Открытый интегрированный урок по биологии и технологии "Вкусно есть полезно"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Короткова Ирина Геннадьевна

конспект открытого урока, проведенного в рамках недели учителей естественнонаучного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_uroka_vkusno_est_polezno.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и технологии

«Вкусно есть полезно»,

проведенного в 8в классе

Выполнили:

Учитель технологии I категории

Соколова И.М.

учитель биологии I категории

Короткова И.Г.

Йошкар-Ола  2018 г.

      Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о пищевых и энергетических потребностях человека и их влиянии на здоровье.

Задачи: 

Обучающие: 

- сформировать понятие о пищевой и энергетической ценности продуктов питания, нормах питания для различных групп населения;

- закрепить понятия: органические вещества, энергетический баланс в организме человека;

Развивающие: 

Продолжить формирование предметных компетенций  учащихся:

- умение ставить цели образовательной деятельности;

- умение сравнивать объекты, факты, явления; 
- умение обобщать и делать выводы;

- умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации;

- умение работать с инструктивными карточками

Воспитательные: 

- продолжить формирование познавательной  мотивации, воспитывать системное мышление;

- учить коллективной мыслительной и практической работе;

 - формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемный.

Формы работы учащихся: эвристическая беседа; самостоятельная работа, поиск ответа на проблемный вопрос; самостоятельная работа с таблицами, самостоятельный поиск информации.



Оборудование: школьная доска, карточки с таблицами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.
  3. Рефлексия. Закрепление знаний.
  4. Домашнее задание.

Приложение.

Использованная литература.        

  1. Организационный момент.

Приветствие. Отметка отсутствующих.

  1. Изучение новой темы.

  1.  Учитель биологии: Для построения и функционирования нашего организма совершенно необходима пища, но не любая. В состав полноценного рациона должны входить углеводы, жиры, белки, витамины, неорганические вещества и микроэлементы. Еда, пища, питание. Эти слова мы произносим довольно часто. Накануне нашего классного часа мы проводили анкетирование, и в анкетах был вопрос, что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей. Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции (развития) в человеческом организме выработалась система разумного соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. “Уметь есть”, “уметь питаться”, как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. “Уметь есть” - это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. “Уметь есть” - это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время.Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть.

 Ученики разделены на 4 группы.  

  1. Учитель технологии:

«Каждой группе предлагается побыть в роли технолога пищевой промышленности и составить меню завтрака для различных категорий населения:

I группа: школьница 10 лет;

II группа: юноша 15 лет;

III группа: мужчина 45 лет, занятый тяжелым физическим трудом;

IV группа: пенсионерка 60 лет.»

(Используется раздаточный материал «Перечень продуктов питания»).

  1. Учитель биологии:

«Каждый продукт имеет энергетическую и пищевую ценность. Энергетическая ценность представляет собой количество энергии (килокалорий) и определяется в 100 продукта. Вычисляется с помощи пропорции при известной массе продуктов блюда. Вычислите энергетическую ценность вашего блюда. (Используется таблица 1«Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания»)

Известно, что разным категориям населения требуется разное количество энергии, т.е калорий. Оно зависит от возраста, пола, вида деятельности. Чем больше человек расходует энергии в течение дня, тем выше должна быть калорийность питания. При составлении меню учитывают возраст людей (детское питание), состояние здоровья (диетическое питание), род занятий людей, климатические условия, время года и др.
Наиболее рациональным является четырех- и трехразовый режим питания. Если общую калорийность пищи принять за 100%, то при трех- разовом питании на долю завтрака должно приходиться 25%, обеда 50%,  полдника  10%, ужина 15% общей калорийности. По таблице 2 «Суточная потребность в энергии и питательных веществах разных категорий населения» сосчитайте, сколько энергии требуется вашей категории населения, используя также таблицу 3 «Потребление калорий во время завтрака, обеда, ужина». Сравните норму и свое меню.

Продукты питания имеют и пищевую ценность – содержание белков, жиров и углеводов. Пища должна быть не только питательной, но и полезной. Посчитайте, сколько белков, жиров и углеводов содержит ваше блюдо. Сравните норму и свое меню. (Используется таблица «Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания»)».

  1. Учитель технологии: «Скорректируйте свое меню и предложите исправленный вариант».

Выступление групп, обсуждение результатов.

Учитель технологии: «В нашей столовой питание не только вкусное, но и полезное для здоровья, т.к. оно сбалансированное, содержит необходимое количество питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Оно составлено диетологом и имеет научную основу».

  1. Учитель биологии: «Питаясь правильно,  вы сохраните здоровье, будете энергичными и привлекательными долгие годы!»
  1. Рефлексия. Закрепление знаний.

Учитель технологии: «Ребята, вам  понравилось занятие? Что больше запомнилось? Какие выводы для себя вы сделали? Как вы думаете, от чего зависит сбалансированное питание? Для чего необходимо придерживаться  принципа правильного питания?

  1. Домашнее задание.

Составить  собственное меню на весь день, используя полученные на уроке знания.

