу. Поэтому модель моей деятельности такова:

                            Мотив (зачем я хочу)

                                    ↓

                             Потребность (что я хочу)

                                    ↓

                             Цель – содержание – методы – результат – рефлексия

                    ( что я хочу) средства.

    При этом учебный процесс становится открытой системой для развития творческих способностей учащихся. Ребята приобретают умения и навыки, становятся инициативными,  активными, умеют отстаивать свою точку зрения. Контроль и оценка присутствуют на всех этапах урока.

Тестовый контроль с помощью компьютера предлагает возможность быстрее и объективнее выявить, знает или не знает предмет обучающийся.  

Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной  системе обработки информации, а также важен для выработка навыков работы с тестовыми заданиями, что особо актуально при подготовке к государственной  аттестации  как в новой форме в 9 классе, так  и в форме ЕГЭ в 11 классе.

    Проверка знаний и отслеживание результатов является важной составляющей процесса обучения для  корректировки обучения.

                                                           6

Оценивание результатов провожу на разных этапах урока – при изложении нового темы (вопросы по изученному материалу), на самостоятельной работе (качество выполнения заданий, соответствие требованиям), на практической работе (степень самостоятельности, проявления творчества).

   Также использую дополнительные формы контроля: самоконтроль и взаимоконтроль (сопоставительного характера); зачет по теме; тестирование провожу периодически, применительно к отдельным темам.

За многие годы педагогического труда в школе с детьми сложились отношения на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия. В основе этого лежит сформированность навыков самостоятельных занятий индивидуально, в парах, требование соблюдения правил техники безопасности, наличие навыков сознательной дисциплины.

 Результативность работы определяется  и степенью участия учеников в школьных, муниципальных, областных и международных конкурсах

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Будучи личностно ориентированной, эта технология позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, их творческой самостоятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – одно из приобретенных направлений моей работы. Мои учащиеся выступают с исследовательскими работами на школьных, районных и областных научно – практических конференциях (Приложение №5).

Также я убеждена, что сочинение – это творческая работа, незаменимая  никакими тестами. Любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

Поэтому учащиеся моих классов принимают активное участие в школьных, районных и областных конкурсах и занимают призовые места.

( Приложение№6)

Являюсь организатором международного конкурса по языкознанию «Русский медвежонок». За организацию и проведение конкурса объявлялись благодарности районного УО. В 2009 -2010 учебном году работа моей ученицы заняла I место в районе и вошла в «Золотую сотню» Новосибирского региона.  

(Приложение №7).

Учитель только тогда учитель, когда обобщает и распространяет свой педагогический опыт.

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей

гуманитарного цикла, выступаю с основными докладами и сообщениями.

(Приложение №8).

                                                     7

За последние три года провела открытые уроки: «Д.С. Лихачев – совесть нации. «Земля родная»; «Словари и справочники – наши добрые друзья и помощники» (2008); «Сложные предложения» (2009); уроки – презентации

 « Мы сбережем тебя, русский язык, великое русское слово», «Элегия» Н.А. Некрасова.  Оценка. Восприятие. Истолкование».  Урок – презентацию по творчеству Н.А. Некрасова я представляла  на семинаре районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Участвовала  в работе районных секций с сообщением «Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ». Работала в комиссиях по подведению итогов районных конкурсов «Учитель года», «Урок года», по проверке экзаменационных работ по русскому языку в форме ГИА.  

Часто выступаю перед родителями на общешкольных и на классных собраниях на тему «Как готовиться к ГИА и к ЕГЭ по русскому языку». Думаю, что родители должны знать требования к подготовке и к условиям проведения экзаменов, как говорится, из первых уст.

Регулярно повышаю уровень квалификации, о чем имею удостоверения и свидетельства.  Стараюсь посещать семинары и курсы как на районном, так и на областном уровнях. При этом самообразование имеет приоритетное значение.

В педагогическом коллективе нашей школы постоянно осуществляется обмен опытом, мы с коллегами осваиваем новые технологии, совершенствуем свое мастерство. Я стараюсь понять каждого учителя, помочь, если нужно: участвую в подготовках «Урока года», других районных мероприятий, откликаюсь на просьбу помочь в разработке  и анализе уроков, Рабочих программ, тематического планирования.  

За творческий подход к преподаванию своих предметов неоднократно отмечалась благодарностями школьной администрации и районного

УО. В 2009 году была награждена Почетной грамотой Управления образования Каргатского района за большой вклад в обучение и воспитание подрастающего  поколения и Благодарностью Губернатора Новосибирской области за высокие профессиональные достижения, творческое отношение к делу обучения и воспитания.

