Технологическая карта урока «Сравнительная характеристика червей»
план-конспект урока по биологии

Панина Ирина Петровна
Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс: 7 класс
Тема урока: «Сравнительная характеристика червей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta_chervi.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии: Панина Ирина Петровна

Технологическая карта урока

Предмет: Биология

Класс: 7 класс

Тема урока: «Сравнительная характеристика червей»

Тип урока: обобщение и систематизации предметных знаний

Тема урока

«Сравнительная характеристика червей»

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности и экологии плоских, круглых, кольчатых червей; установить взаимосвязь между типами; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, свертывать информацию в таблицы; закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями; воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов.

Задачи урока

1. Обобщить, расширить, закрепить и проверить знания обучающихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания.

2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
3. Развивать интерес к природе, ее изучению, умение приобретать знания самостоятельно, работать в коллективе, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд. Формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

4.Способствовать санитарно - гигиеническому и экологическому воспитанию учащихся. Создать условия для обеспечения здоровьесбережения на уроке.
Активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома.

Формирование УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы):

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

 - воспитание экологической грамотности.

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности):

-целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:

-определение проблемы, поиск путей решения проблемной ситуации, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Метапредметные:

формирование УУД учащихся

-продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Предметные:

-сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;

- выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Коммуникативные УУД:

-учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, умение выслушивать друг друга, умение приходить к общему выводу.

Основные понятия

Двусторонняя симметрия, регенерация, гермафродит, целом, параподии, гельминты, гельминтология.

Ресурсы

УМК: «Биология» 7 класс, Вентана-Граф – В.М. Константинов, В.Г. Бобенко, В.С. Кучменко

Рабочая тетрадь «Биология» 7 класс, Вентана-Граф – С.В.Суматохин, В.С. Кучменко  

Презентация учителя, таблицы, лэрбу.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, индивидуально.

Методы

Метод проектов, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный методы.


 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи, целей урока.

Лэпбук  (lapbook)– это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает (lap – колени, book – книга)  «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов на любую тему.  

 Вы многое узнали о червях, пополнили багаж своих знаний. На протяжении всех уроков, каждый из вас показал хорошие знания, были отличными слушателями и добытчиками информаций. Тема лэпбука «Характеристика червей». Какие вопросы мы затронем, чтобы сделать данный лэпбук?

А как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

Вспоминают, проговаривают определение.

Называют типы червей, определяют круг вопросов, которые необходимо разобрать на уроке.

Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

3. Обобщение и систематизация знаний

  1. Составьте схему «Классификация червей»

На доске и на листе составляется классификация червей.

  1. «Немой рисунок»

Определение по рисунку червя.

Белая планария, пескожил, свиной цепень, человеческая аскарида, трубочник, медицинская пиявка, дождевой червь, острица. Что объединяет всех этих животных? Разделите их на три группы, дайте название каждой группе.

используя полученную информацию.

Почему их относят к разным типам? По каким признакам черви разделены на типы?

  1. «Угадай меня»

Они живут в тиши подземной,  

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,  

Ее глотают не спеша.

Они коричневого цвета,  

Кровь гонят несколько «сердец».

Их тело состоит из многих

Сцепленных меж собой колец.

Все, что съедают, скоро станет  

Питаньем будущим цветам.

Они – друзья для урожая,  

И корм и птицам, и кротам.

Их любят рыбы и цыплята,  

Им рад садовник, рыболов,

А ну, скажите-ка, ребята, кто стал

Героем сих стихов?

Определение червя по стихотворению

  1. Фронтальная работа:

Работа с терминами. Анаграммы.

Дайте определение следующим понятиям: кутикула, целом, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гермафродиты, параподии, гельминтология, регенерация, двусторонняя симметрия.

  1. Игра «Биологическое лото»

по теме «Органы, системы органов».

 Учитель: а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем биологическое лото.  Работа в парах.

  1. Работа в печатной тетради стр. 64 задание 3.

Заполнение систематизирующей таблицы «Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей» 

Выводы по таблице:

Указать черты сходства и различия плоских, круглых и кольчатых червей.

Усложнения в строении представителей каждого типа.

В каком направлении шла эволюция червей?

