Рабочая тетрадь "Юный исследователь"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме
Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 680.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1.
Наблюдение физических явлений.
Цель работы: - познакомиться с физическими явлениями и методами их исследования.
Приборы и материалы: 2 стакана, вода, 2 магнита, колокольчик.
Выполнение работы.
- Возьмите один стакан с водой, а другой пустой. Перелейте воду из полного стакана в пустой? Какое явление здесь наблюдается?
_____________________________________________________________________________
- Зажгите свечку и определите, какие физические явления здесь наблюдаются?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите взаимодействие двух магнитов между собой. Какое явление здесь наблюдается?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Послушайте звучание колокольчика? Какое явление здесь наблюдается?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Какие группы явлений изучает физика?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведите примеры электрических явлений?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
До 19 века практически не существовало такой профессии, как «физик». Этой наукой занимались врачи, математики, инженеры, философы и люди других профессий.
Практическая работа №2.
Определение цены деления измерительного прибора.
Цель работы: - определить цены деления шкал физических измерительных приборов;
- научиться пользоваться этими приборами.
Приборы и материалы: мензурка, термометр, линейка, секундомер.
Выполнение работы.
- Напишите, для измерения каких величин предназначены данные приборы.
Мензурка - _____________________ .
Термометр - ____________________ .
Линейка - ______________________ .
Секундомер - ___________________ .
- Определите цену деления приборов.
Ц.Д.(мензурки)=_____________ .
Ц.Д.(термометра)=_____________ .
Ц.Д.(линейки)=_____________ .
Ц.Д.(секундомер)=_____________ .
- Определите и запишите в таблицу 1 пределы измерений приборов.
№ п/п | Прибор | Пределы измерений | |
верхний | нижний | ||
1 | Мензурка | ||
2 | Термометр | ||
3 | Линейка | ||
4 | Секундомер |
- Определите и запишите показания приборов.
Мензурка - _____________________ .
Термометр - ____________________ .
Линейка - ______________________ .
Секундомер - ___________________ .
- Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
Чему равна цена деления шкалы будильника на рисунке для часовой стрелки? А для минутной?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание.
Изготовить из пластиковой бутылки мензурку.
Практическая работа №3.
Измерение длины с помощью линейки.
Цель работы: - научиться измерять длину и ширину предметов, прямоугольной формы
Приборы и материалы: линейка измерительная, брусок деревянный.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы линейки.
Ц.Д.(линейки)=_____________ .
- Измерьте длину и ширину у заданных предметов, результаты занесите в таблицу.
Предмет | Длина, a, (м) | Ширина, b (м) |
Телевизор | ||
Демонстрационный стол | ||
Большое оконное стекло | ||
Сиденье стула | ||
Двери |
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
Известно, что 1 дюйм=25,4 мм. Нарисуйте Дюймовочку в натуральную величину.
Это интересно!!!
По-видимому, строители гробницы эпохи мегалита на северо-западе Европы (около 3500 г. до н.э.) пользовались мерой длины, равной 82,9 – 0,09 см. К такому выводу пришел профессор Александр Тома в 1966 г.
Практическая работа №4.
Измерение температуры с помощью термометра.
Цель работы: - научиться измерять температуру с помощью термометром
Приборы и материалы: термометр.
Выполнение работы.
- Вычислите цену деления шкалы термометра.
Ц.Д.(термометра)=_____________ .
- Измерьте температуру своего тела
вечером ________________.
утром _________________.
Температура воды в стакане чая равна ____________.
Температура супа равна ________________.
Контрольные вопросы.
- Вовочка опустил термометр в чашку с водой, но показания термометра при этом не изменились. Что это значит?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вовочка вынул из футляра термометр и посмотрел на его показания. Оказалось, что температура равна 180С. Что это за температуру показал термометр?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекорды: Температуры, полученные в лабораториях.
Самая высокая: 1000000 0С
Самая низкая: -273 0С
Практическая работа №5.
Измерение объема тела с помощью измерительной линейки.
Цель работы: - научиться измерять объем тела правильной формы при помощи линейки.
Приборы и материалы: линейка, алюминиевый, стальной, деревянный бруски.
Выполнение работы.
- Вычислите цену деления шкалы линейки.
Ц.Д.(линейки)=_____________ .
- Рассмотрите линейку и определите наибольшую длину, которую позволяет измерить шкала этой линейки:
L max=______________.
- Измерьте у прямоугольного бруска
длину a=__________
ширину b=________
высоту h=_________.
Результаты занесите в таблицу.
Название тела | Длина, м | Ширина, м | Высота, м | Объем, м3 |
Алюминиевый брусок | ||||
Стальной брусок | ||||
Деревянный брусок |
- Вычислите объем каждого бруска по формуле V=a*b*h. Результаты занесите в таблицу.
