Юный исследователь кружок
рабочая программа по биологии (7 класс)

Каменских ирина петровна

Рабочая программа для учащихся 7-8 класса по биологии с теоритической и практической частью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel_kruzhok_.docx53.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный исследователь»

Номинация «Экологическое воспитания и просвещение»

Возраст обучающихся: 11 – 12 лет

Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год

Автор-составитель: Каменских Ирина Петровна, учитель биологии

п. Пурпе 2021

Содержание программы

Раздел        1.                Комплекс        основных        характеристик дополнительной общеобразовательной        программы «Юный исследователь».

  1. Пояснительная записка        3
  2. Цель и задачи программы        5
  3. Содержание программы        5
  1. Учебно-тематический план        5-9
  2. Содержание учебно-тематического плана        9
  1. Планируемые результаты освоения программы        11

Раздел 2.   Комплекс   организационно – педагогических условий

  1. Календарный учебный график        11-13
  2. Условия реализации программы        14
  3. Педагогический мониторинг        14
  4. Методическое обеспечение программы        15
  5. Список литературы        17

Раздел        1.        Комплекс        основных        характеристик        дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Пояснительная записка. Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для организации исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования. Программа предназначена для формирования у школьников целостного взгляда на окружающий мир малой родины, место человека в природе, его биологическую и социальную сущность. Программа направлена на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии и экологии.

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Актуальность.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» с эколого-биологической направленностью, способствует формированию и развитию исследовательских компетенций, самостоятельности, любознательности. Актуальность программы в том, что в еѐ основе лежит исследовательский метод обучения школьников. Приоритет в обучении отдается практической деятельности. Детское экспериментирование, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Создание ситуации успеха в ходе образовательной деятельности позволяет выявить индивидуальные возможности школьников, способствует формированию экологического мышления и культуры. Курс программы предполагает участие обучающихся в различных мероприятиях:     экскурсии,        лабораторные исследования, научно-практические конференции, экологические акции, школьные олимпиады по экологии и биологии.

Новизна.

Курс программы «Юный исследователь» - направлен на создание условий для самореализации личности школьника. Работа по программе курса позволяет овладеть основами научных методов познания живой природы.

Педагогическая целесообразность

Программа «Юный исследователь» – является продолжением урочной деятельности, она опирается на программу внеурочной проектной деятельности для 5 - 7 классов автора Л.А. Громова. Содержание программы составлено с учѐтом возрастных особенностей среднего школьного возраста. Ведущая деятельность этого периода - формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Нормативно-правовые документы по организации внеурочной деятельности

Дополнительная общеобразовательная программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

С использованием следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный        Закон        от        29.12.2012г.        №        273-ФЗ        «Об        образовании        в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства 5.Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г.

№ 11); РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее федеральная Концепция);

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,        содержанию        и        организации режима   работы   образовательных   организаций    дополнительного    образования детей» (далее – СанПиН)

Адресат программы

Возраст учащихся, участвующих в реализации программы от 11 до 12 лет. Школьники в возрасте 11 - 12 лет   (5 - 6   классы   общеобразовательного учреждения), принимаемые на первый год обучения уже имеют необходимый минимальный уровень подготовки для успешной работы по программе (знания по курсам биологии). Условия набора детей в объединение:   принимаются   все желающие. Наполняемость в группах составляет: 15 человек. Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения, сочетается принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Объѐм программы – 68часов.

Программа        рассчитана        на        1        года        обучения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения. Включая теоретические и

практические        занятия, консультации, экскурсии, практикумы.

Форма обучения: очная.

Занятия по программе «Юный исследователь» предполагают использование разнообразных форм организации деятельности с обучающимися. На этапе формирования системы знаний проводились лекции, беседы, экскурсии. Знакомства с исследовательскими методиками. Для контроля усвоения знаний   и применения умений проводились учебные конференции, урок-исследование.

Виды занятий: работа с литературой, эвристическая беседа, поиск информации в интернете, экскурсия, эксперимент, экологическая акция, игра-викторина.

Срок освоения программы: 1 года

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий по 1 учебному часу (1 учебный час – 40 минут), перемена – 10 минут.

  1. Цели и задачи.

Цель программы: сформировать у учащихся целостное представление о природе малой родины, место и роли в ней человека через приобретение практического опыта экологических исследований.

Задачи.