Физкультминутка 

Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей -  вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши, признаки характерные для круглых червей - руки на пояс и наклон вперёд.

К- Тело в поперечном сечении круглое.

П - Имеют паренхиму.

    – Кровеносная система замкнутая.

П- Гермафродиты.

    – Тело состоит из энтодермы и эктодермы.

П - Полости тела нет.

К - При движении могут лишь изгибаться.

К -Раздельнополые животные.

П - Тело сильно уплощенное.

К- Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.

К - Полость тела заполнена жидкостью.

  1. Составление схем «Жизненные циклы паразитических червей»

Работа в группах. Групповая работа: составление циклов развития

1группа: печеночного сосальщика

2 группа: человеческой аскариды

3 группа: бычьего цепня.

Проблемный вопрос:

Почему, пожевав травинку, сорванную на берегу реки, через некоторое время мы можем обнаружить в своей печени взрослого печеночного сосальщика, но не сможем найти в кишечнике взрослого бычьего цепня?

  1. Обсуждение правил гигиены.

Учащиеся проговаривают основные характеристики типов червей. Сравнивают классы типов червей.

Комментируют ответы, дополняют.

Отвечают на вопросы.

Разгадывают загадку, определяют тип, класс червя.

Отвечают на вопросы учителя.

Систематизируют знания о функциях систем органов.

Сравнивают строение плоских, круглых и кольчатых червей.

Группа получает один вопрос, обсуждает его. Составляют циклы развития паразитических червей, защищают свои работы

Ответ:

Проглоченные человеком яйца бычьего цепня попадут в мышцы и превратятся в финны, а не во взрослого червя. Человек станет промежуточным, а не окончательным хозяином.

Составляют правила гигиены.

Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность
  • Мыть руки перед едой;
  • Не грызть ногтей и не чистить их зубами;
  • Проводить уборку в домах.

Построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений.

Познавательные УДД.

Использование знаково-символических средств.

Аналогия, обобщение.

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.

Коммуникативные УУД:  

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать,

доказывать, отстаивать свое мнение.  

Познавательные УУД:  

- использовать информацию для решения учебной

задачи;  

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:  

- высказывать суждения по результатам сравнения;  

- аргументировать свое мнение.  

Регулятивные УУД:  

- организовать выполнение заданий учителя;  

- делать выводы по результатам работы.

Определение основной и второстепенной информации.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

1.         Биологическая задача

«О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?»

Выдвигают гипотетические ответы на проблемные вопросы

Проверяют свои гипотезы.

Выслушивают мнения друг друга.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

Значение дождевого червя

Учащиеся слушают продолжение сюжета. Анализируют свои ответы.

Анализируют действия персонажей сюжета.

Высказывают свое мнение о сюжете в целом.

Отвечают на вопросы.

 В природе:

Являются звеном в пищевой цепи;

Питаются останками растений и животных, тем самым очищая морское дно;

Познавательные УДД

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УДД

Контроль.

Коррекция.

Личностные УУД

Формируется любовь к окружающему миру, к живой природе. Формируется бережное отношение к окружающей природе.

5. Контроль усвоения

Задание 5 стр.65

Контроль правильности ответов учащихся.

Корректировка при необходимости.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структурирование знаний.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Определяют свое настроение в конце урока.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

7. Домашнее задание

  • Задание 6 стр.66. в печатной тетради. Ответить на вопросы с. 86

Задание на выбор:

  • подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;
  • составить кроссворд по теме «Кольчатые черви».

Внимательно слушают задание на дом. Делают записи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока «Тип Плоские черви», В.В. Латюшин, 7 класс

Тема: «Тип Плоские черви»Учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»Класс: 7Тип урока: урок «открытие новых знаний» Цель (планируемый результ...

Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы»

«Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы». Знать физические и химические свойства серы, ее аллотропные модификации. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие окислительно – ...

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс...

Технологическая карта урока "Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика

Технологическая карта позволит организавать самостоятельное изучение и закрепление урока в дистанционной форме...

Технологическая карта урока" Общая характеристика отделов Плауновидные и Хвощевидные"

Технологическая карта урокас использование электронной формы учебникаН.И. Сонин, В.Б. ЗахаровБиология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения...