Рабочая тетрадь "Юный исследователь"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Жукова Ольга Павловна

Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota.doc680.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1.

Наблюдение физических явлений.

Цель работы: - познакомиться с физическими явлениями и методами их исследования.

Приборы и материалы: 2 стакана, вода, 2 магнита, колокольчик.

Выполнение работы.

  1. Возьмите один стакан с водой, а другой пустой. Перелейте воду из полного стакана в пустой? Какое явление здесь наблюдается?

_____________________________________________________________________________

  1. Зажгите свечку и определите, какие физические явления здесь наблюдаются?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите взаимодействие двух магнитов между собой. Какое явление здесь наблюдается?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Послушайте звучание колокольчика? Какое явление здесь наблюдается?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Какие группы явлений изучает физика?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры электрических явлений?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

До 19 века практически не существовало такой профессии, как «физик». Этой наукой занимались врачи, математики, инженеры, философы и люди других профессий.

Практическая работа №2.

Определение цены деления измерительного прибора.

Цель работы: - определить цены деления шкал физических измерительных приборов;

  1. научиться пользоваться этими приборами.

Приборы и материалы: мензурка, термометр, линейка, секундомер.

Выполнение работы.

  1. Напишите, для измерения каких величин предназначены данные приборы.

Мензурка - _____________________ .

Термометр - ____________________ .

Линейка - ______________________ .

Секундомер - ___________________ .

  1. Определите цену деления приборов.

Ц.Д.(мензурки)=_____________ .

Ц.Д.(термометра)=_____________ .

Ц.Д.(линейки)=_____________ .

Ц.Д.(секундомер)=_____________ .

  1. Определите и запишите в таблицу 1 пределы измерений приборов.

№ п/п

Прибор

Пределы измерений

верхний

нижний

1

Мензурка

2

Термометр

3

Линейка

4

Секундомер

  1. Определите и запишите показания приборов.

Мензурка - _____________________ .

Термометр - ____________________ .

Линейка - ______________________ .

Секундомер - ___________________ .

  1. Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

Чему равна цена деления шкалы будильника на рисунке для часовой стрелки? А для минутной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание.

Изготовить из пластиковой бутылки мензурку.

Практическая работа №3.

Измерение длины с помощью линейки.

Цель работы: - научиться измерять длину и ширину предметов, прямоугольной формы

Приборы и материалы: линейка измерительная, брусок деревянный.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы линейки.

Ц.Д.(линейки)=_____________ .

  1. Измерьте длину и ширину у заданных предметов, результаты занесите в таблицу.

Предмет

Длина, a, (м)

Ширина, b (м)

Телевизор

Демонстрационный стол

Большое оконное стекло

Сиденье стула

Двери

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

Известно, что 1 дюйм=25,4 мм. Нарисуйте Дюймовочку в натуральную величину.

Это интересно!!!

По-видимому, строители гробницы эпохи мегалита на северо-западе Европы (около 3500 г. до н.э.) пользовались мерой длины, равной 82,9 – 0,09 см. К такому выводу пришел профессор Александр Тома в 1966 г.

Практическая работа №4.

Измерение температуры с помощью термометра.

Цель работы: - научиться измерять температуру с помощью термометром

Приборы и материалы: термометр.

Выполнение работы.

  1. Вычислите цену деления шкалы термометра.

Ц.Д.(термометра)=_____________ .

  1. Измерьте температуру своего тела

вечером ________________.

утром _________________.

Температура воды в стакане чая равна ____________.

Температура супа равна ________________.

Контрольные вопросы.

  1. Вовочка опустил термометр в чашку с водой, но показания термометра при этом не изменились. Что это значит?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вовочка вынул из футляра термометр и посмотрел на его показания. Оказалось, что температура равна 180С. Что это за температуру показал термометр?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекорды: Температуры, полученные в лабораториях.

Самая высокая: 1000000 0С

Самая низкая: -273 0С

Практическая работа №5.

Измерение объема тела с помощью измерительной линейки.

Цель работы: - научиться измерять объем тела правильной формы при помощи линейки.

Приборы и материалы: линейка, алюминиевый, стальной, деревянный бруски.

Выполнение работы.

  1. Вычислите цену деления шкалы линейки.

Ц.Д.(линейки)=_____________ .

  1. Рассмотрите линейку и определите наибольшую длину, которую позволяет измерить шкала этой линейки:

L max=______________.

  1. Измерьте у прямоугольного бруска

длину a=__________

ширину b=________

высоту h=_________.

Результаты занесите в таблицу.

Название тела

Длина, м

Ширина, м

Высота, м

Объем, м3

Алюминиевый брусок

Стальной брусок

Деревянный брусок

  1. Вычислите объем каждого бруска по формуле V=a*b*h. Результаты занесите в таблицу.
  2. Сделайте вывод:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

Рассчитайте объем воздуха в своей комнате.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №6.