  1. Обучающие: углубление и расширение знаний учащихся о природе малой родины, живых организмах их взаимосвязи и влиянии друг на друга, взаимозависимости природы, общества и человека; углубление и расширение знаний о существующих экологических проблемах и методах их решения.

  1. Развивающие: развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных подросткам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

развитие знаний и умений по исследованию, оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Воспитательные: способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной, творческой, исследовательской деятельности; способствовать созданию условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся; воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  1. Содержание программы.

  1. Учебно – тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Контроль (форма контроля)

всего

Теоретические

занятия, ч

Практические

занятия, ч

Раздел 1. Биологическое разнообразие живых

пришкольном участке (30ч).

1

Тема 1. Понятие

об экологических сообществах.

1

1

-

Фронтальный опрос

2

Тема        2.

Взаимосвязь и взаимозависимост ь всех живых существ        в

экологических сообществах.

4

3

1

(экскурсия)

Отчѐт        об

экскурсии        в устной форме

3

Тема 3. Растения как производители органических питательных веществ        в

экологическом

сообществе

1

1

Мини сочинение

4

Тема 4. Виртуальные и реальные наблюдения за ростом и развитием растительного покрова,

эксперименты

4

1

3

Практическая работа

5.

Тема 5. Экологическая пирамида –

взаимосвязь всего живого на Земле

1

1

Игра

6.

Тема 6. «Создай свою планету и насели еѐ растениями»

3

1

2

Творческая работа, рисунки.

Тексты.

7

Тема 7. «Узнай растение, живущее рядом с

тобой»

2

2

(экскурсия на пришкольный

участок)

Работа карточками

с

8

Тема 8. Животные, как потребители

питательных веществ.

2

Отчѐт экскурсии

об

9

Тема 9.

«Расскажи о том, что тебя больше всего

заинтересовало».

3

1

2

Доклады

10

Тема 10.Грибы и бактерии как разрушители

органических веществ.

1

1

Практическая работа

11

Тема 11. Круговорот веществ в

экологическом сообществе.

1

1

Игра

12

Тема 12. «Создай свою планету и насели еѐ существами, которым нужны

растения»

1

1

Мини – проекты.

13

Тема        13.                        «Убери свою                планету. Расскажи,                как        на твоей                        планете происходит круговорот

веществ»

3

1

2

Мини – проекты.

14

Тема 14. Экскурсия в утренний лес. Что делают растения,

грибы, животные?

3

3

Отчет экскурсии.

об

Раздел 2.Экологически безопасное поведение (10 ч)

1 5

Тема 15. Последствия нарушения круговорота веществ в

природе

1

1

Фронтальный опрос

16

Тема16.Снижение

1

1

Практическая

плодородия

работа

почвы        из        -        за

гибели бактерий и

грибов во   время

пожара.

17

Тема 17. Сбор ягод и грибов.

Недопустимость сбора ягод и грибов в

неблагополучных районах.

1

1

Практическая работа

18

Тема18. Ядовитые

грибы и ягоды.

1

1

Викторина

19

Тема 19. Выбор тем проектов.

2

1

1

Практическая

работа

20

Тема 20. Работа над мини – проектами, обсуждение этапов подготовки к презентации

проектов.

1

1

-

Практическая работа

21

Тема 21.

1

1

Практическая

Способность грибов и растений накапливать вредные

неорганические вещества.

работа

22

Тема 22. Недопустимость сбора грибов и ягод, незнакомых или похожих на

знакомые.

1

1

Фронтальный опрос.

23

Тема 23. Особенности правильного сбора ягод и грибов в экологически благополучных

районах.

1

1

Игра

3. Экологическая тропа на пришкольном участке (28ч.)

24

Тема 24. Экологическая тропа как вид пропаганды

экологических знаний

1

1

Фронтальный опрос.

25

Тема 25. Планирование маршрута экологической тропы на пришкольном

участке

3

2

1

Практическая работа

26

Тема 26. Поиск информации о растениях,

животных, грибах, лишайниках, обитающих на

пришкольном участке.

4

3

1

Фронтальный опрос.

27

Тема 27.

Поиск информации о растениях, обитающих на пришкольном

участке.

4

1

3

Практическая

работа

28

Тема 28.

Поиск информации о животных, обитающих на

пришкольном участке.

1

1

Отчѐт        об

экскурсии

29

Тема 29.

Поиск информации

3

1

2

Практическая

работа

о грибах, обитающих на пришкольном

участке.

30

Тема 30.