- Сделайте вывод:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
Рассчитайте объем воздуха в своей комнате.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №6.
Измерение объема тела с помощью измерительного цилиндра.
Цель работы: - научиться измерять объем тела неправильной формы при помощи измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: мензурка, стакан с водой, тела неправильной формы, нить.
Выполнение работы.
- Вычислите цену деления шкалы мензурки.
Ц.Д.(мензурки)=_____________ .
- Рассмотрите мензурку и определите наибольший объем жидкости, который позволяет измерить шкала этой мензурки:
Vmax=______________.
- Налейте в мензурку воду и определите ее объем:
Vводы=_______________.
- Обвяжите тела неправильной формы нитью и измерьте объемы тел по формуле:
Vтела=Vвода+тело – Vводы
Vтела1=_______________.
Vтела2=_______________.
Vтела3=_______________.
Указание: обратите внимание, что 1 мл=1 см3 и объем жидкостей выражают как в мл, так и в см3. Объем же твердых тел выражать в мл не принято.
- Сделайте вывод:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание:
Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки, медицинского шприца, детской бутылочки. С помощью этих измерительных приборов определите объем кружки, ложки, тарелки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №7.
Измерение размеров малых тел.
Цель работы: - познакомиться с методом измерения размеров малых тел.
Приборы и материалы: линейка, горох, книга, тонкая проволока, круглый карандаш.
Выполнение работы.
1. Вычислите цену деления шкалы линейки.
Ц.Д.(линейки)=_____________ .
- Расположите вплотную к линейке n=40-50 горошин. Измерьте длину ряда l и вычислите диаметр d одной крупинки:
- Определите аналогичным способом толщину листа книги. Для этого плотно сожмите книгу и измерьте ее толщину l (без учета обложки). Разделив толщину на число листов в книге n, Найдите толщину оного листа d.
- Определите диаметр тонкой проволоки. Для этого намотайте на карандаш вплотную 50 витков проволоки и измерьте длину навивки l.
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Малые тала | l, см | n | d, см |
| |||
| |||
| |||
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание:
Измерьте размер какого-либо маленького тела и запишите результат в таблицу в пустую графу.
Практическая работа №8.
Определение средней длины шага.
Цель работы: - научиться определять среднюю длину шага.
Приборы и материалы: рулетка.
Выполнение работы.
- Пройдите расстояние в 10 м и посчитайте, сколько ваших шагов оно составляет.
- Найдите длину шага l1.
- Пройдите расстояние в 20 м и рассчитайте длину шага l2.
- Пройдите расстояние в 30 м и рассчитайте длину шага l3.
- Найдите среднюю длину своего шага:
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальной задание.
На рисунке изобразите траекторию своего движения и перемещение.
Практическая работа №9.
Определение средней скорости движения в школу.
Цель работы: -
Приборы и материалы: рулетка, секундомер.
Выполнение работы.
- Взяв за точку отсчета входную дверь своего дома, подсчитайте количество шагов до входной двери школы. Одновременно по часам измерьте промежуток времени t вашего движения.
- Зная среднюю длину своего шага, найдите расстояние S от дома до школы в метрах.
- вычислите среднюю скорость своего движения в школу по формуле
- На основании данных, полученных на уроках физкультуры, рассчитайте среднюю скорость своего бег на 60 м. Это максимальна скорость вашего перемещения.
- Сравните среднюю скорость своего движения в школу с максимальной скоростью.
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
1. Какая скорость больше: 90 км/ч или 22,5 м/с?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите спидометр мотоцикла или автомобиля. Для какой цели его устанавливают? О чем свидетельствует колебание стрелки спидометра при движении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальной задание.
Измерьте поверхностную скорость воды у берега реки, пользуясь поплавками, часами с секундной стрелкой, рулеткой или сантиметровой лентой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №10.
Сравнение масс тел по результату их взаимодействия.
Цель работы: - познакомиться с методов измерения массы тела путем сравнения скоростей, приобретенных покоящимися телами в результате их взаимодействия.
Приборы и материалы: два тела одинакового объема, но разной массы.
Выполнение работы.
- На штативе подвесьте два тела одинакового объема, но разной массы. Как определить, какое тело имеет большую массу?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое из тел приобрело после удара большую скорость?
_______________________________________________________________________________
- Из чего это видно?
_______________________________________________________________________________
- Какое из тел инертнее?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи с сторону, противоположную прыжку, незаметно?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Барон Мюнхгаузен рассказал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега, тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Почему это невозможно?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №11.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Цель работы: - научиться измерять массу тел с помощью рычажных весов.
Приборы и материалы: весы с гирями, несколько небольших тел разной массы.
Правила взвешивания.