Измерение объема тела с помощью измерительного цилиндра.

Цель работы: - научиться измерять объем тела неправильной формы при помощи измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: мензурка, стакан с водой, тела неправильной формы, нить.

Выполнение работы.

  1. Вычислите цену деления шкалы мензурки.

Ц.Д.(мензурки)=_____________ .

  1. Рассмотрите мензурку и определите наибольший объем жидкости, который позволяет измерить шкала этой мензурки:

Vmax=______________.

  1. Налейте в мензурку воду и определите ее объем:

Vводы=_______________.

  1. Обвяжите тела неправильной формы нитью и измерьте объемы тел по формуле:

Vтела=Vвода+тело – Vводы

Vтела1=_______________.

Vтела2=_______________.

Vтела3=_______________.

Указание: обратите внимание, что 1 мл=1 см3 и объем жидкостей выражают как в мл, так и в см3. Объем же твердых тел выражать в мл не принято.

  1. Сделайте вывод:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание:

Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки, медицинского шприца, детской бутылочки. С помощью этих измерительных приборов определите объем кружки, ложки, тарелки.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №7.

Измерение размеров малых тел.

Цель работы: - познакомиться с методом измерения размеров малых тел.

Приборы и материалы: линейка, горох, книга, тонкая проволока, круглый карандаш.

Выполнение работы.

1. Вычислите цену деления шкалы линейки.

Ц.Д.(линейки)=_____________ .

  1. Расположите вплотную к линейке n=40-50 горошин. Измерьте длину ряда l и вычислите диаметр d одной крупинки:

  1. Определите аналогичным способом толщину листа книги. Для этого плотно сожмите книгу и измерьте ее толщину l (без учета обложки). Разделив толщину на число листов в книге n, Найдите толщину оного листа d.
  2. Определите диаметр тонкой проволоки. Для этого намотайте на карандаш вплотную 50 витков проволоки и измерьте длину навивки l.
  3. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Малые тала

l, см

n

d, см

  1. Горох

  1. Листы бумаги

  1. Витки проволоки

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание:

Измерьте размер какого-либо маленького тела и запишите результат в таблицу в пустую графу.

Практическая работа №8.

Определение средней длины шага.

Цель работы: - научиться определять среднюю длину шага.

Приборы и материалы: рулетка.

Выполнение работы.

  1. Пройдите расстояние в 10 м и посчитайте, сколько ваших шагов оно составляет.
  2. Найдите длину шага l1.
  3. Пройдите расстояние в 20 м и рассчитайте длину шага l2.
  4. Пройдите расстояние в 30 м и рассчитайте длину шага l3.
  5. Найдите среднюю длину своего шага:

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальной задание.

На рисунке изобразите траекторию своего движения и перемещение.

Практическая работа №9.

Определение средней скорости движения в школу.

Цель работы: -

Приборы и материалы: рулетка, секундомер.

Выполнение работы.

  1. Взяв за точку отсчета входную дверь своего дома, подсчитайте количество шагов до входной двери школы. Одновременно по часам измерьте промежуток времени t вашего движения.
  2. Зная среднюю длину своего шага, найдите расстояние S от дома до школы в метрах.
  3. вычислите среднюю скорость своего движения в школу по формуле

  1. На основании данных, полученных на уроках физкультуры, рассчитайте среднюю скорость своего бег на 60 м. Это максимальна скорость вашего перемещения.
  2. Сравните среднюю скорость своего движения в школу с максимальной скоростью.
  3. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

1. Какая скорость больше: 90 км/ч или 22,5 м/с?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите спидометр мотоцикла или автомобиля. Для какой цели его устанавливают? О чем свидетельствует колебание стрелки спидометра при движении?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальной задание.

Измерьте поверхностную скорость воды у берега реки, пользуясь поплавками, часами с секундной стрелкой, рулеткой или сантиметровой лентой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №10.

Сравнение масс тел по результату их взаимодействия.

Цель работы: - познакомиться с методов измерения массы тела путем сравнения скоростей, приобретенных покоящимися телами в результате их взаимодействия.

Приборы и материалы: два тела одинакового объема, но разной массы.

Выполнение работы.

  1. На штативе подвесьте два тела одинакового объема, но разной массы. Как определить, какое тело имеет большую массу?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое из тел приобрело после удара большую скорость?

_______________________________________________________________________________

  1. Из чего это видно?

_______________________________________________________________________________

  1. Какое из тел инертнее?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи с сторону, противоположную прыжку, незаметно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Барон Мюнхгаузен рассказал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега, тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Почему это невозможно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №11.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Цель работы: - научиться измерять массу тел с помощью рычажных весов.

Приборы и материалы: весы с гирями, несколько небольших тел разной массы.