Поиск информации о лишайниках, обитающих на

пришкольном участке.

3

1

2

Практическая работа

31

Тема 31 Оформление карты

экологической тропы

3

1

2

Выставка

32

Тема 32.

Конкурс рисунков живых существ, обитающих на пришкольном

участке.

1

1

Совместное обсуждение

33

Тема 33. Составление

«Живой книги» школы – перечня живых существ, обитающих на пришкольном

участке.

2

1

1

34

Подготовка к

Фестивалю живой природы

1

1

Практическая работа

35

Итоговый контроль

4

Защита проектов, творческих

работ, выставка.

Итого

68

16

49

  1. Содержание учебно – тематического планирования.

Введение Организация работы по программе, ознакомление с целью и задачами, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей.

Раздел 1. Биологическое разнообразие живых существ на пришкольном участке (30ч)

Понятие об экологических сообществах, живых организмов, их составляющих. Взаимосвязь и взаимозависимость всех живых существ в экологических сообществах. Экскурсия «Экологическая экскурсия на пришкольный участок». Отсутствие в природе деления живых существ на вредные и полезные. Растения как производители органических питательных веществ в экологическом сообществе. Виртуальные и реальные    наблюдения    за    ростом    растительного    покрова.    Практическая    работа

«Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений». Экологическая пирамида – взаимосвязь всего живого на Земле. Экологическая игра «Экологическая

пирамида».     Животные     как     потребители      питательных     веществ.      Экскурсия

«Экологическая экскурсия в лес». Грибы и бактерии как разрушители органических веществ, возвращающие неорганические вещества в экологическое сообщество. Практическая работа « Составление цепей питания». Круговорот веществ в экологическом сообществе. Экологическая игра «Круговорот веществ». Создай свою планету и насели еѐ существами, которым нужны растения. Убери свою планету. Расскажи, как на твоей планете происходит круговорот веществ.

Раздел 2. Экологически безопасное поведение (10ч)

Последствия нарушения круговорота веществ в природе. Снижение плодородия почвы из- за гибели бактерий и грибов во время пожара, загрязнения бытовыми и промышленными отходами как пример нарушения круговорота веществ. Практическая работа. «Изучение свойств почвы». Сбор ягод и грибов. Практическая работа «Шляпочные грибы». Способность грибов и растений накапливать вредные неорганические вещества, вносимые человеком в результате загрязнения почвы выхлопными газами, чужеродными растворителями, маслами, красками, другими отходами хозяйственной деятельности человека. Практическое задание по теме: «Биосфера». Недопустимость сбора ягод и грибов в экологически неблагополучных районах: вблизи бытовых и промышленных свалок, автомобильных и железных дорог, промышленных и торговых предприятий. Особенности правильного сбора ягод и грибов в экологически благополучных районах. Способы сбора ягод и грибов, не нарушающие их воспроизводство. Экологическая игра

«Лесная прогулка». Признаки молодых и старых грибов. Недопустимость сбора ягод и грибов, незнакомых или только похожих на знакомые. Ядовитые ягоды: волчье лыко, паслен сладко-горький, ландыш майский, вороний глаз. Местные ядовитые ягоды. Ядовитые грибы. Причины отравления грибами. Практическая работа. «Лесные ягоды». Практическая работа. «Этапы работы над проектом». Создание мини-проектов с целью информирования коллектива школы, района, города об экологических проблемах. Темы проектов: «Глобальные экологические проблемы», «Озеленение территории школы»,

«Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Будь красивым мой посѐлок!»,

«Первоцветы».

Раздел 3. Экологическая тропа на пришкольном участке (28ч).

Понятие «экологическая тропа» как вид пропаганды экологических знаний. Планирование маршрута экологической тропы на пришкольном участке. Практическая работа. Маршрут экологической тропы «Наедине с природой». Поиск информации о растениях, животных, грибах, лишайниках, обитающих на пришкольном участке. Практическая работа. «Определение возраста ствола по спилу». Практическая работа. «Изучение жизненных        форм        растений        на        пришкольном        участке».

