Занимательная биология
рабочая программа по биологии (11 класс)

Шишкина Наталья Анатольевна

Занимательная биология. 11 класс. 2 часа. Поддерживающий курс внеурочной занятости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_biologiya_11_klass.docx66.54 КБ

Предварительный просмотр:

 


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные)...................................

3-4

2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ……………

5-10

3.

Тематическое планирование...............................................

Приложения: ………………………………………………

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

11-20

21-22


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология»разработана на основе авторской программы Дорофеевой Ю.В. «Занимательная биология» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 11класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  5. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
  6. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2018-2019 уч. год.
  7. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» предполагает достижение следующих результатов:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.



2. Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов,

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

  • способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
  • овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
  • овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
  • способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
  • способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

      Раздел 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания (1 час)

      Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

     Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

      Раздел 2. Клетка как биологическая система (7 часов)

      Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

      Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

      Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

      Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов

клетки – основа ее целостности

      Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий.

               Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

      Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных.

     Раздел 3. Организм как биологическая система (10 часов)

     Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни

     Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого  размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

     Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

      Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

      Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

      Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

      Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

       Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)

     Раздел 4. Система и многообразие органического мира (18 часов)

     Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

     Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

     Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

      Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений

      Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

     Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

      Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

     Раздел 5. Организм человека и его здоровье (12часов)

     Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов

     Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

      Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

      Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

      Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

     Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

      Раздел 6. Эволюция живой природы (5 часов)

      Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования

      Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

     Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

      Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

      Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

      Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (4 часа)

      Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор

      Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)

      Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

      Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

      Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде

     Раздел 8. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ (6 часов)

Основные виды учебной деятельности  на занятиях:

  1. решение задач,
  2. вычерчивание разных схем и графиков,
  3.  выполнение эксперимента,
  4. Моделирование биологических процессов

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем впортфолио ученика.

2.Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ занятия

Дата

Раздел модуля

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1

Раздел 1. Биология – наука о живой природе (1час)

1.1.Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Уровневая организация жизни

1

Рассматривают методы изучения и гипотезы

2

Раздел 2. Клетка как биологическая система             (7часов)

2.1. Современная клеточная теория. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки

1

Находят отличия различных клеток разных типов царств. Составляют схемы и таблицы

3

2.2. Химический состав клетки

1

Составляют схемы

4

2.3. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

1

Составляют схемы

5

2.4. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

1

Составляют схемы

6

2.5. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

1

Составляют схемы, решают задачи

7

2.6. Клетка – генетическая единица живого.  Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки

1

Решают задачи

8

2.7.Жизненный цикл клетки. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных

1

Составляют схемы  и таблицы.Решают задачи

9

Раздел 3. Организм как биологическая система  (13часов)

3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни

1

Выполняют презентации, готовят сообщения

10

3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого  размножения. Оплодотворение у цветковых растений. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных

1

Готовят сообщения, составляют схемы

11

3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

1

Составляют таблицы, выступают с презентациями.

12

3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

1

Решают задачи

13

3.5. Закономерности наследственности, их  цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система

1

Решают задачи

14

3.6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

1

Строят  графики и вариационную кривую

15

3.7. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки

1

Выступают с сообщениями

16

3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Методы селекции

1

Выступают с сообщениями

17

3.9. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.

1

Выступают с сообщениями

18/

19

Решение тестов

2

Решают тесты

20/21

Решение задач

2

Решают задачи

22

Раздел 4.  Система и многообразие организмов (21часов)

4.1.Систематика. Царство Бактерии

1

Выполняют схемы, Проводят мини исследования

23

4.2.Царство Грибы. Лишайники

1

Выполняют рисунки и схемы. Проводят мини исследования

24

4.3.Царство Растения. Вегетативные органы

1

Выступают с сообщениями

25

4.4.Царство Растения. Репродуктивные органы

1

26+27

4.5.Водоросли. Мхи. Папоротникообразные

2

Работают с гербариями, составляют схемы и таблицы

28+29

4.6. Голосеменные. Покрытосеменные

2

Работают с гербариями, составляют схемы и таблицы

30

4.7. Царство Животные. Подцарство Простейшие

1

Работа с микропрепаратами и микроскопами

31

4.8. Тип Кишечнополостные.