Правила взвешивания.

  1. Поставьте перед собой весы и справа от них ящик с гирьками.
  2. Положите на левую чашу весов

Выполнение работы.

  1. Внимательно прочитайте правила взвешивания.
  2. Придерживаясь правил, измерьте массу данных вам тел.
  3. Запишите значения всех гирь, которыми было уравновешено каждое тело:

№ опыта

Взвешиваемое тело

Масса тела в граммах

4. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Деревянный шар массой 1 кг поместили в широкий сосуд с водой. Шар плавает на поверхности воды. Изменилась ли масса шара?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание.

Сконструируйте рычажные весы.

Экспериментальное задание.

С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №12.

Определение плотности твердого тела.

Цель работы: - научиться определять плотность твердых тел.

Приборы и материалы: весы с гирями, измерительный цилиндр с водой, твердое тело на нити.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы мензурки.

Ц.Д.(мензурки)=_____________ .

  1. Уравновесьте весы и измерьте массу тел (m) на рычажных весах.
  2. Определите объем тела (V) при помощи мензурки.
  3. Зная массу и объем рассчитайте плотность тела по формуле

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

№ опыта

Название тела

Объем тела, м3

Масса тела, кг

Плотность тела, кг/м3

Название вещества.

1

2

3

6. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Определите внутренний объем бутылочки. Как можно получить более точный результат?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите плотность куска мыла.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

Бытовыми пружинными весами или самодельным динамометром измерьте вес и массу куриного яйца, а мерной кружкой или шприцом – его объем. Найдите плотность куриного яйца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Самым легким деревом считается бальса: ее древесина в два раза легче пробки! Из нее делают плоты и спасательные пояса. Существуют еще более легкие: на Кубе растет эшиномена колючеволосатая, древесина которой в 25 раз легче воды. Самая тяжелая древесина у змеиного дерева, она тонет в воде, как камень.

Самый легкий металл – литий, а самый тяжелый – осмий.

Практическая работа №13.

Определение плотности жидкости.

Цель работы: - научиться определять плотность жидкостей.

Приборы и материалы: весы с гирями, измерительный цилиндр, стакан низкий с водой, стакан низкий с раствором поваренной соли, колба коническая.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы мензурки.

Ц.Д.(мензурки)=_____________ .

  1. Уравновесьте весы и измерьте массу чистой колбы (m) на рычажных весах.
  1. Затем в мензурку налейте некоторое количество воды, измерьте ее объем и воду переливают в колбу.
  2. Колбу взвешайте с водой и вычислите массу воды.
  3. Вычислите плотность жидкости по формуле

  1. Результаты занесите в таблицу.

№ опыта

Название вещества

Объем тела, м3

Масса тела, кг

Плотность тела, кг/м3

1

2

3

6. Таким же способом определите плотность раствора поваренной соли.

7. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание. Изготовить модель ареометра.

Это интересно!!!

Средняя плотность тела человека около 1 г/см3 , или 1 кг/л. из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. То есть, например, Вовочка массой 45 кг имеет объем тела около 45 л. Именно такой объем воды выльется на пол при погружении Вовочки в ванну, заполненную водой до краев.

Практическая работа №14.

Наблюдение зависимости результата действия силы на тело от ее модуля, направления и точки приложения.

Цель работы: - сформировать понятие о силе как векторной величине.

Приборы и материалы: тележка, гиря массой 5 кг, теннисный мяч, подставка, керамический магнит, полосовой магнит.

Выполнение работы.

  1. Толкните тележку рукой. На пути ее следования поставьте гирю массой 5 кг. Что произошло со скоростью тележки? Что явилось причиной изменения скорости?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зависти ли изменение скорости тележки от величины действия другого тела? Как это доказать?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Теперь толкните тележку сильнее. Как изменилась скорость? На основании каких наблюдений это можно определить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изменится ли направление движения, если изменится направление действия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Теннисный шарик отскакивает в сторону, ударившись о подставку, расположенную под углом к первоначальному направлению движения. При изменении угла направление отскакивания меняется. Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На тележке закрепляется керамический магнит, к нему подносится полосовой магнит сначала одним полюсом, потом другим. Как изменилось состояние движения тележки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Действие какого тела вызвало изменение скорости движения тележки? Как можно объяснить причину изменения скорости тележки, используя понятие силы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как изобразить силу на рисунке?

  1. Как определить на этой же установке, какой магнит действует сильнее?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос.

Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по поверхности? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №15.

Наблюдение силы тяжести и веса тела.

Цель работы: - научиться различать силу тяжести и вес тела;

- уточнить их направления и точки приложения.

Приборы и материалы: 2 металлических бруска, металлическая линейка, стальной цилиндр, пластилин.

Выполнение работы.