Поиск информации о грибах Практическая работа. «Трутовые грибы». Поиск информации о лишайниках. Практическая работа. «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха». Оформление карты экологической тропы. Поиск информации о животных, обитающих на пришкольном участке. Практическая работа. «Уход за животными на пришкольном участке». Составление «Живой книги» школы – перечня живых существ, обитающих на участке.   Подготовка   тематических разделов   экскурсий   «Растения   рядом   с   нами»,

«Животные рядом с нами», «Грибы рядом с нами», создание виртуальной экскурсии. Экологические акции.   Акция: «В защиту природы». Акция «Чистый родник». Акция

«Чистая река»

  1. Планируемые результаты освоения программы

Личностными        результатами изучения        курса        внеурочной        деятельности        «Юный исследователь»        являются:        широкая        мотивационная        основа        эколого-биологической деятельности, включающая: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Познавательные: использовать знание экологически целесообразного поведения, биологического разнообразия живых организмов; делать выводы о значении поддержания экологического равновесия в природе.

Регулятивные: уметь распознавать живые существа, представителей разных царств живой природы, понимать особенности их жизнедеятельности; осознавать важность бережного отношения ко всем живым существам; соблюдать правила поведения в живой природе; умение оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

  1. Комплекс организационно - педагогических условий

  1. Календарный учебный график.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол- во

часо в

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

16

13.50– 14.30

Лекция- беседа

1

Понятие об экологических сообществах.

МБОУ «СОШ 3»

Фронтальный

опрос

2

сентябрь

18

13.50– 14.30

Экскурсия

1

Взаимосвязь и взаимозависимость всех живых существ в экологических сообществах.

МБОУ        «СОШ

Отчѐт об

экскурсии

3

сентябрь

23

13.50– 14.30

Лекция- беседа

1

Растения        как        производители        органических

питательных        веществ        в        экологическом сообществе

МБОУ «СОШ 3»

Мини - сочинение

4

сентябрь

25

13.50– 14.30

Лекция- беседа

1

Виртуальные и реальные наблюдения за ростом и развитием растительного покрова, эксперименты. Практическая работа

«Прорастание семян. Наблюдение за ростом и

развитием.

МБОУ «СОШ 3»

Практическое занятие

5

сентябрь

30

13.50– 14.30

Лекция-

беседа

Экологическая пирамида – взаимосвязь всего живого на Земле

МБОУ «СОШ 3»

Игра

6

октябрь

2

13.50– 14.30

Лекция- беседа

1

Создай свою планету и насели еѐ растениями»

МБОУ «СОШ 3»

Творческая

работа, рисунки.

7

октябрь

7

13.50– 14.30

Экскурсия

1

Узнай растение, живущее рядом с тобой.

МБОУ «СОШ 3»

Отчѐт об

экскурсии

8

октябрь

9

13.50– 14.30

Лекция- беседа

1

Животные,        как        потребители        питательных веществ.

МБОУ «СОШ 3»

Отчѐт об

экскурсии

9

октябрь

14

13.50– 14.30

Беседа

1

Расскажи о том, что тебя больше всего

заинтересовало.

МБОУ «СОШ 3»

Доклады.

Месяц

Число

Время

Форма

Кол-

Тема занятия

Место

Форма

проведения

занятия

во

проведения

контроля

занятия

часо

в

10

октябрь

16

13.50– 14.30

Лекция- беседа

1

Грибы и бактерии как разрушители органических веществ. Практическая работа «Шляпочные грибы»

МБОУ «СОШ 3»

Практиче

ская работа

11

октябрь

21

13.50– 14.30

Беседа

1

Круговорот веществ в экологическом сообществе.

МБОУ «СОШ 3»

Игра

12

октябрь

23

13.50– 14.30

Лекция-

беседа

1

Создай свою планету и насели еѐ существами, которым нужны растения.

МБОУ «СОШ 3»

Мини – проекты.

  1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Материально-техническое обеспечение программы.

Классная комната, кабинет информатики, помещение библиотеки.

  1. Мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цифровой микроскоп, камера, видеоплеер).
  2. Тематические гербарии.
  3. Чучела и влажные препараты животных, коллекции беспозвоночных животных, Примерный набор для проведения практических занятий:

микроскопы (40 шт.);

набор микропрепаратов, применяемых в школьном курсе биологии; набор оборудования для работы с микроскопом;

лупа – 4 шт.;

гербарные папки – 20 шт.; компас – 20 шт.;

планшет – 2 шт.; пинцеты – 20 шт.

Набор микропрепаратов по ботанике. Набор микропрепаратов по зоологии.

Набор микропрепаратов по анатомии, физиологии и гигиене человека.