Данные результаты  моей педагогической деятельности дают мне право претендовать на первую квалификационную категорию

 

                                                           8

                                                             

Приложение №1

Уроки -  презентации

2009 год -  « Сложные предложения».

 

2010 год – «Мы сбережем тебя, русский язык, великое русское слово»

        « Элегия» Н.А. Некрасова. Оценка. Восприятие. Истолкование».

        «Россия на рубеже веков».

                 

Приложение №2

Демонстрационные презентации

2008 год – «Военная проза в современной литературе».

2009 год - «Русская классика на страницах сцены».

                    «Художественный мир А.П. Чехова».

                     «Природа  на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

                     « Анализ эпизода».

2010 год – «Поэты Серебряного века».

Приложение №3

Обучающие презентации

2008 год -  «Знаки препинания при  однородных членах».

2009 год – « Синтаксис. Союзная и бессоюзная связь в сложном предложении»

                   « Мою любимые герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

                    « Петербург Ф.М. Достоевского».

2010 год - « Анализ лирического произведения».

                             

                         

Приложение №4

Неделя русского языка

  1. Сообщения на лингвистическую тему: «Из истории слов и выражений».
  2. Праздник фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений.
  3. Фестиваль фразеологизмов «Путешествие во фразеологическую губернию»
  4. Устный журнал «Русский язык в школе и дома».
  5.  Брейн – ринг « Почему мы так говорим».
  6. Интеллектуальный ринг «Встреча с буквоежкой»
  7. Интеллектуально – познавательные игры ( викторина, мегаграммы, ребусы)
  8. Конкурс « Пробы пера», «Грамотеи»».
  9.  Конкурс знатоков русского языка.
  10. Открытый урок -  презентация для 8-11 классов  «Мы сбережем тебя, русское слово, великое русское слово», представление проектов учащихся по лексике русского языка.
  11. Заключительный праздник «Слово о словах». Подведение итогов Недели.

                             

Приложение №5

Исследовательская деятельность учащихся

2008 год – районная конференция  « Откуда есть и пошла земля  Сибирская…»,        

                   2 место «Татарская кухня. Обычаи  и обряды» (Марчук Е.)

2010 год – Диплом лауреата XXIX городской  научно – практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь» за работу, представленную на секции лингвистики (русский язык), «Жаргонизмы на страницах газет» (Дроздова А.) 

                             

Приложение №6

Литературное творчество.  Сочинения

2007 год – Грамота за активное участие в районом конкурсе «Люблю тебя, мой                   край  родной» (Нафикова Р.); 2 место в районном фестивале «Юные таланты Сибири», номинация «Литературно – поэтическое творчество». (Сафарова А.)

2008 год –  Почетные  грамоты за активное участие в районном конкурсе «Люблю тебя, мой край  родной». (Болдарев А. ,Сафарова А).

 3 место среди 8-9 классов (Нафикова Р.)

 

2009 год -  2 место среди 10 классов в районном конкурсе «С любовью  к родному краю» (Болдарев А.). Работа напечатана в сборнике «С любовью  к родному краю»№1 2009, осень.

                     

2009 год – участие в областном конкурсе сочинений «Мой лучший  день лета» (Дроздов А.)

2010 год – Почетная грамота за активное участие в фестивале детского и юношеского творчества «Салют Победы» (Сафарова А.);

2 место в номинации «Литературное творчество – проза» (Нафикова Р.)

                             

Приложение №7

« Русский медвежонок»

2009 -2010 год –  Диплом Управления образования администрации  Каргатского района за 1 место в районе среди 10 классов; Диплом, «Золотая сотня» Новосибирского региона за успешное выступление в конкурсе «Русский медвежонок -   языкознание для всех» (Нафикова Р.). 

                                         

Приложение №8

Методическая деятельность

Школьный уровень

                                   

  1. год – «О реализации принципа преемственности в программах начальной школы и среднего звена»; «Работа с текстом как средство формирования личности ученика».

  1. год  - «Новые походы к проведению экзамена по русскому языку», «Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы».

  1. год – «Самоопределение  как основное средство формирования личности ученика»; «Исследовательская деятельность как развитие творческой самостоятельности учащихся»

                                     

                                 

Районный уровень

2007 год – подготовка инновационного материала для выставки на августовскую конференцию «Традиции и инновации»

2008 год – «Проектная  деятельность учащихся».

2008-2010 год –Работа в комиссии  по проверке экзаменационных работ по русскому языку  в форме ГИА.

2010 год – «Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ – 2010»

2010 год – Работа в жюри конкурса «Урок года», выступление с итогами конкурса на районном семинаре «Современный урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....

Самоанализ профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...