  1. На поверхности стола на расстоянии 20 см друг от друга расположите два бруска так, чтобы они лежали на боковых сторонах. На бруски положите линейку, а на линейку положите стальной цилиндр. Что произошло с линейкой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зависти ли изменение деформации линейки от массы стального цилиндра? Как это доказать?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как изобразите силу тяжести и вес тела на рисунке?

3. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе стрижа? На перышко, выпавшее из его крыла?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №16.

Изучение зависимости силы тяжести от массы тела.

Цель работы: - убедиться, что сила тяжести в данном месте Земли пропорциональна массе тела.

Приборы и материалы: динамометр и набор грузов.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. К динамометру, удерживаемому в руке вертикально, подвесьте сначала один, затем два, три и четыре груза массой по 100 г каждый.
  2. Для каждой нагрузке записывайте показания динамометра (силу тяжести).
  3. Результаты занесите в таблицу.

m, кг

0,1

0,2

0,3

0,4

F, Н

  1. Что происходить с силой тяжести по мере увеличения массы груза?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как такую зависимость называют в математике? Как такую зависимость можно записать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты работы оформите в виде графика зависимости силы тяжести от массы.

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

1.Масса гири на экваторе и полюсе одинакова. Почему же силы тяжести, действующие на нее на полюсе и на экваторе, разные?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание. Изготовить модель динамометра.

Это интересно!!!

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели, обрушиваются камнепады, выпадают дожди и текут реки с холмов на равнины.

Растения «чувствуют» действие силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру Земли, а стебель – вверх. Это явление называется геотропизмом (греч (гео) – Земля и (тропос) – направление).

Практическая работа №17.

Деформация тел при их взаимодействии.

Цель работы: - наблюдать деформацию тел при их взаимодействии.

Приборы и материалы: бруски стальной и алюминиевый, линейка металлическая, цилиндры пластмассовый и стальной, ластик, стеклянная трубка с грушей, мензурка с водой.

Выполнение работы.

  1. Расположите на поверхности стола на расстоянии 20-25 см бруски боковыми гранями, сверху положите на них металлическую линейку. Теперь на линейку поставьте пластмассовый цилиндр. Что является причиной изгиба линейки?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Замените пластмассовый цилиндр стальным. Зависти ли изменение деформации линейки от массы стального цилиндра?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из мензурки забирайте воду при помощи стеклянной трубки с грушей. Какие тала участвуют при этом в деформации?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возьмите в руки ластик и измените его форму. В каком случае это возможно?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

Если деформированное тело, например растянутая пружина, остается в покое, то о чем это говорит? Как в этом случае соотносятся между собой внешняя сила и сила упругости?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №18.

Измерение силы трения покоя, скольжения, качения.

Цель работы: - познакомиться с измерением силы трения динамометром.

Приборы и материалы: динамометр, набор грузов, трибометр, 2 катка.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Взвесьте брусок при помощи динамометра.
  2. Затем, положите брусок большой гранью на трибометр, тяните его равномерно динамометром и заметьте по шкале положение указателя.
  3. Проделайте то же, но с одним, двумя грузами.
  4. Положите брусок на трибометр, и осуществите равномерное движение бруска. По шкале заметьте положение указателя (т.к. указатель динамометра колеблется, поэтому брать надо среднее значение двух крайних положений)
  5. Проделайте опыт с одним и двумя грузами.
  6. Расположите на трибометре два катка, положите на них брусок и при помощи динамометра приведите брусок в движение.
  7. Проделайте то же, но с одним и двумя грузами.
  8. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Вес бруска, Н

Сила трения покоя, Н

Сила трения скольжения, Н

Сила трения качения, Н

1

2

3

  1. Сделайте вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

  1. Возьмите обычную катушку ниток и размотайте ее на 30-40 см.
  2. Взявшись за конец нити, потяните катушку на себя под очень небольшим углом к горизонтальной поверхности. Катушка послушно «поползет» к вам.
  3. Чуть увеличьте угол между ниткой и горизонталью и повторите опыт. Изменилось ли что-нибудь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Повторите опыт несколько раз, увеличивая угол прикладываемой силы. Наступит момент, когда катушка перестанет катиться к вам, остановится и далее покатится в обратную сторону, разматывая нить. Объясните полученный эффект.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Без трения нельзя представить ни технику, ни природу. Благодаря трению действуют все тормоза – и автомобильные, и железнодорожные. Благодаря трению можно полировать стекла и мебель. Благодаря трению ящерицы ползают почти по отвесным склонам, а горные козлы легко прыгают по скалам.

Наше сердце снаружи покрыто слизью, которая служит «смазкой» для уменьшения его трения о легкие и грудную клетку. Наш язык тоже никогда не бывает сухим. Слюна уменьшает трение при пережевывании пищи и разговоре.

Практическая работа №19.

Измерение работы при перемещении тела.