- Поставьте перед собой весы и справа от них ящик с гирьками.
- Положите на левую чашу весов
Выполнение работы.
- Внимательно прочитайте правила взвешивания.
- Придерживаясь правил, измерьте массу данных вам тел.
- Запишите значения всех гирь, которыми было уравновешено каждое тело:
№ опыта | Взвешиваемое тело | Масса тела в граммах |
4. Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Деревянный шар массой 1 кг поместили в широкий сосуд с водой. Шар плавает на поверхности воды. Изменилась ли масса шара?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание.
Сконструируйте рычажные весы.
Экспериментальное задание.
С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №12.
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: - научиться определять плотность твердых тел.
Приборы и материалы: весы с гирями, измерительный цилиндр с водой, твердое тело на нити.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы мензурки.
Ц.Д.(мензурки)=_____________ .
- Уравновесьте весы и измерьте массу тел (m) на рычажных весах.
- Определите объем тела (V) при помощи мензурки.
- Зная массу и объем рассчитайте плотность тела по формуле
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
№ опыта | Название тела | Объем тела, м3 | Масса тела, кг | Плотность тела, кг/м3 | Название вещества. |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
6. Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Определите внутренний объем бутылочки. Как можно получить более точный результат?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите плотность куска мыла.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Бытовыми пружинными весами или самодельным динамометром измерьте вес и массу куриного яйца, а мерной кружкой или шприцом – его объем. Найдите плотность куриного яйца.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Самым легким деревом считается бальса: ее древесина в два раза легче пробки! Из нее делают плоты и спасательные пояса. Существуют еще более легкие: на Кубе растет эшиномена колючеволосатая, древесина которой в 25 раз легче воды. Самая тяжелая древесина у змеиного дерева, она тонет в воде, как камень.
Самый легкий металл – литий, а самый тяжелый – осмий.
Практическая работа №13.
Определение плотности жидкости.
Цель работы: - научиться определять плотность жидкостей.
Приборы и материалы: весы с гирями, измерительный цилиндр, стакан низкий с водой, стакан низкий с раствором поваренной соли, колба коническая.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы мензурки.
Ц.Д.(мензурки)=_____________ .
- Уравновесьте весы и измерьте массу чистой колбы (m) на рычажных весах.
- Затем в мензурку налейте некоторое количество воды, измерьте ее объем и воду переливают в колбу.
- Колбу взвешайте с водой и вычислите массу воды.
- Вычислите плотность жидкости по формуле
- Результаты занесите в таблицу.
№ опыта | Название вещества | Объем тела, м3 | Масса тела, кг | Плотность тела, кг/м3 |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
6. Таким же способом определите плотность раствора поваренной соли.
7. Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание. Изготовить модель ареометра.
Это интересно!!!
Средняя плотность тела человека около 1 г/см3 , или 1 кг/л. из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. То есть, например, Вовочка массой 45 кг имеет объем тела около 45 л. Именно такой объем воды выльется на пол при погружении Вовочки в ванну, заполненную водой до краев.
Практическая работа №14.
Наблюдение зависимости результата действия силы на тело от ее модуля, направления и точки приложения.
Цель работы: - сформировать понятие о силе как векторной величине.
Приборы и материалы: тележка, гиря массой 5 кг, теннисный мяч, подставка, керамический магнит, полосовой магнит.
Выполнение работы.
- Толкните тележку рукой. На пути ее следования поставьте гирю массой 5 кг. Что произошло со скоростью тележки? Что явилось причиной изменения скорости?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Зависти ли изменение скорости тележки от величины действия другого тела? Как это доказать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Теперь толкните тележку сильнее. Как изменилась скорость? На основании каких наблюдений это можно определить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Изменится ли направление движения, если изменится направление действия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Теннисный шарик отскакивает в сторону, ударившись о подставку, расположенную под углом к первоначальному направлению движения. При изменении угла направление отскакивания меняется. Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На тележке закрепляется керамический магнит, к нему подносится полосовой магнит сначала одним полюсом, потом другим. Как изменилось состояние движения тележки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Действие какого тела вызвало изменение скорости движения тележки? Как можно объяснить причину изменения скорости тележки, используя понятие силы?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как изобразить силу на рисунке?
- Как определить на этой же установке, какой магнит действует сильнее?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по поверхности? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №15.
Наблюдение силы тяжести и веса тела.
Цель работы: - научиться различать силу тяжести и вес тела;
- уточнить их направления и точки приложения.
Приборы и материалы: 2 металлических бруска, металлическая линейка, стальной цилиндр, пластилин.
Выполнение работы.
- На поверхности стола на расстоянии 20 см друг от друга расположите два бруска так, чтобы они лежали на боковых сторонах. На бруски положите линейку, а на линейку положите стальной цилиндр. Что произошло с линейкой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зависти ли изменение деформации линейки от массы стального цилиндра? Как это доказать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как изобразите силу тяжести и вес тела на рисунке?
3. Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе стрижа? На перышко, выпавшее из его крыла?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №16.
Изучение зависимости силы тяжести от массы тела.
Цель работы: - убедиться, что сила тяжести в данном месте Земли пропорциональна массе тела.
Приборы и материалы: динамометр и набор грузов.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра.
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- К динамометру, удерживаемому в руке вертикально, подвесьте сначала один, затем два, три и четыре груза массой по 100 г каждый.
- Для каждой нагрузке записывайте показания динамометра (силу тяжести).
- Результаты занесите в таблицу.
m, кг | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
F, Н |
- Что происходить с силой тяжести по мере увеличения массы груза?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как такую зависимость называют в математике? Как такую зависимость можно записать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты работы оформите в виде графика зависимости силы тяжести от массы.
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
1.Масса гири на экваторе и полюсе одинакова. Почему же силы тяжести, действующие на нее на полюсе и на экваторе, разные?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание. Изготовить модель динамометра.
Это интересно!!!
Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели, обрушиваются камнепады, выпадают дожди и текут реки с холмов на равнины.
Растения «чувствуют» действие силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру Земли, а стебель – вверх. Это явление называется геотропизмом (греч (гео) – Земля и (тропос) – направление).
Практическая работа №17.
Деформация тел при их взаимодействии.
Цель работы: - наблюдать деформацию тел при их взаимодействии.
Приборы и материалы: бруски стальной и алюминиевый, линейка металлическая, цилиндры пластмассовый и стальной, ластик, стеклянная трубка с грушей, мензурка с водой.
Выполнение работы.
- Расположите на поверхности стола на расстоянии 20-25 см бруски боковыми гранями, сверху положите на них металлическую линейку. Теперь на линейку поставьте пластмассовый цилиндр. Что является причиной изгиба линейки?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Замените пластмассовый цилиндр стальным. Зависти ли изменение деформации линейки от массы стального цилиндра?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из мензурки забирайте воду при помощи стеклянной трубки с грушей. Какие тала участвуют при этом в деформации?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Возьмите в руки ластик и измените его форму. В каком случае это возможно?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
Если деформированное тело, например растянутая пружина, остается в покое, то о чем это говорит? Как в этом случае соотносятся между собой внешняя сила и сила упругости?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №18.
Измерение силы трения покоя, скольжения, качения.
Цель работы: - познакомиться с измерением силы трения динамометром.
Приборы и материалы: динамометр, набор грузов, трибометр, 2 катка.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Взвесьте брусок при помощи динамометра.
- Затем, положите брусок большой гранью на трибометр, тяните его равномерно динамометром и заметьте по шкале положение указателя.
- Проделайте то же, но с одним, двумя грузами.
- Положите брусок на трибометр, и осуществите равномерное движение бруска. По шкале заметьте положение указателя (т.к. указатель динамометра колеблется, поэтому брать надо среднее значение двух крайних положений)
- Проделайте опыт с одним и двумя грузами.
- Расположите на трибометре два катка, положите на них брусок и при помощи динамометра приведите брусок в движение.
- Проделайте то же, но с одним и двумя грузами.
- Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта | Вес бруска, Н | Сила трения покоя, Н | Сила трения скольжения, Н | Сила трения качения, Н |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
- Сделайте вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
- Возьмите обычную катушку ниток и размотайте ее на 30-40 см.
- Взявшись за конец нити, потяните катушку на себя под очень небольшим углом к горизонтальной поверхности. Катушка послушно «поползет» к вам.
- Чуть увеличьте угол между ниткой и горизонталью и повторите опыт. Изменилось ли что-нибудь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Повторите опыт несколько раз, увеличивая угол прикладываемой силы. Наступит момент, когда катушка перестанет катиться к вам, остановится и далее покатится в обратную сторону, разматывая нить. Объясните полученный эффект.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Без трения нельзя представить ни технику, ни природу. Благодаря трению действуют все тормоза – и автомобильные, и железнодорожные. Благодаря трению можно полировать стекла и мебель. Благодаря трению ящерицы ползают почти по отвесным склонам, а горные козлы легко прыгают по скалам.
Наше сердце снаружи покрыто слизью, которая служит «смазкой» для уменьшения его трения о легкие и грудную клетку. Наш язык тоже никогда не бывает сухим. Слюна уменьшает трение при пережевывании пищи и разговоре.
Практическая работа №19.
Измерение работы при перемещении тела.
Цель работы: - определить механическую работу, выполненную в различных ситуациях.
