Технологическая карта урока «Тип Плоские черви», В.В. Латюшин, 7 класс
презентация к уроку по биологии (7 класс)

Сайчишина Юлия Витальевна

Тема: «Тип Плоские черви»

Учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»

Класс: 7

Тип урока: урок «открытие новых знаний»

 

Цель (планируемый результат):

·              предметная/предметно-дидактическая цель – формирование знаний о Плоских червях, их внешнем и внутреннем строении и особенностях.

·              метапредметная/деятельностная цель

1)           Регулятивные -  умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2)           Познавательные - умение сравнивать, обобщать, анализировать,  устанавливать причинно-следственные связи, смысловое чтение,  строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы.

3)           Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

а. Лучевая симметрия тела б. Диффузная нервная система в. Трёхслойные животные г. Двухслойные животные д. Гидра е. Протонефридии ж. Бадяга ч. Глисты з . Рефлекс и. Паренхима к. Базальная мембрана р. Двусторонняя симметрия тела м. Биофильтратор 1. Тип Кишечнополостные 2. Тип Губки Установите соответствие

Слайд 3

Тип Плоские черви

Слайд 4

Известно, что среди представителей типа Плоских червей имеются паразиты и свободноживущие формы. Одни вызывают различные заболевания человека и животных, другие нет. Чем отличаются паразитические черви от свободноживущих?

Слайд 5

Симметрия тела гидры Поперечный разрез гидры Симметрия тела планарии Общая характеристика типа

Слайд 6

Общая характеристика типа 1. Тело плоских червей состоит из….слоёв (…, ..., …). 2. Плоские черви имеют ….. симметрию тела. 3. …+ покровный слой = 4. Внутренней полости тела… 5. Внутри ….. между органами располагается рыхлая ткань - … 3 экто-энто и мезодерма двустороннюю Мускулатура кожно-мускульный мешок нет паренхима кожно-мускульного мешка

Слайд 7

Внутреннее строение плоских червей

Слайд 8

?

Слайд 9

Нервная система

Слайд 10

Нервная система

Слайд 11

Органы чувств – светочувствительные глазки и органы равновесия

Слайд 12

?

Слайд 13

Пищеварительная система

Слайд 14

?

Слайд 15

Органы выделения – протонефридии - система разветвленных канальцев, с звездчатыми клетками.

Слайд 16

? Половая система Все плоские черви – гермафродиты (имеются семенники и яичники)

Слайд 17

Дыхательная и кровеносная системы Газообмен и транспорт веществ осуществляется через всю поверхность тела

Слайд 18

Внутреннее строение плоских червей

Слайд 19

Верно ли… Все плоские черви – паразиты. У плоских червей трехслойное тело. Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. Промежутки между органами у плоских червей заполнены жидкостью. Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему. Плоские черви дышат всей поверхностью тела. Выделительная система плоских червей представлена почками. Нервная система плоских червей - диффузная. В основном плоские черви – гермафродиты.

Слайд 20

Чем отличаются паразитические черви от свободноживущих?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Тип Плоские черви» 

Учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»

Класс: 7

Тип урока: урок «открытие новых знаний»

Цель (планируемый результат):

  • предметная/предметно-дидактическая цель – формирование знаний о Плоских червях, их внешнем и внутреннем строении и особенностях.
  • метапредметная/деятельностная цель
  1. Регулятивные -  умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  2. Познавательные - умение сравнивать, обобщать, анализировать,  устанавливать причинно-следственные связи, смысловое чтение,  строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы.
  3. Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Методы: словесный (беседа, фронтальный опрос, объяснение), наглядный (иллюстрация), частично-поисковый.

Способы диагностики сформированности УУД: тесты, беседа,  работа с рисунками (сравнение, анализ), работа с учебником (формулирование тезисов), задание на соответствие

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный  момент

Приветствие, фиксация отсутствующих. Проверка подготовки класса к началу урока

Мотивирование к учебной деятельности

1. Какое царство изучаем?

2. На какие 2 п/ц делится?

3. Какие типы мы уже изучили?

4. Что интересного и необычного вы узнали на прошлом уроке о Типе Кишечнополостные? СЛАЙД 1

Таким образом, многообразие животного мира огромно и не только в пределах одного типа. Знания об изучаемых организмах полезны и нужны в первую очередь для собственной безопасности (как защититься от ожога медузы и т.п.).