1

Составление схем. Работа с микропрепаратами

32

4.9. Тип  Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви

1

Работают с влажными препаратами и живыми объектами

33

4.10. Тип Моллюски

1

Работают с живыми объектами, составляют рисунки

34

4.11. Тип Членистоногие

1

Работают с коллекцией и влажными препаратами

35

4.12. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы

1

Работают с таблицами, влажными препаратами

36

4.13. Класс Земноводные

1

37

4.14. Класс Пресмыкающиеся

1

Работают с таблицами, влажными препаратами

38

4.15. Класс Птицы

1

Работают с таблицами, влажными препаратами

39

 4.16. Класс Млекопитающие

1

Работают с таблицами, составляют схемы

40

Раздел 5. Организм человека и его здоровье (12 ч)

5.1.Ткани. Опорно-двигательная система

1

Работают с микропрепаратами

41

5.2. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет

1

Работают с микропрепаратами

42

5.3.Кровообращение. Давление крови. Пульс

1

Исследуют скорость наполнения кровеносных сосудов, изучают пульс

43

5.4.Дыхание. Газообмен в легких и тканях.

1

Составляют модель «Работа легких»

44

5.5. Питание и пищеварение

1

Составляют схемы

45

5.6. Обмен веществ. Значение витаминов в обмене веществ

1

Составляют таблицу

46-47

5.7. Выделение. Мочевыделительная система. Кожа. Терморегуляция организма

1

Выполняют работу с микропрепаратами

48

5.8. Регуляция функций в организме. Эндокринная система. Гормоны.

2

Составляют таблицы и схемы

49

5.9.Нервная система и ее функции.

1

Составляют схемы

50

5.10. Анализаторы.

1

Выступают с сообщениями

51

5.11. ВНД: Особенности психики человека. Сознание. Память. Эмоции. Речь. Мышление. Сон.

1

Выступают с презентациями и сообщениями

52

5. 12.Здоровый образ жизни. Личная и общественная гигиена. Профилактика инфекционных заболеваний. Оказание первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Вредные и полезные привычки.

1

Проводят занятия с младшими школьниками

53

Раздел 6. Эволюция живой природы (8часов)

6.1.Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция

1

Составляют схемы

54

6.2.Развитие эволюционных идей. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

1

Составляют таблицы

55

 6.3.Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции

1

Работают с доп литературой

56

6.4.Макроэволюция

1

Составляют таблицу

57

6.5.Происхождение человека

1

Составляют таблицу

58

Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (4часа)

7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы

1

Работают с дополнительной литературой

59

7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты

1

Составляют схему

60

7.3. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

1

Составляют схемы, решают задачи

61

7.4. Биосфера – глобальная экосистема

1

Составляют схемы

62-70

Раздел 8. Решение демонстрационных вариантов (10 часа)

Решение тестов

10

Решают тесты

Итого                                                                        

70

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя

1.Биология ЕГЭ – 2017. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2016.

2.ЕГЭ 2017. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2016.

3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2016.

4.Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2016.

Литература для учащихся

1. Единый государственный экзамен 2017. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2016.

2. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

3. ЕГЭ-2017. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Г.С.Калиновой. - М.: Национальное образование, 2016. (ЕГЭ-2017. ФИПИ - школе).

4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2011

 5. Ю.В.Щербатых. Биология в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2012

6. А.А. Кириленко. Биология. Тематические тесты. Ростов на дону: Легион,2016.

7. ЕГЭ. Биология. Тематический сборник. Под редакцией Г.С. Калиновой           - М.: Национальное образование, 2016.

8. ЕГЭ. Биология 2017, Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Г.С.     Калиновой        - М.: Национальное образование, 2016.

 9. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.:Высш.шк.,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" (Что? Где? Когда?)

Внеклассное мероприятие по биологии для 7-8 классов в виде презентации в форме игры Что? Где? Когда? Имеет игровое поле, таймер, ответы с иллюстрациями. Основу составляют вопросы по ботанике, зоологии...

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

Кружок по биологии «Занимательная биология»

Пояснительная запискаОбщебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок...

Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"

Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....

Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...