Приборы и материалы: деревянный брусок, два металлических бруска, цилиндр металлический, измерительная лента, динамометр.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Поставьте металлический цилиндр на пол и, равномерно поднимая груз при помощи динамометра, определите действующую на груз силу.
F=___________________.
- При помощи измерительной ленты определите путь, пройденный цилиндром.
S=__________________.
- Используя результаты эксперимента, вычислите механическую работу по формуле A=F*l.
А=____________.
- Определите работу, совершаемую при перемещении деревянного бруска по поверхности стола и опишите ход эксперимента
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Может ли сила трения покоя совершить работу? Если да, приведите пример.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Бочка воды заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик? Ответ обоснуйте.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
1. Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Сердце человека, перекачивая кровь, за одно сокращение совершает около 1 Дж работы. Этой работы достаточно для подъема гири массой 10 кг на высоту 1 см.
Практическая работа №20.
Измерение мощности, развиваемой человеком.
Цель работы: - определить мощность, которую вы совершаете при совершении работы.
Приборы и материалы: деревянный брусок, два металлических бруска, цилиндр металлический, измерительная лента, динамометр, секундомер.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Определите мощность, развиваемую вами при равномерном подъеме цилиндра и опишите ход эксперимента.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите мощность, развиваемую вами при равномерном перемещении бруска по поверхности стола и опишите ход эксперимента.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите вашу мощность при подъеме по лестнице и опишите ход эксперимента.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Одинаковую ли мощность развивает двигатель вагона трамвая, когда он движется с одинаковой скоростью без пассажиров и с пассажирами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Две девочки, имеющие разную массу, наперегонки взбегали по лестнице и поднялись на третий этаж дома одновременно. Одинаковую ли мощность развивали они при этом? Ответ обоснуйте.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Определите работу, которую вы совершаете при подъеме по вертикальному канату или при подтягивании на перекладине, а также мощность, развиваемую при этом. Используйте для выполнения задания сантиметровую ленту и часы с секундной стрелкой.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Мощность, развиваемая взрослым человеком при обычной ходьбе по ровной дороге, равна 60-65 Вт. При быстрой же ходьбе уже требуется мощность 200 Вт. Для сравнения скажем, что мощность электродвигателя домашней кофемолки 100-200 вт, а мясорубки – 500 Вт.
Практическая работа №21.
Измерение момента силы.
Цель работы: - определить момент силы.
Приборы и материалы: измерительная лента, динамометр, желоб, петля из проволочной нити.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Наденьте нитяную петлю на конец желоба и зацепите ее динамометром.
- Сначала силу приложите к концу желоба и направьте ее вверх.
- Увеличивайте постепенно действующую силу, пытаясь поднять конец желоба над столом. Второй конец желоба придерживайте рукой. Вы обнаружите вращение желоба только при определенном числовом значении силы.
F=___________________.
- Измерьте плечо этой силы и вычислите ее момент по формуле
l=_____________.
M=____________.
- Такую же силу приложите к середине желоба. Что вы наблюдаете?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Увеличьте силу в 2 раза и снова наблюдайте вращение желоба вокруг горизонтальной оси, проходящей через другой ее конец. Измерьте плечо этой силы и вычислите ее момент.
l=_____________.
M=____________.
- Сделайте вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Разломите спичку пополам, получившуюся часть снова разломите пополам и так продолжайте ломать спичку на все более маленькие кусочки. Почему маленькие кусочки труднее разламывать, чем большие?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Измерьте линейкой плечи рычага у ножниц, гаечного ключа, водопроводного крана. Выясните, какой выигрыш в силе обеспечивает этот простой механизм в тех устройствах, у которых производились измерения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №22.
Выяснение условия равновесия рычага.
Цель работы: - установить формулу, выражающую закон равновесия рычага.
Приборы и материалы: рычаг, 4 грузика по 1 Н, динамометр, линейка, штатив с муфтой.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Закрепите рычаг в штативе и уравновесьте его, вращая лимбы.
- Проведите опыт, располагая грузики на рычаге согласно рисункам. Результаты опытов занесите в таблицу.
№ опыта | F, Н | l, м | M, Н*м | Направление вращения | Сумма моментов сил | |
по часовой стрелке | против часовой стрелки | |||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
- Вычислите суммы моментов сил, вращающих рычаг в каждом из направлений, и занесите вычисленные значения в большие клетки таблицы.
- Сравните сумму моментов сил, вращающих рычаг против часовой стрелки, с суммой моментов сил, вращающих рычаг по часовой стрелке.
- Сделайте вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос:
Определите массу линейки, имея в своем распоряжении только эту линейку, маленькую опору для нее и медные монеты. Задание выполните письменно с чертежом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №23.
Наблюдение равновесия сил на неподвижном и подвижном блоках.