Приложение.

Таблица 1 «Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания»

Продукт

Вода

Белки

Жиры

Углеводы

ккал

Горошек зеленый

80

5,0

0,2

13,3

72

Кабачки

93

0,6

0,3

5,7

27

Капуста белокочанная

90

1,8

-

5,4

28

Картофель

76

2

0,1

19,7

83

Лук репчатый

86

1,7

-

9,5

43

Морковь красная

88,5

1,3

0,1

7

33

Огурцы

96,5

0,7

-

1,8

10

Перец  сладкий

91

1,3

-

5,7

27

Салат листовой

95

1,5

-

2,2

14

Свекла

86,5

1,7

-

10,8

48

Томаты

94,6

0,6

-

2,9

14

Шпинат

91,2

2,9

-

2,3

21

Гречневая  крупа

14

12,6

2,6

68

329

Манная крупа

14

11,3

0,7

73,3

326

Пшено

14

12

2,9

69,3

334

Рисовая крупа

14

7

0,6

73,7

323

Геркулес

12

13,1

6,2

65,7

355

Говядина

67,7

18,9

12,4

0

187

Свинина нежирная

54,8

16,4

27,8

0

316

Печень

71,4

18,8

3,6

0

108

Индейка

64,5

21,6

12

0,8

197

Куры

68,9

20,8

8,8

0,6

165

Вареная колбаса Докторская

60,8

13,7

22,8

0

260

Сардельки Свиные

53,7

10,1

31,6

1,9

332

Сосиски Молочные

60

12,3

25,3

0

277

Варено-копченая        

39,6

28,2

27,5

0

360

Ветчина

34,6

16,2

44,6

0

466

Яйцо куриное

74

12,7

11,5

0,7

157

Горбуша

70,5

21

7

0

147

Сельдь

62.7

17.7

19.5

0

242

Сайра крупная

59.8

18.6

20.8

0

262

Йогурт нат. 1.5% жирности

88

5

1,5

3,5

51

Кефир жирный

88,3

2,8

3,2

4,1

59

Молоко

88,5

2,8

3,2

4,7

58

Молоко сгущеное с сахаром

26,5

7,2

8,5

56

315

Сливки 10%

82,2

3

10

4

118

Сметана 20%

72,7

2,8

20

3,2

206

Сырки и масса творожные особые

41

7,1

23

27,5

340

Сыр российский

40

23,4

30

0

371

Творог полужирный

71

16,7

9

1,3

156

Маргарин

15,8

0,5

82

1,2

744

Майонез

25

3,1

67

2,6

627

Масло растительное

0,1

0

99,9

0

899

Масло сливочное

15,8

0,6

82,5

0,9

748

Хлеб ржаной

42,4

4,7

0,7

49,8

214

Хлеб пшеничный

34,3

7,7

2,4

53,4

254

Сдобная выпечка

26,1

7,6

4,5

60

297

Банан                                 76                      1                    0                   23                             91

Апельсин                          87                       1                    0                  12                             38

Яблоко                               87                       0                   0                    13                            47

Чай                                    100                       0                   0                   0                               0

Сахар                                  0                         0                   0                   99.8                         399

Таблица 2 «Суточная потребность в энергии и питательных веществах разных категорий населения»

Категория

населения

Белки, г

Жиры

Г.

углеводы, г

Калорийность, ккал

Дети

(7-10 лет)

75

75

300

2200

Дети

(11-13 лет)

80

80

400

2300

Юноши

(14-17 лет)

100

100

500

2700

Девушки

(14-17 лет)

100

100

500

2600

Студенты

(мужчины)

100

100

500

2900

Студенты

(женщины)

100

100

500

2800

Кормящие матери

110

100

500

3100

Мужчины, занятые тяжелым физическим трудом (18-59 лет)

110

100

600

3500

Пенсионеры

(женщины)

90

100

500

2600

Пенсионеры (мужчины)

90

100

500

2600

Таблица 3 «Потребление калорий во время завтрака, обеда, ужина».

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

25%

50%

10%

15%

Список продуктов питания

Использованная литература.

  1. Питание и здоровье,  Акулов В.А., М., Просвещение, 1985 г.
  2. Питание школьников, Борисова В.Д., М., Наука и медицина, 1998г.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

"Решение задач в Excel" Открытый интегрированный урок информатики, биологии, экологии в 9 классе.

"Решение задач в Excel"Открытый интегрированный урок информатики,биологии, экологиив 9 классе.Цель: Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц Excel  в решении нестандартных зад...

Открытый интегрированный урок «Смысл есть всегда»

Открытый интегрированный урок математики и информатики«Смысл есть всегда»Цели урока:1) Формирование навыка решения уравнений и работы в табличном процессоре2) Применение средств ИКТ для построения гра...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

Открытый интегрированный урок математики-биологии в 5 классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Открытый интегрированный урок в 5 классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок рассчитан на 2 часа, содержит задания, в ходе решения которых учащиеся будут знакомиться с краснокниж...