рабочая программа 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
рабочая программа 10- класс11 класс в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 10-11 класс | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа:
Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Под ред.Пономаревой И.Н. Гуманитарный профиль - Вентана-Граф
Учебник
«Общая биология» 2017 г.
Авторы: И.Н. Пономарева
О.А. Корнилова
Т.Е. Лощилина
Количество часов в неделю:
- по программе: 1
- по учебному плану школы: 1
- практические работы, лабораторные работы: 3ч
демонстрационный эксперимент: _______________
(количество)
- контрольные работы: 2
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, рассчитано на 1 ч в неделю, 34 часа в год.
Учебник представляет достижения биологических наук в принципиально новом построении учебного курса общей биологии. Впервые в школьной практике свойства живой материи рассматриваются на разных уровнях ее организации: биосферном, биогеоценотическом, популяционно-видовом, организменном, клеточном и молекулярном. В курсе 11 класса представлены три уровня - организменный, клеточный, молекулярный. Учебный материал разделен на три образовательных компонента: основное ядро знаний (соответствует обязательному образовательному стандарту), материал для классов общеобразовательного профиля, материал для классов гуманитарного профиля. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка. Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Программа по биологии для учащихся 11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа курса «Биология» для учащихся 11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны: знать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Организменный уровень организации жизни (15 ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Типы питания организмов: гетеротрофы и автотрофы. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов — половое и бесполое — и его значение. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Изменчивость признаков и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы — изменение генов и хромосом.
Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.
Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.
2. Клеточный уровень организации жизни (10 ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Основные положения учения о клетке. Химический состав клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Хромосомы, их структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Многообразие клеток и тканей. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный метаболизм и роль ферментов в нем. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различия митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
3. Молекулярный уровень проявления жизни (7 ч)
Молекулярный уровень жизни и его особенности. Основные биополимерные молекулы живой материи. Их роль в клетке. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК.
Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах.
4. Заключение (1 ч)
Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема блока | К-во ч. | Тема урока | Понятия | Контроль | Дата |
1.Организменный уровень орг-ции жизни (18ч) | 1 | Организменный уровень организации жизни и его роль в природе(§1) | Организм.уровень | Работа с текстом учебника | |
2 | Организм как биосистема(§2) | Биосистема,одноклет.многоклеточные,органоиды,вид, популяция,гуморальная регуляция,фитогормоны, нерв.регуляция | Работа с текстом учебника | ||
3 | Жизненные процессы организма от рождения до смерти-онтогенез(§6) | пиноцитоз,фагоцитоз, движение,поведение | Работа с текстом учебника | ||
4 | Размножение организмов: половое и бесполое(§8) | бесполое, половое,клонир-ние | Работа с текстом учебникатест | ||
5 | Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена(§9) | наслед-ть,изменч-ь, генотип, фенотип | Работа с текстом учебникатест | ||
6 | Изменчивость признаков организма и её типы(§10) | генотипическая,модификационная, онтогенетическая | Работа с текстом учебника | ||
7 | Основные генетические Закономерности Л/р№1(§11) | моногибридная,дигибридная,полигибридная,доминантныйрецессивный,гетерозигота, гомозигота, аллель, гипотеза частоты гамет | Работа с текстом учебника решение задач | ||
8 | Генетика пола и наследование, сцепленное с поломЛ/р№2(§13) | гомогаметы, гетерогаметы, гены | Работа с текстом учебника решение задач | ||
9 | Наследств.болезни человека, их причины и профилактика(§14) | генные, хромосомные заболевания | сообщения | ||
10 | Этические аспекты применения генных технологий(§15) | этика, биоэтика, | Работа с текстом учебника | ||
11 | Мутагены, их влияние на организм человека(§16) | мутагены, мутагенез, мутации, генеративные, соматические мутации | Работа с текстом учебника | ||
12 | Генетич.основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции(«Пол»,§64; «Бел», §35,36) | селекция, сорт, порода, инбридинг, аутбридинг | Работа с текстом учебника | ||
13 | Основные факторы, формирующие здоровье человека(§17,18) | гомеостаз, наслед. аномалии | Работа с текстом учебника | ||
14 | Роль жизнед-ти и творчества человека в обществе(§19) | семинар: Роль жизнед-ти и творчес-тва человека в обществе | |||
15 | Вирусные заболевания и профилактика заражения ими(§21) | вирусы, капсид,эндоцитоз,ОРВИ,бактериофаг,СПИД,вирусология,вакцина. | сообщения | ||
16 | Лабораторная работа 3.Оценка возможных воздействий мутагенов на собств.организм. | ||||
17 | Бактерии, их разнообразие и значение в природе. | Архебактерии,цианобактерии, гниения,почвенные, болезнетворные | Работа с текстом учебника, с технолог.картой | ||
18 | Обобщающий урок по теме « Организменный уровень» | Обобщающий по теме «Организменный уровень» | |||
2.Клеточный уровень орг-ции жизни (9ч) | 19 | Клеточ.уровень орг-ции живой материи и его роль в природе(§23) | суборганизменный,организация,структурные элементы. | Работа с текстом учебника | |
20 | Клетка как этап эволюции живого в истории земли(§24) | прокариоты,эукариоты, аэробы,ткани. | Работа с текстом учебника | ||
21 | Структура и функции клеток и внутриклеточ. образований(§26) | органоиды,включения | Работа с текстом учебника | ||
22 | Особенн-ти доядерных и ядерных клеток(§27) | прокариоты, эукариоты | Работа с текстом учебника | ||
23 | Деление клетки(§29) | митоз, мейоз | Работа с текстом учебника | ||
24 | Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме(§31) | хромосом, ген, трансляция, транскрип-ция, гомологичные, аналогичные, кариотип, полиплоидия | Работа с текстом учебника, сообщение | ||
25 | Достижения мед.генетики и биоэтические проблемы(§32) | биоэтика | дискуссия | ||
26 | Микробиология на службе человека(§39) | микробиоло-гия | Работа с текстом учебника | ||
27 | История развития науки о клетке. Клеточная теория. (§40) | цитология, сукцессион-ная гипотеза, симбиотичес-кая | семинар по теме №2 | ||
3.Молекулярный уровень проявления жизни (6ч) | 28 | Молекуляр.уровень жизни и его особенности(§43) | молекулярный уровень, биомолекулы, полимеры, мономеры | Работа с текстом учебника | |
29 | Основные биологич.молекулы живой материи(§44) | углеводы, белки, нуклеиновые кислоты | Работа с текстом учебника | ||
30 | Процессы синтеза в живых системах(§45) | фотосинтез, биосинтез белков | Работа с текстом учебника | ||
31 | Молекуляр.процессы расщепления в элементарных биосистемах(§46) | биологич.окисление, АТФ, ферменты, коферменты, витамины, гормоны | Работа с текстом учебника | ||
32 | Хим.загрязнение окруж.среды как глобальная экологическая проблема(§50) | пестициды, диоксин | Работа с текстом учебника, сообщение | ||
33 | Промежуточная аттестация | ||||
34 | Время экологич.культуры(§51) | семинар по теме №3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...