Цель работы: - выяснить преимущества, получаемые при использовании того или иного вида блоков.
Приборы и материалы: деревянный брусок, П-образная металлическая рамка, цилиндр стальной и алюминиевый, колесо с желобом, динамометр, нить с петлями на концах, скрепка.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Соберите установку. Для этого зафиксируйте неподвижный блок на боковой стойке рамки, закрепите рамку в деревянном бруске и расположите его вертикально на столе так, чтобы неподвижный блок оказался в верхней части установки.
- Расположите цилиндр под неподвижным блоком. Перекинув нить через блок, прикрепите нить к цилиндру, а другой ее конец к динамометру и тяните его, поднимая груз.
- Определите показания динамометра, направляя силу в разные стороны.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соберите установку для второго эксперимента. Закрепите металлическую рамку на деревянном бруске. Деревянный брусок расположите вертикально на поверхности стола. Перебросьте через неподвижный блок нить, один конец которой привязать к верхней части металлической рамки, а другой – к крючку динамометра. Затем определите вес металлического цилиндра.
P=__________.
- Подвесьте металлический цилиндр к обойме блока, возьмите в руку динамометр, расположив его вертикально, и натяните нить так, чтобы блок с цилиндром повис на нитях. По показанию динамометра определите силу натяжения нити.
F=______________.
- Повторите опят с алюминиевым цилиндром.
- Сделайте вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Объясните, зачем пользуются неподвижным блоком, ведь выигрыша в силе он не дает. Где его удобно использовать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Человек поднимается вверх, используя приспособление с неподвижным блоком. Выигрывает ли он при этом в силе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №24
Измерение КПД наклонной плоскости.
Цель работы: - научиться экспериментально определять КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Приборы и материалы: доска трибометра, деревянный брусок, динамометр, измерительная лента, грузики, штатив с муфтой и лапкой.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Расположите доску трибометра наклонно и закрепите ее в штативе.
- Измерьте длину наклонной плоскости:
l=___________.
- Измерьте высоту наклонной плоскости:
h=___________.
- Утяжелив брусок одним-двумя грузиками, равномерно втягивайте его по наклонной плоскости при помощи динамометра:
Fтяги=___________.
- Динамометром измерьте вес бруска с грузиками:
Р=______________.
- Вычислите полезную работу по формуле :
Ап=__________.
- Вычислите полную работу по формуле
Аз=___________.
- По формуле подсчитайте КПД :
η=______________.
- Сделайте вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Зависит ли КПД подъема бруска по наклонной плоскости от угла ее наклона?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как влияет на КПД машины или механизма сила трения между отдельными частями?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Обычный кусочек хлеба имеет энергетическую ценность 400 кДж. Если бы вся эта энергия превращалась организмом человека в механическую работу с КПД=100 %, то ее хватило бы, чтобы подняться на лестницу высотой 500 м.
Практическая работа №25
Наблюдение делимости вещества.
Цель работы: - проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.
Приборы и материалы: кусочек мела, мензурка с водой, пробирка с кристалликами перманганата калия, пробирки с водой – 3 шт, стеклянная палочка.
Выполнение работы.
- Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.
Практическая работа №26
Определение общего объема при смешивании равных объемов различных веществ.
Цель работы: - проверить, что все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.
Приборы и материалы: 2 мензурки, 3 пробирки с водой, 1 пробирка с солью.
Выполнение работы.
- В одну пробирку налейте две одинаковые по объему порции воды из пробирок.
- В другую мензурку поместите один объем воды и точно такой же объем соли.
- Объясните наблюдаемое явление.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Дано отношение произвольного объема воды к сумме объемов молекул той же воды и отношение такого же объема пара к сумме объемов молекул того же пере. Какое отношение больше?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Измерьте линейкой линейные размеры куска сахара правильной формы и определите его объем. Налейте в мерную кружку или другой сосуд с делениями определенный объем воды и опустите в нее сахар. Определив объем раствора, найдите объем растворенного сахара. Сравните объемы сахара в твердом и растворенном состоянии и объясните их несовпадение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №27
Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.
Цель работы: - наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.
Приборы и материалы: флакон духов, кусочек ваты, пробирка с кристаллами перманганата калия, мензурка с водой, лист бумаги, стеклянная трубка.
Выполнение работы.
- Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №28
Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.
Цель работы: - выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.
Приборы и материалы: 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, холодильник.
Выполнение работы.
- Налейте в оба стакана воды до ¾ их объема.
- Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
- Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
- Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №29
Наблюдение взаимодействия частиц вещества.
Цель работы: - рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Приборы и материалы: 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, холодильник.
Выполнение работы.
- Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему части разломленного мела не удерживаются друг около друга при их соединении?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.
Практическая работа №30.
Проявление давления, создаваемого твердыми телами на опору.
Цель работы: - рассмотреть зависимость давления твердого тела от модуля действующей силы и площади опоры.
Приборы и материалы: кювета с песком, алюминиевый цилиндр, стальной цилиндр, стеклянная палочка, железный крючок, стальной брусок.
Выполнение работы.
- Поставьте в кювету с песком алюминиевый и стальной цилиндр. Что вы наблюдаете?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Расположите на поверхности песка стеклянную палочку, железный крючок и стальной брусок. Что вы при этом наблюдаете?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот же кирпич раздавит?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Для чего рельсы укладывают на шпалы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Для больных с тяжелыми ожогами и изобрели воздушную постель. Сила давления струи воздуха поддерживает больного на весу, и боль уменьшается.
Практическая работа №31.
Измерение давления твердого тела на опору.
Цель работы: - убедиться в том, что результат действия силы на тело зависит не только от ее модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Приборы и материалы: динамометр, линейка измерительная, детский кубик.
Выполнение работы.
- Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- С помощью динамометра определите силу давления кубика на стол.
F=______________.
- Измерительной линейки измеряют размеры кубика и вычисляют площадь его грани.
S=_____________.
- Давление кубика на стол вычислите по формуле
P=______________.
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Определите давление собственного тела на пол.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Втыкаем пальцем иглу или булавку в ткань, мы производим давление около 100 Мпа.
В 1957 г. в США при скорости ударной волны около 29000 км/ч, было получено мгновенное давление 75 млн атм (около 7500 ГПа).
Практическая работа №32
Передача давления газами.
Цель работы: - наблюдать проявление закона Паскаля.
Приборы и материалы: мыльные пузыри, лейка с водой.
Выполнение работы.
- С помощью трубочки от использованного стержня шариковой ручки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделившийся от трубочки, имеет шарообразную форму.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Наберите в шприц воду. Что произойдет, если на жидкость надавить поршнем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Почему при накачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится труднее двигать ручку насоса?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите массу гири при помощи камеры, дощечки, трубки и сосуда с водой. Опишите опыт и зарисуйте установку.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №33.
Зависимость давления внутри жидкости от глубины погружения.
Цель работы: - исследовать зависимость давления внутри жидкости от глубины погружения.
Приборы и материалы: мензурка с водой, индикатор давления.
Выполнение работы.
- Заполните индикатор давления водой и погрузите его в мензурку на небольшую глубину. Опишите свои наблюдения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Продолжайте медленно погружать индикатор давления в воду. Что вы наблюдаете по мере погружения индикатора в воду?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
1. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю, или в литровую бутылку? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обучаясь, водолазы должны сколотить деревянный ящик под водой. В чем трудность задания?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Чемпионом по нырянию среди млекопитающих является кашалот – зубастый кит, он погружается на глубину 110 м.
При глубоком погружении с аквалангом человек должен предохранить себя от кессонной болезни. Она возникает, если аквалангист быстро поднимается с глубины на поверхность. Давление воды резко уменьшается и растворенный в крови воздух расширяется. Образующиеся пузырьки закупоривают кровеносные сосуды, мешают движению крови, и человек может погибнуть. Поэтому аквалангисты всплывают медленно, чтобы кровь успевала уносить образующиеся пузырьки воздуха в легкие.
Практическая работа №34
Измерение давления на дно и стенки сосуда.
Цель работы: - научиться измерять давление жидкости на дно и стенки сосуда.
Приборы и материалы: мензурка с водой, измерительная линейка.
Выполнение работы.
- Измерьте высоту столбы жидкости при помощи измерительной линейки на отметке «20».
h=____________.
- Используя формулу , вычислите давление воды на дно мензурки.
p=___________.
- Таким же способом определите давление жидкости на стенки мензурки на отметке «30».
р=___________.
- Сравните полученные результаты.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
- Почему стенки внутренних органов глубоководных морских животных и рыб, быстро поднятых на поверхность, оказываются разорванными?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание. Изготовить из пластиковой бутылки прибор для демонстрации зависимости давления жидкости от глубины.
Практическая работа №35.
Сообщающиеся сосуды.
Цель работы: - проверить закон сообщающихся сосудов.
Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновый шланг, мензурка с водой.
Выполнение работы.
- Закройте отверстие одной трубки и свободный конец другой опустите на максимальную глубину в мензурку с водой. Откройте отверстие и, сразу же закрыв, при максимальном подъеме воды в трубках, выньте прибор из воды, придайте ему U- образную форму. Как располагаются уровни жидкости?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если опустить одно из колен, то уровни жидкости, то уровни жидкости в сообщающихся сосудах _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если наклонить одно из колен, то уровни жидкости в сообщающихся сосудах_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если расположить сообщающиеся сосуды крест-накрест, то уровни жидкости в сообщающихся сосудах _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание.