Цель работы: - определить механическую работу, выполненную в различных ситуациях.

Приборы и материалы: деревянный брусок, два металлических бруска, цилиндр металлический, измерительная лента, динамометр.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Поставьте металлический цилиндр на пол и, равномерно поднимая груз при помощи динамометра, определите действующую на груз силу.

F=___________________.

  1. При помощи измерительной ленты определите путь, пройденный цилиндром.

S=__________________.

  1. Используя результаты эксперимента, вычислите механическую работу по формуле A=F*l.

А=____________.

  1. Определите работу, совершаемую при перемещении деревянного бруска по поверхности стола и опишите ход эксперимента

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Может ли сила трения покоя совершить работу? Если да, приведите пример.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бочка воды заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик? Ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

1. Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Сердце человека, перекачивая кровь, за одно сокращение совершает около 1 Дж работы. Этой работы достаточно для подъема гири массой 10 кг на высоту 1 см.

Практическая работа №20.

Измерение мощности, развиваемой человеком.

Цель работы: - определить мощность, которую вы совершаете при совершении работы.

Приборы и материалы: деревянный брусок, два металлических бруска, цилиндр металлический, измерительная лента, динамометр, секундомер.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Определите мощность, развиваемую вами при равномерном подъеме цилиндра и опишите ход эксперимента.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите мощность, развиваемую вами при равномерном перемещении бруска по поверхности стола и опишите ход эксперимента.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите вашу мощность при подъеме по лестнице и опишите ход эксперимента.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Одинаковую ли мощность развивает двигатель вагона трамвая, когда он движется с одинаковой скоростью без пассажиров и с пассажирами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Две девочки, имеющие разную массу, наперегонки взбегали по лестнице и поднялись на третий этаж дома одновременно. Одинаковую ли мощность развивали они при этом? Ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

Определите работу, которую вы совершаете при подъеме по вертикальному канату или при подтягивании на перекладине, а также мощность, развиваемую при этом. Используйте для выполнения задания сантиметровую ленту и часы с секундной стрелкой.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Мощность, развиваемая взрослым человеком при обычной ходьбе по ровной дороге, равна 60-65 Вт. При быстрой же ходьбе уже требуется мощность 200 Вт. Для сравнения скажем, что мощность электродвигателя домашней кофемолки 100-200 вт, а мясорубки – 500 Вт.

Практическая работа №21.

Измерение момента силы.

Цель работы: - определить момент силы.

Приборы и материалы: измерительная лента, динамометр, желоб, петля из проволочной нити.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Наденьте нитяную петлю на конец желоба и зацепите ее динамометром.
  2. Сначала силу приложите к концу желоба и направьте ее вверх.
  3. Увеличивайте постепенно действующую силу, пытаясь поднять конец желоба над столом. Второй конец желоба придерживайте рукой. Вы обнаружите вращение желоба только при определенном числовом значении силы.

F=___________________.

  1. Измерьте плечо этой силы и вычислите ее момент по формуле

l=_____________.

M=____________.

  1. Такую же силу приложите к середине желоба. Что вы наблюдаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Увеличьте силу в 2 раза и снова наблюдайте вращение желоба вокруг горизонтальной оси, проходящей через другой ее конец. Измерьте плечо этой силы и вычислите ее момент.

l=_____________.

M=____________.

  1. Сделайте вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Разломите спичку пополам, получившуюся часть снова разломите пополам и так продолжайте ломать спичку на все более маленькие кусочки. Почему маленькие кусочки труднее разламывать, чем большие?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

Измерьте линейкой плечи рычага у ножниц, гаечного ключа, водопроводного крана. Выясните, какой выигрыш в силе обеспечивает этот простой механизм в тех устройствах, у которых производились измерения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №22.

Выяснение условия равновесия рычага.

Цель работы: - установить формулу, выражающую закон равновесия рычага.

Приборы и материалы: рычаг, 4 грузика по 1 Н, динамометр, линейка, штатив с муфтой.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Закрепите рычаг в штативе и уравновесьте его, вращая лимбы.
  2. Проведите опыт, располагая грузики на рычаге согласно рисункам. Результаты опытов занесите в таблицу.

№ опыта

F, Н

l, м

M, Н*м

Направление вращения

Сумма моментов сил

по часовой стрелке

против часовой стрелки

1

2

3

  1. Вычислите суммы моментов сил, вращающих рычаг в каждом из направлений, и занесите вычисленные значения в большие клетки таблицы.
  2. Сравните сумму моментов сил, вращающих рычаг против часовой стрелки, с суммой моментов сил, вращающих рычаг по часовой стрелке.

  1. Сделайте вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос:

Определите массу линейки, имея в своем распоряжении только эту линейку, маленькую опору для нее и медные монеты. Задание выполните письменно с чертежом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №23.