Ответы учащихся:

1. Животные

2. Одно-, многоклеточные
3.Тип Простейшие, Тип Губки, Тип Кишечнополостные

4. Узнали  о самой большой медузе Цианее 37 м в длину, о самых ядовитых медузах, о способах устранения ожогов (уксус), о коралловых рифах.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с представителями животного мира, познакомимся организмами, вызывающими такое заболевание, как слоновая болезнь…СЛАЙД 2 но для начала вспомним особенности уже изученных типов.

Перед вами список признаков. Каждый из них характеризует определенный тип животного. Соотнесите цифру с буквой.
Давайте разъясним каждый признак.

а. Лучевая симметрия тела

б. Диффузная нервная система

в. Трёхслойные животные

г. Двухслойные животные

д. Гидра

е. Протонефридии

ж. Бадяга

ч. Глисты

з.  Рефлекс

и. Паренхима

к. Базальная мембрана

л. Сократительные клетки

р. Двусторонняя симметрия тела

м. Биофильтратор

Ответы учащихся:

А – 1,2

Б – 1

В –

Г – 1,2

Д – 1

Е –

Ж – 2

Ч –

З – 1

И –

К – 1

Л – 1

Р –

М - 2

Выявление места и причины затруднения

Какие признаки остались не задействованы? Выпишите буквы. Какое слово из них можно составить? СЛАЙД 3

Что вы знаете о червях?

Ответы учащихся:

ЧЕРВИ.

Именно указанные признаки присущи этим животным.

Построение проекта выхода из затруднения

Выделяют несколько типов червей: плоские, круглые и кольчатые. Очевидно, что отличаются они формой тела. Посмотрите на слайд, обратите внимание на форму. Подумайте, какой тип мы будем изучать?

Запишите тему урока Плоские черви.

Проблемный вопрос

 СЛАЙД 4. 

Известно, что среди представителей типа Плоских червей имеются паразиты и свободноживущие формы. Одни вызывают различные заболевания человека и животных, другие нет. Как паразитических червей можно отличить от свободноживущих?

Какая у нас будет цель урока?

Что нам для этого понадобится?

Ответы учащихся:

Расширить и углубить знания о Плоских червях

Изучить строение, классификацию, общую характеристику (среды обитания). Зная их строение, мы сможем выработать способы борьбы с ними (с паразитами).

Реализация построенного проекта

С чего мы начнём изучать животный организм?  СЛАЙД 5.

Общая характеристика типа. Запишите подзаголовок в тетрадь

Посмотрите на слайд, перед вами в поперечном разрезе представлена гидра и планария. Что общего, а чем отличаются эти организмы?

Сравнивают изображения, отвечают на вопросы

Первичное закрепление

СЛАЙД 6. На основе выявленных нами признаков и стр. 31-32 вставьте пропущенные слова.

1. Тело плоских червей состоит из….слоёв (…, ..., …).

2. Плоские черви имеют ….. симметрию тела.

3. ….+ покровный слой = ….

4. Внутренней полости тела…

5. Внутри…..между органами располагается рыхлая ткань - ….

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы

1. 3, эктодерма, мезодерма, энтодерма  

2. Двусторонюю

3. Мускулатура, кожно-мускульный мешок

4. Нет

5. Кожно-мускускульного мешка, паренхима

Организация познавательной деятельности

СЛАЙД 7. Внутреннее строение плоских червей.

Выделить 5 групп среди учеников. Дать задание на системы органов.

1) Изучая особенности строения системы, установите, что нового появилось у плоских червей, используйте раздаточный материал.

2) Посмотрите на слайд, исходя из изученного вами материала о системах, отгадайте, что за система представлена на рисунке и докажите.

Запись в тетрадь

СЛАЙД 8-11

1.Нервная система – лестничного типа. Органы чувств – светочувствительные глазки и органы равновесия

СЛАЙД 12-13

2 .Питание: рот- глотка – кишка-рот

СЛАЙД 14-15

3.Органы выделения – протонефридии - система разветвленных канальцев, с звездчатыми клетками.

СЛАЙД 16

4.Все плоские черви – гермафродиты (имеются семенники и яичники).

СЛАЙД 17

5.Газообмен и транспорт веществ осуществляется через всю поверхность тела

СЛАЙД 18

Включение в систему знаний и повторение

СЛАЙД 19

А сейчас закрепим полученные знания, выполнив  задание “Верно-неверно”.

  1. Все плоские черви – паразиты.
  2. У плоских червей трехслойное тело.
  3. Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела.
  4. Промежутки между органами у плоских червей заполнены жидкостью.
  5. Все плоские черви имеют одинаковую  пищеварительную систему.
  6. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  7. Выделительная система плоских червей представлена почками.
  8. Нервная система плоских червей -  диффузная.
  9. В основном плоские черви – гермафродиты.

