Вода- источник жизни
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Презентация о роли воды в жизнедеятельности клетки(8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_istochnik_zhizni.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода-источник жизни Цель: Изучить строение воды, рассмотреть, химические и биологические свойства воды Узнать роль воды в живой природе.

Слайд 2

Особенности строения воды: Рассмотрим строение молекулы воды: 1) Н2О – молекулярная формула, 2 )Н–О–Н – структурная формула, 3 )– электронная формула, характеризующая ковалентную полярную связь. 4 )Молекула воды имеет угловое строение: представляет собой равнобедренный треугольник с углом при вершине 104,5°. 5 )Молекулярная масса воды в парообразном состоянии равна 18 г/моль. Однако молекулярная масса жидкой воды оказывается более высокой. Это свидетельствует о том, что в жидкой воде происходит ассоциация молекул, вызванная водородными связями. Эти связи очень слабые, поэтому молекулы воды легко отрываются друг от друга при испарении.

Слайд 3

Свойства воды: 1) температура кипения- 100 градусов, температура замерзания- 0 градусов, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет форму, есть объем. 2) Вода обладает большой теплоемкостью, т.е. способностью поглощать теплоту. Благодаря этому биохимические процессы протекают в меньшем интервале температур, с более постоянной скоростью и опасность нарушения этих процессов от резких отклонений температуры грозит им не столь сильно. Вода служит для многих клеток и организмов средой обитания, для которой характерно довольно значительное постоянство условий среды. При минимальном изменении ее собственной температуры выделяется или поглощается значительное количество теплоты. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Поскольку на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева (например, при потоотделении). 3) Вода обладает высокой теплопроводностью. Такое свойство создает возможность равномерно распределять теплоту между тканями тела. 4) вода обладает «памятью».

Слайд 5

Роль воды: 1. Универсальный растворитель Вода – прекрасный растворитель для множества веществ живого организма, среда, в которой протекает большинство химических реакций, связанных с обменом веществ. Из-за высокой полярности молекул вода является растворителем других полярных соединений, не имея себе равных. В воде растворяется больше веществ, чем в любой другой жидкости. Именно поэтому в водной среде клетки осуществляется множество химических реакций. Вода растворяет продукты обмена веществ и выводит их из клетки организма в целом.

Слайд 8

2. Теплорегулятор клетки, то есть При ее участии, с помощью водного обмена, происходит терморегуляция, т.е. регулируются процессы теплоотдачи и теплопродукции. 3. Обеспечивает перенос необходимых веществ и удаление вредных продуктов. С водой удаляются из организма ненужные ему продукты обмена, иногда микробы, их токсины и т.п. 4. Осморегулятор , то есть обеспечивает ряд физических свойств клетки: тургор, упругость, объем.

Слайд 9

Вода и процесс эволюции: Роль воды для живых организмов находит свое отражение, в частности, в том факте, что одним из главных факторов естественного отбора, влияющих на видообразование, является недостаток воды. Все наземные организмы приспособлены к тому, чтобы добывать и сберегать воду; в крайних своих проявлениях -у ксерофитов, у обитающих в пустынях животных и т.п. - такого рода приспособления представляются подлинным чудом "изобретательности" природы. Вода является одним из основных веществ природы, без которого невозможно развитие органического мира растений, животных, человека. Там, где она есть, – есть жизнь. А какова роль воды в человеческом организме?

Слайд 11

Роль воды для человека и животных Роль воды для растений Обеспечивает тургор и объем клетки, движение цитоплазмы в клетке, вода- главный фактор для фотосинтеза, При транспирации происходит теплоотдача и предупреждение перегрева растения. В теле -65 % воды у новорожденного ребенка – 70%, кость, содержит около 20% воды, в печени, мышцах, мозге – 70–80%, в крови – около 80%. Потеря 10% влаги вызывает нарушение глотательного рефлекса, затем начинаются галлюцинации, в конце концов, останавливается сердце – оно оказывается не в состоянии проталкивать по сосудам сгустившуюся кровь. При потере организмом более 12% влаги наступает смерть.

Слайд 12

Задание: Написать приспособления растений и животных к недостатку воды.

Слайд 13

1. В каких клетках человека больше всего воды? а) Жировых; б) костных; в) нервных. 2. Каковы функции воды в клетке? а) Передача наследственной информации; б) среда для химических реакций; в) источник энергии. 3. К гидрофобным веществам относят: а) соли; б) сахар; в) жиры. Закрепление: (тесты) 4. Больше всего воды содержится в клетках: а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика. 5. Вода – основа жизни, т.к. она: а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном); б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена; в) охлаждает поверхность при испарении. 6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются: а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода-источник жизни.

Я -царица,я водица.Я на свете всех важней!...

Вода- источник жизни на земле (презентация)

Цели :   рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к во...

КВН Вода-источник жизни

Значение воды, охрана воды, содержание воды в живых организмах, в растениях, умение детей творчески мыслить...

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

"Вода-источник жизни"

На этом уроке рассматриваются значение воды для жизни на Земле и  роль воды в природе.  Какие загрязнения воды создают угрозу для человечества....

"Вода - источник жизни"

конспект урока по природоведению в 5 классе...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...