Наблюдение равновесия сил на неподвижном и подвижном блоках.

Цель работы: - выяснить преимущества, получаемые при использовании того или иного вида блоков.

Приборы и материалы: деревянный брусок, П-образная металлическая рамка, цилиндр стальной и алюминиевый, колесо с желобом, динамометр, нить с петлями на концах, скрепка.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Соберите установку. Для этого зафиксируйте неподвижный блок на боковой стойке рамки, закрепите рамку в деревянном бруске и расположите его вертикально на столе так, чтобы неподвижный блок оказался в верхней части установки.

  1. Расположите цилиндр под неподвижным блоком. Перекинув нить через блок, прикрепите нить к цилиндру, а другой ее конец к динамометру и тяните его, поднимая груз.
  2. Определите показания динамометра, направляя силу в разные стороны.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соберите установку для второго эксперимента. Закрепите металлическую рамку на деревянном бруске. Деревянный брусок расположите вертикально на поверхности стола. Перебросьте через неподвижный блок нить, один конец которой привязать к верхней части металлической рамки, а другой – к крючку динамометра. Затем определите вес металлического цилиндра.

P=__________.

  1. Подвесьте металлический цилиндр к обойме блока, возьмите в руку динамометр, расположив его вертикально, и натяните нить так, чтобы блок с цилиндром повис на нитях. По показанию динамометра определите силу натяжения нити.

F=______________.

  1. Повторите опят с алюминиевым цилиндром.
  2. Сделайте вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Объясните, зачем пользуются неподвижным блоком, ведь выигрыша в силе он не дает. Где его удобно использовать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Человек поднимается вверх, используя приспособление с неподвижным блоком. Выигрывает ли он при этом в силе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №24

Измерение КПД наклонной плоскости.

Цель работы: - научиться экспериментально определять КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Приборы и материалы: доска трибометра, деревянный брусок, динамометр, измерительная лента, грузики, штатив с муфтой и лапкой.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Расположите доску трибометра  наклонно и закрепите ее в штативе.

  1. Измерьте длину наклонной плоскости:

l=___________.

  1. Измерьте высоту наклонной плоскости:

h=___________.

  1. Утяжелив брусок одним-двумя грузиками, равномерно втягивайте его по наклонной плоскости при помощи динамометра:

Fтяги=___________.

  1. Динамометром измерьте вес бруска с грузиками:

Р=______________.

  1. Вычислите полезную работу по формуле :

Ап=__________.

  1. Вычислите полную работу по формуле

Аз=___________.

  1. По формуле подсчитайте КПД :

η=______________.

  1. Сделайте вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Зависит ли КПД подъема бруска по наклонной плоскости от угла ее наклона?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Как влияет на КПД машины или механизма сила трения между отдельными частями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Обычный кусочек хлеба имеет энергетическую ценность 400 кДж. Если бы вся эта энергия превращалась организмом человека в механическую работу с КПД=100 %, то ее хватило бы, чтобы подняться на лестницу высотой 500 м.

Практическая работа №25

Наблюдение делимости вещества.

Цель работы: - проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.

Приборы и материалы: кусочек мела, мензурка с водой, пробирка с кристалликами перманганата калия, пробирки с водой – 3 шт, стеклянная палочка.

Выполнение работы.

  1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.

Практическая работа №26

Определение общего объема при смешивании равных объемов различных веществ.

Цель работы: - проверить, что все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.

Приборы и материалы: 2 мензурки, 3 пробирки с водой, 1 пробирка с солью.

Выполнение работы.

  1. В одну пробирку налейте две одинаковые по объему порции воды из пробирок.
  2. В другую мензурку поместите один объем воды и точно такой же объем соли.
  3. Объясните наблюдаемое явление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Дано отношение произвольного объема воды к сумме объемов молекул той же воды и отношение такого же объема пара к сумме объемов молекул того же пере. Какое отношение больше?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

Измерьте линейкой линейные размеры куска сахара правильной формы и определите его объем. Налейте в мерную кружку или другой сосуд с делениями определенный объем воды и опустите в нее сахар. Определив объем раствора, найдите объем растворенного сахара. Сравните объемы сахара в твердом и растворенном состоянии и объясните их несовпадение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №27

Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.

Цель работы: - наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.

Приборы и материалы: флакон духов, кусочек ваты, пробирка с кристаллами перманганата калия, мензурка с водой, лист бумаги, стеклянная трубка.

Выполнение работы.

  1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную  жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №28

Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.

Цель работы: - выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Приборы и материалы: 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, холодильник.

Выполнение работы.

  1. Налейте в оба стакана воды до ¾ их объема.
  2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
  3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
  4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №29

Наблюдение взаимодействия частиц вещества.

Цель работы: - рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.

Приборы и материалы: 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, холодильник.

Выполнение работы.

