Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek_lektsiya.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Серебряный век

Тип урока

изучение нового материала

Организация пространства Образовательные ресурсы

Ресурсы: Мультимедиа проектор, компьютер, сеть Интернет.  

Рабочая тетрадь, справочная литература. учебник, презентация, тексты стихотворений поэтов Серебряного века

http://slova.org.ru/, http://www.klassika.ru/stihi/bryusov/ , http://rupoem.ru/bryusov/all.aspx, http://www.staratel.com/poems/begXX/block/biogrp.htm, http://slova.org.ru/blok/about/, http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/, http://slova.org.ru/gumilev/about/,  http://gumilev.ru/, http://www.ahmatova.ru/, http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/, http://www.vmayakovsky.ru/, http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/,  http://www.hlebnikov.ru/, http://www.stihi-rus.ru/1/Hlebnikov/,  http://www.stihi-rus.ru/1/Hlebnikov/

План

1. Понятие «Серебряный век», хронологические рамки

2. Направления поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм), их основные признаки и представители

3. Работа с текстами стихотворений

Цели урока

1.Содержательная: создать условия для формирования представлений о поэзии Серебряного века

2. Деятельностная: способствовать развитию  умений разных  способов действий 

3. Развивающая: .способствовать развитию интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Методы: частично-поисковый, проблемного изучения

Основные понятия

Серебряный век, модернизм, символизм, декаданс, акмеизм, футуризм

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Научатся: определять основные положения курса; разбираться в многообразии различных объектов, течений, направлений, обосновывать свой выбор; определять, что такое поэзия Серебряного века; объяснять сущность каждого направления, анализировать  стихотворения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы.

Учебно-познавательная

Умеют:

ставить цель и организовывать ее достижение, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, давать оценку своей учебно-познавательной деятельности, определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод

Коммуникативная

Умеют:

вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, формулировать вопросы, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями

Информационная

Владеют:

навыками работы с различными источниками информации: книгами,  интернет-ресурсами.

Умеют:

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию,  необходимую для решения учебных задач, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;  применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, мотивирует на работу, подводит к формулированию  темы

Записывают тему и план в тетрадь, самостоятельно формулируют тему и цели урока

фронтальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные:

принимают учебную задачу; самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

записи в тетрадях

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Золотой век русской поэзии»;

Вопросы по теме:

1. о чем писали поэты  первой половины XIX века

2.какие измене-ния произошли в России к началу XX века

3. как отрази-лись изменения жизни России в творчестве поэтов начала XX века

Проблема: сходства и различия в представлении мира и человека в нем поэтами Золотого и Серебряного века

Отвечают на вопросы, аргументировано высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

фронтальная

Коммуникативные:

применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; форму-лируют ответы на вопросы учителя

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

Презентация (каждый класс готовит свой вариант, см. Приложение на диске)

Работа с текстами стихотворений  

 

 

 

1.Нацеливает учащихся на самостоятельную работу:

- ознакомиться с новым материа-лом;

- составить записи (оформить конспект по лекции)

2. Формулирует задание, проводит беседу по стихотворе-ниям

3. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам :

В чем главные уроки Серебряного века, его сила и слабость, его открытия и его ошибки?

3Предлагает образец для самооценки конспекта (слайд)

1. Учащиеся показывают и комментируют слайды презен-тации. Осталь-ные просматри-вают презента-цию, делают записи в тетрадях (конспектируют)

2.Работают в парах,  читают поэтические произведения, анализируют их, высказывают свое отношение к поэтическим строкам

3Учащиеся производят самооценку составленного конспекта

1.Индивиду-альная

2.Фронталь-ная

3.Работа в парах

 

Познавательные:

умеют находить нужную информацию, выделять главное; дополняют и расширяют имеющиеся знания;  

Коммуникативные:

оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга. понимают позицию партнера;   планируют цели и способы взаимодействия, согласовывают действия с партнером; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуни-кативных задач; строят монологические высказывания

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последователь-ности действий своей работы;  осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности;

Личностные:

мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу;  сотрудничают между собой.

1.записи в тетрадях (конспект)

2. устные ответы

3.Творческая работа

4. проверка составленных конспектов

по выявлению основных признаков

модернистских направлений

IV. Первичное осмысление

5

Выполнение заданий

Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу:

1.выразительно прочитать стихотворение

2.найти призна-ки основных направлений и проиллюстрировать с помощью стихотворений

Выполняют задания, аргументированно отвечают на вопросы, вносят дополнения в конспект (средства выразительности, особенности поэтики)

фронтальная

Личностные:

развивают способности к самооценке

Познавательные:

осуществляют поиск и выделение информации; строят логическую цепочку рассуждений; планируют решение учебной задачи

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга;

устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

 Вопрос для обобщения полученных знаний

«Какое стихотворение вызвало больший интерес, почему?»

Вопросы:

1что объединя-ет всех предста-вителей Серебряного века

2. что общего и какие различия   в творчестве поэтов Золотого и Серебряного века

Предлагает обобщить полученные знания ответом на поставленный вопрос

Отвечают на вопрос.

 «Какое стихотворение вызвало больший интерес, почему?»

(аргументируют при помощи полученных знаний по  теме)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

индивидуальная

Личностные:

оценивают собственную учебную деятельность

 Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; анализируют эмоциональное состояние. полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; умеют оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников

оценивание учащихся за работу на уроке, соответствие составленного конспекта предложенному плану темы урока

VI. Домашнее задание

2

1.Выучить стихотворение поэта-символиста (по выбору), проанализировать и доказать, что оно относится к символизму

2.По группам-представить творчество «старших символистов» и «младосимволистов» по плану

3.Индивидуальное-символизм в живописи

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...