  1. Нормативное обеспечение:

Государственный образовательный стандарт Авторская программа дополнительного образования Программа дополнительного образования

  1. Информационное обеспечении

Интернет- сайты и порталы: http://www.researcher.ru, www.wikipedia.ru

  1. Кадровое обеспечение.

В        реализации        программы        могут        принимать        участие        педагоги        и        учителя общеобразовательной организации с профильным биологическим.

  1. Формы аттестации и оценочные материалы.

Результативность        освоения        программы        отслеживается        в        процессе        ежегодного диагностирования учащихся в начале и в конце учебного года (вводная – сентябрь, итоговая

– май) на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии школьников.

Форма проведения диагностики

Итоговое занятие, защита учебно-исследовательской работы (проекта); учебно- исследовательские конференции, открытые занятия.

14

Оценочные материалы.

Для оценивания степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности учащихся, используется индивидуальная карта учѐта результатов обучения ребѐнка по дополнительной образовательной программе. Приложение 1.

  1. Теоретическая подготовка ребѐнка

  1. Теоретические знания:

А) Соответствие теоретически знаний программным требованиям,

Б) Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

  1. Практическая подготовка ребѐнка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) Креативность в выполнении практических заданий

  1. 2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

2.3. Общеучебные умения и навыки ребѐнка

  1. Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога б) выступать перед аудиторией

в) вести полемику, участвовать в дискуссии

  1. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать своѐ рабочее (учебное) место;

б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности; в) умение аккуратно выполнять работу

  1. Методическое обеспечение программы:

Программа предусматривает разнообразные приѐмы и методы исследования природного материала. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной литературы, дискуссии, экскурсии. Программа способствует развитию навыков выступления на конференциях, творческих отчетах. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Методические приемы:

Исследовательская деятельность. Поисковая деятельность.

Организационная деятельность.

(Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов). Индивидуальная работа с учащимися.

Методическая работа (составление сценариев, творческих отчетов).

Методы обучения

За период изучения данного курса, учащиеся формируют личную папку достижений - портфолио, в которой появятся исследовательские работы, проекты, презентации. Большая часть времени отводится на выполнение исследовательских работ (проектов). Завершается каждый проект презентацией и анализом работы.

Формы организации образовательного процесса

Программа предполагает проведение еженедельных занятий со школьниками и рассчитана на 68 часов (2 час в неделю). Занятия проводятся на базе МБОУ «СОШ № 3», п. Пурпе. Форма работы на занятиях: индивидуальная и групповая. Виды деятельности:

Познавательная        –        наблюдение,        чтение        литературы,        работа        с        научно-популярной литературой; работа в сети Интернет.

Игровая – интеллектуальная игра; мини-конференция.

Ценностно - ориентационная – оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения.

Формы организации учебного занятия.

Лекция, беседа, экскурсия, практическое занятие, защите исследовательских работ, защита проектов.

Педагогические технологии

Поэтому, в качестве технологий обучения по данной программе используются следующие технологии: Развивающего обучения. Проектные методы обучения

Информационно-коммуникационные технологии.

Исследовательские методы обучения. Игровые технологии.

Алгоритм учебного занятия

Интеллектуальная разминка – тренинги внимания; актуализация знаний по теме, формирование познавательного мотива; планирование познавательной деятельности, определение еѐ средств и мотивов; реализация познавательной деятельности контроль и оценка еѐ результатов, обобщение.

  1. Список литературы.

  1. Алексеев С.В., Н.В. Груздева «Практикум по экологии». М.: «АО МДС»,1996г
  2. Громова        Л.А.        «Организация        проектной        и        исследовательской        деятельности школьников. Биология. 5-9 классы» /Л.А. Громова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  3.         Дежникова Н.С., И.В. Цветкова «Экологический практикум». М.: «Педагогическое общество России»,2001г.

4        Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н /Д: Феникс, 1996.

  1. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб. 2000. С. 91
  2. Мамедов Н.М., И.Т. Суравегина «Экология». - М.: «Школа-Пресс»,1996г.
  3.         Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников». Волгоград: «Учитель»,2007г.
  4.         Самкова        В.А., А.С. Прутченков        «Экологический        бумеранг».        -        М.:        «Новая школа»,1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Рабочая тетрадь "Юный исследователь"

Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...

Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории

"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь

Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь"  имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся,  вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...

Кружок "Юные исследователи"

Рабочая программа для учащихся 2-5 классов....

Кружок юный исследователь

Основные этапы исследовательской работы. По аналогии строительства дома. (5 класс)...