Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanyy_vek_lektsiya.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема | Серебряный век | ||||||||
Тип урока | изучение нового материала | ||||||||
Организация пространства Образовательные ресурсы | Ресурсы: Мультимедиа проектор, компьютер, сеть Интернет. Рабочая тетрадь, справочная литература. учебник, презентация, тексты стихотворений поэтов Серебряного века http://slova.org.ru/, http://www.klassika.ru/stihi/bryusov/ , http://rupoem.ru/bryusov/all.aspx, http://www.staratel.com/poems/begXX/block/biogrp.htm, http://slova.org.ru/blok/about/, http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/, http://slova.org.ru/gumilev/about/, http://gumilev.ru/, http://www.ahmatova.ru/, http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/, http://www.vmayakovsky.ru/, http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/, http://www.hlebnikov.ru/, http://www.stihi-rus.ru/1/Hlebnikov/, http://www.stihi-rus.ru/1/Hlebnikov/ | ||||||||
План | 1. Понятие «Серебряный век», хронологические рамки 2. Направления поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм), их основные признаки и представители 3. Работа с текстами стихотворений | ||||||||
Цели урока | 1.Содержательная: создать условия для формирования представлений о поэзии Серебряного века 2. Деятельностная: способствовать развитию умений разных способов действий 3. Развивающая: .способствовать развитию интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности | ||||||||
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах Методы: частично-поисковый, проблемного изучения | ||||||||
Основные понятия | Серебряный век, модернизм, символизм, декаданс, акмеизм, футуризм | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Приобретенная компетентность | ||||||||
Научатся: определять основные положения курса; разбираться в многообразии различных объектов, течений, направлений, обосновывать свой выбор; определять, что такое поэзия Серебряного века; объяснять сущность каждого направления, анализировать стихотворения. Получат возможность научиться: анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы. | Учебно-познавательная Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, давать оценку своей учебно-познавательной деятельности, определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод Коммуникативная Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, формулировать вопросы, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями Информационная Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, интернет-ресурсами. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию, необходимую для решения учебных задач, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии Ценностно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | УУД | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, мотивирует на работу, подводит к формулированию темы | Записывают тему и план в тетрадь, самостоятельно формулируют тему и цели урока | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: принимают учебную задачу; самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | записи в тетрадях | ||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Золотой век русской поэзии»; | Вопросы по теме: 1. о чем писали поэты первой половины XIX века 2.какие измене-ния произошли в России к началу XX века 3. как отрази-лись изменения жизни России в творчестве поэтов начала XX века Проблема: сходства и различия в представлении мира и человека в нем поэтами Золотого и Серебряного века | Отвечают на вопросы, аргументировано высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; форму-лируют ответы на вопросы учителя | Устный опрос | ||
III. Изучение нового материала | 17 | Презентация (каждый класс готовит свой вариант, см. Приложение на диске) Работа с текстами стихотворений
| 1.Нацеливает учащихся на самостоятельную работу: - ознакомиться с новым материа-лом; - составить записи (оформить конспект по лекции) 2. Формулирует задание, проводит беседу по стихотворе-ниям 3. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам : В чем главные уроки Серебряного века, его сила и слабость, его открытия и его ошибки? 3Предлагает образец для самооценки конспекта (слайд) | 1. Учащиеся показывают и комментируют слайды презен-тации. Осталь-ные просматри-вают презента-цию, делают записи в тетрадях (конспектируют) 2.Работают в парах, читают поэтические произведения, анализируют их, высказывают свое отношение к поэтическим строкам 3Учащиеся производят самооценку составленного конспекта | 1.Индивиду-альная 2.Фронталь-ная 3.Работа в парах
| Познавательные: умеют находить нужную информацию, выделять главное; дополняют и расширяют имеющиеся знания; Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга. понимают позицию партнера; планируют цели и способы взаимодействия, согласовывают действия с партнером; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуни-кативных задач; строят монологические высказывания Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последователь-ности действий своей работы; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; сотрудничают между собой. | 1.записи в тетрадях (конспект) 2. устные ответы 3.Творческая работа 4. проверка составленных конспектов по выявлению основных признаков модернистских направлений | ||
IV. Первичное осмысление | 5 | Выполнение заданий | Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу: 1.выразительно прочитать стихотворение 2.найти призна-ки основных направлений и проиллюстрировать с помощью стихотворений | Выполняют задания, аргументированно отвечают на вопросы, вносят дополнения в конспект (средства выразительности, особенности поэтики) | фронтальная | Личностные: развивают способности к самооценке Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации; строят логическую цепочку рассуждений; планируют решение учебной задачи Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга; | устные ответы | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа Вопрос для обобщения полученных знаний «Какое стихотворение вызвало больший интерес, почему?» | Вопросы: 1что объединя-ет всех предста-вителей Серебряного века 2. что общего и какие различия в творчестве поэтов Золотого и Серебряного века Предлагает обобщить полученные знания ответом на поставленный вопрос | Отвечают на вопрос. «Какое стихотворение вызвало больший интерес, почему?» (аргументируют при помощи полученных знаний по теме) Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная индивидуальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; анализируют эмоциональное состояние. полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; умеют оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников | оценивание учащихся за работу на уроке, соответствие составленного конспекта предложенному плану темы урока | ||
VI. Домашнее задание | 2 | 1.Выучить стихотворение поэта-символиста (по выбору), проанализировать и доказать, что оно относится к символизму 2.По группам-представить творчество «старших символистов» и «младосимволистов» по плану 3.Индивидуальное-символизм в живописи | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»
Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...