  1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему части разломленного мела не удерживаются друг около друга при их соединении?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.

Практическая работа №30.

Проявление давления, создаваемого твердыми телами на опору.

Цель работы: - рассмотреть зависимость давления твердого тела от модуля действующей силы и площади опоры.

Приборы и материалы: кювета с песком, алюминиевый цилиндр, стальной цилиндр, стеклянная палочка, железный крючок, стальной брусок.

Выполнение работы.

  1. Поставьте в кювету с песком алюминиевый и стальной цилиндр. Что вы наблюдаете?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расположите на поверхности песка стеклянную палочку, железный крючок и стальной брусок. Что вы при этом наблюдаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот же кирпич раздавит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего рельсы укладывают на шпалы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Для больных с тяжелыми ожогами и изобрели воздушную постель. Сила давления струи воздуха поддерживает больного на весу, и боль уменьшается.

Практическая работа №31.

Измерение давления твердого тела на опору.

Цель работы: - убедиться в том, что результат действия силы на тело зависит не только от ее модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Приборы и материалы: динамометр, линейка измерительная, детский кубик.

Выполнение работы.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. С помощью динамометра определите силу давления кубика на стол.

F=______________.

  1. Измерительной линейки измеряют размеры кубика и вычисляют площадь его грани.

S=_____________.

  1. Давление кубика на стол вычислите по формуле

P=______________.

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос.

Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

Определите давление собственного тела на пол.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Втыкаем пальцем иглу или булавку в ткань, мы производим давление около 100 Мпа.

В 1957 г. в США при скорости ударной волны около 29000 км/ч, было получено мгновенное давление 75 млн атм (около 7500 ГПа).

Практическая работа №32

Передача давления газами.

Цель работы: - наблюдать проявление закона Паскаля.

Приборы и материалы: мыльные пузыри, лейка с водой.

Выполнение работы.

  1. С помощью трубочки от использованного стержня шариковой ручки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделившийся от трубочки, имеет шарообразную форму.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наберите в шприц воду. Что произойдет, если на жидкость надавить поршнем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Почему при накачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится труднее двигать ручку насоса?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите массу гири при помощи камеры, дощечки, трубки и сосуда с водой. Опишите опыт и зарисуйте установку.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №33.

Зависимость давления внутри жидкости от глубины погружения.

Цель работы: - исследовать зависимость давления внутри жидкости от глубины погружения.

Приборы и материалы: мензурка с водой, индикатор давления.

Выполнение работы.

  1. Заполните индикатор давления водой и погрузите его в мензурку на небольшую глубину. Опишите свои наблюдения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжайте медленно погружать индикатор давления в воду. Что вы наблюдаете по мере погружения индикатора в воду?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос.

1. Куда бы вы перелили сок из  литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю, или в литровую бутылку? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обучаясь, водолазы должны сколотить деревянный ящик под водой. В чем трудность задания?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Чемпионом по нырянию среди млекопитающих является кашалот – зубастый кит, он погружается на глубину 110 м.

При глубоком погружении с аквалангом человек должен предохранить себя от кессонной болезни. Она возникает, если аквалангист быстро поднимается с глубины на поверхность. Давление воды резко уменьшается и растворенный в крови воздух расширяется. Образующиеся пузырьки закупоривают кровеносные сосуды, мешают движению крови, и человек может погибнуть. Поэтому аквалангисты всплывают медленно, чтобы кровь успевала уносить образующиеся пузырьки воздуха в легкие.

Практическая работа №34

Измерение давления на дно и стенки сосуда.

Цель работы: - научиться измерять давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Приборы и материалы: мензурка с водой, измерительная линейка.

Выполнение работы.

  1. Измерьте высоту столбы жидкости при помощи измерительной линейки на отметке «20».

h=____________.

  1. Используя формулу , вычислите давление воды на дно мензурки.

p=___________.

  1. Таким же способом определите давление жидкости на стенки мензурки на отметке «30».

р=___________.

  1. Сравните полученные результаты.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос.

  1. Почему стенки внутренних органов глубоководных морских животных и рыб, быстро поднятых на поверхность, оказываются разорванными?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание. Изготовить из пластиковой бутылки прибор для демонстрации зависимости давления жидкости от глубины.

Практическая работа №35.

Сообщающиеся сосуды.

Цель работы: - проверить закон сообщающихся сосудов.

Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновый шланг, мензурка с водой.

Выполнение работы.

  1. Закройте отверстие одной трубки и свободный конец другой опустите на максимальную глубину в мензурку с водой. Откройте отверстие и, сразу же закрыв,  при максимальном подъеме воды в трубках, выньте прибор из воды, придайте ему U- образную форму. Как располагаются уровни жидкости?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если опустить одно из колен, то уровни жидкости, то уровни жидкости в сообщающихся сосудах _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если наклонить одно из колен, то уровни жидкости в сообщающихся сосудах_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Если расположить сообщающиеся сосуды крест-накрест, то уровни жидкости в сообщающихся сосудах _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание.