СЛАЙД 20

Как мы можем ответить на проблемный вопрос?

Ответы учащихся:

1. –

2. +

3. +

4. –

5. –

6. +

7. –

8. –

9.+

Рефлексия

Таким образом, что нового вы узнали на уроке?
Чем вам это поможет в будущем?

 На следующем уроке изучим многообразие плоских червей, познакомимся с некоторыми представителями типа, узнаем, как защититься от паразитических форм.

Ответы учащихся

Домашнее задание

Учебник стр. 31-35, выучить конспект, вопросы 1-4 (стр.35) устно

Запись домашнего задания в дневники



Предварительный просмотр:

Внутреннее строение Плоских червей

1 группа. Нервная система очень примитивна, она выражена нервным узлом, который именуют ганглием. Он имеет разветвления: 6 нервных стволов — по 2 на брюшной, спинной и боковой областям. Стволы соединяются с помощью перемычек. От самого ганглия и стволов протягиваются нервы к внутренним покровам и внешним кожным покровам. Некоторые плоские черви (свободноживущие) имеют примитивные органы чувств — глаза и статоцисты (органы равновесия).

2 группа. Пищеварительная система. Как и нервная, имеет примитивное строение и состоит из таких органов, как глотка и кишка. Она образуется из внутреннего слоя – энтодермы. Кишечник подразделяется на переднюю и среднюю области. У ленточных червей пищеварительной системы нет. Органы пищеварения и выделения замыкаются ротовой полостью, которая располагается в брюшной части. Глотка во время процесса питания производит всасывающие движения. Есть и такие виды, которые питаются не ротовыми присосками, а стенками тела.

3. группа. Выделительная система Система выделения имеет разветвленное строение и представлена протонефридиями. Эти канальчики выводятся в паренхиму, соединение с внешней средой обеспечивается за счет выделительных отверстий. Выделительная система формируется из мезодермы.

4 группа. Половая система формируется из мезодермы. У одной особи присутствуют и женские, и мужские половые железы. Семенники – мужская половая железа, которая вырабатывает семенную жидкость. Женские железы представлены яичниками, которые производят яйцеклетки. Некоторые черви могут размножаться бесполовым способом – делением. При поперечном разрезе тела на две части, каждая половинка не погибнет, а начнет процесс регенерации недостающих частей. Таким образом, из одного червя получится два. Размножение плоских червей Большая часть представителей плоских червей размножаются половым путем, некоторые виды способны к бесполому размножению. В семенниках происходит выработка семенной жидкости, которая по специальным протокам проникает в семенные мешочки. Яичники находятся в боковой части, из них яйцеклетки направляются в семяприемник, там они оплодотворяются.

5 группа. Дыхание. У плоских червей нет полноценной дыхательной системы. Процесс дыхания осуществляется сквозь внешнюю поверхность, кишечные паразиты имеют анаэробный или бескислородный тип дыхания. Черви, живущие в свободной среде, являются аэробами.

Кровеносная система. Абсолютно у всех разновидностей плоских червей нет кровеносной системы. Функцию кровеносной системы выполняет паренхима. За ее счет происходит транспортировка питательных веществ.

Органы передвижения. Черви двигаются за счет кожно-мускульного мешка и ресничек, которыми покрыто их тело. Паразиты используют при движении присоски.

Образ жизни плоских червей. Большая часть плоских червей ведет паразитическое существование, они обитают на наружных покровах хозяина или в его внутренних органах. Ресничные черви являются свободно живущими, они обитают в пресных водоемах и влажной почве. Печеночный сосальщик Организму человека и животного могут угрожать сосальщики и ленточные черви. Первые обитают преимущественно в печени у человека или животного, они высасывают из стенок печени кровь. Ленточные черви живут в кишечнике, поскольку у них самих не развита пищеварительная система, питание осуществляется уже переваренной пищей хозяина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 45 ,урок 9 в теме

АвторМартынова Светлана МихайловнаПредметАнглийский языкКласс4Тема урокаМесто, где мы живемСвязь данного урока с предыдущими и последующими урокамиУрок  45 учебника, урок 9 в темеЦели урокаФормир...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс...

Технологическая карта урока "Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика

Технологическая карта позволит организавать самостоятельное изучение и закрепление урока в дистанционной форме...

Технологическая карта урока «Сравнительная характеристика червей»

Технологическая карта урокаПредмет: БиологияКласс: 7 классТема урока: «Сравнительная характеристика червей»...