- Изготовить сообщающиеся сосуды.
- Изготовить модель фонтана.
Контрольные вопросы.
- Как при помощи сообщающихся сосудов проверить, горизонтально ли нанесена филенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №36.
Проявление атмосферного давления.
Цель работы: - наблюдать проявление атмосферного давления в различных случаях.
Приборы и материалы: кювета с водой, пробирка с водой, пипетка, прозрачная трубка с поршнем, стакан, лист бумаги.
Выполнение работы.
- Возьмите до краев заполненный стакан с водой и накройте его листом бумаги и осторожно переверните. Почему вода не выливается из стакана?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Возьмите стеклянную трубку с плотно прилегающим к стенкам поршнем. Опустите трубку в воду и начните поднимать поршень от нижнего конца трубки. Что происходит с жидкостью? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Возьмите пробирку с водой, закройте отверстие пробирки пальцем и, перевернув пробирку ее запаянным концом вверх, опустите ее в кювету с водой. Что вы наблюдаете, открыв отверстие пробирки под водой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Наберите воду в пипетку и объясните принцип ее действия.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Объясните причины вдоха и выдоха.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можно ли пользоваться в условиях космического корабля пипеткой? Объясните почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.
Практическая работа №37.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Цель работы: - проверить справедливость закона Архимеда.
Приборы и материалы: динамометр, стакан с водой, цилиндр латунный, фарфоровый ролик, нить.
Выполнение работы.
1. Определите цену деления шкалы динамометра
Ц.Д.(динамометра)=_____________ .
- Измерьте вес латунного цилиндра в воздухе.
Рвоздух=_______________.
- Измерьте вес цилиндра в воде.
Рводе=_______________.
- Определите выталкивающую силу по формуле
Fвыт=_______________.
- Проделайте тот же опят с фарфоровым роликом.
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
№ опыта | Рвоздух, Н | Рводе, Н | Fвыт, Н |
1 | |||
2 |
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В сосуде с водой плавает кусок люда, внутри которого находится кусочек пробки. Что станет с уровнем воды после таяния льда?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструкторское задание.
Изготовить модель «картезианского водолаза».
Практическая работа №38.
Связь веса с объемом погружаемой части.
Цель работы: - установить связь веса тела с объемом погружаемой части и наблюдать погружение тела при увеличении его веса.
Приборы и материалы: кювета с водой, пластилин, крючок стальной, гири.
Выполнение работы.
- Положите кусочек пластилина в кювет с водой. Что вы наблюдаете и почему это происходит?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выньте при помощи крючка пластилин из воды. Изготовьте из этого же кусочка лодку (коробку) и положите ее на поверхность воды. Опишите и объясните свои наблюдения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Измените вес лодки при помощи грузиков. Что происходит с лодкой?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Почему пустая стеклянная бутылка плавает на поверхности воды, а наполненная водой – тонет?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему надувная лодка имеет малую осадку?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Лежа в ванне с водой, сильно вдыхайте и выдыхайте воздух. Заметьте, как изменяется при этом положение вашего тела в воде. Опишите наблюдаемые явления.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №39
Выяснение условия плавания тел в жидкости.
Цель работы: - выяснить, при каких условиях тело плавает в жидкости и при каких тонет.
Приборы и материалы: мензурка с водой, медицинский флакончик с пробкой и нитью, динамометр, набор твердых тел.
Выполнение работы.
- Исследуйте, какие тела тонут, какие плавают. Данные занесите в таблицу.
Твердое тело | Поведение в воде |
- Сравните глубину погружения различных тел, плавающих на поверхности жидкости. Результаты оформите в виде рисунков.
- Сравните архимедову силу с весом пузырьков. По итогам опытов заполните таблицу.
V, м3 | Fа, Н | Р, Н | Вывод |
- Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
- Можно ли заставить картофелину плавать в воде? Результаты эксперимента оформите в виде рисунков с пояснениями.
- Что труднее удержать в воде: кусок железа или кирпича, если они имеют одинаковый объем? Ответ обоснуйте?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!!!
Крокодилы проглатывают камни, общий вес которых составляет сотую долю веса животного. Камни служат балластом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49671.jpg)
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-345431-1433797073.png)
Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"
Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-257716-1369191976.jpg)
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-220330-1363113698.jpg)
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Программа расчитана на учащихся 4-6 классов.главная цель программы научить детей основам исследовательской деятельности.За основу взяты разработки А.И.Савенкова, но адаптированные к более старшему воз...
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1138566-1555618441.jpg)
Рабочая программа "Исследователь"
Рабочая программа кружка "Исследователь" Как научить ребенка работать над исследовательским материалом....