  1. Изготовить сообщающиеся сосуды.
  2.  Изготовить модель фонтана.

Контрольные вопросы.

  1. Как при помощи сообщающихся сосудов проверить, горизонтально ли нанесена филенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №36.

Проявление атмосферного давления.

Цель работы: - наблюдать проявление атмосферного давления в различных случаях.

Приборы и материалы: кювета с водой, пробирка с водой, пипетка, прозрачная трубка с поршнем, стакан, лист бумаги.

Выполнение работы.

  1. Возьмите до краев заполненный стакан с водой и накройте его листом бумаги и осторожно переверните. Почему вода не выливается из стакана?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возьмите стеклянную трубку с плотно прилегающим к стенкам поршнем. Опустите трубку в воду и начните поднимать поршень от нижнего конца трубки. Что происходит с жидкостью? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возьмите пробирку с водой, закройте отверстие пробирки пальцем и, перевернув пробирку ее запаянным концом вверх, опустите ее в кювету с водой. Что вы наблюдаете, открыв отверстие пробирки под водой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наберите воду в пипетку и объясните принцип ее действия.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Объясните причины вдоха и выдоха.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли пользоваться в условиях космического корабля пипеткой? Объясните почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Практическая работа №37.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Цель работы: - проверить справедливость закона Архимеда.

Приборы и материалы: динамометр, стакан с водой, цилиндр латунный, фарфоровый ролик, нить.

Выполнение работы.

1. Определите цену деления шкалы динамометра

Ц.Д.(динамометра)=_____________ .

  1. Измерьте вес латунного цилиндра в воздухе.

Рвоздух=_______________.

  1. Измерьте вес цилиндра в воде.

Рводе=_______________.

  1. Определите выталкивающую силу по формуле

Fвыт=_______________.

  1. Проделайте тот же опят с фарфоровым роликом.
  2. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

№ опыта

Рвоздух, Н

Рводе, Н

Fвыт, Н

1

2

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В сосуде с водой плавает кусок люда, внутри которого находится кусочек пробки. Что станет с уровнем воды после таяния льда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструкторское задание.

Изготовить модель «картезианского водолаза».

Практическая работа №38.

Связь веса с объемом погружаемой части.

Цель работы: - установить связь веса тела с  объемом погружаемой части и наблюдать погружение тела при увеличении его веса.

Приборы и материалы: кювета с водой, пластилин, крючок стальной, гири.

Выполнение работы.

  1. Положите кусочек пластилина в кювет с водой. Что вы наблюдаете и почему это происходит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выньте при помощи крючка пластилин из воды. Изготовьте из этого же кусочка лодку (коробку) и положите ее на поверхность воды. Опишите и объясните свои наблюдения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Измените вес лодки при помощи грузиков. Что происходит с лодкой?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Почему пустая стеклянная бутылка плавает на поверхности воды, а наполненная водой – тонет?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему надувная лодка имеет малую осадку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Лежа в ванне с водой, сильно вдыхайте и выдыхайте воздух. Заметьте, как изменяется при этом положение вашего тела в воде. Опишите наблюдаемые явления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №39

Выяснение условия плавания тел в жидкости.

Цель работы: - выяснить, при каких условиях тело плавает в жидкости и при каких тонет.

Приборы и материалы: мензурка с водой, медицинский флакончик с пробкой и нитью, динамометр, набор твердых тел.

Выполнение работы.

  1. Исследуйте, какие тела тонут, какие плавают. Данные занесите в таблицу.

Твердое тело

Поведение в воде

  1. Сравните глубину погружения различных тел, плавающих на поверхности жидкости. Результаты оформите в виде рисунков.

  1. Сравните архимедову силу с весом пузырьков. По итогам опытов заполните таблицу.

V, м3

Fа, Н

Р, Н

Вывод

  1. Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Можно ли заставить картофелину плавать в воде? Результаты эксперимента оформите в виде рисунков с пояснениями.
  2. Что труднее удержать в воде: кусок железа или кирпича, если они имеют одинаковый объем? Ответ обоснуйте?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно!!!

Крокодилы проглатывают камни, общий вес которых составляет сотую долю веса животного. Камни служат балластом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"

Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...

Рабочая програма кружка "Юный исследователь"

Кружок составлен для обучающихся 5 классов....

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Программа расчитана на учащихся 4-6 классов.главная цель программы научить детей основам исследовательской деятельности.За основу взяты разработки А.И.Савенкова, но адаптированные к более старшему воз...

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Рабочая программа "Исследователь"

Рабочая программа кружка "Исследователь" Как научить ребенка работать над исследовательским материалом....